Урок истории культуры народа по теме "Семья. Республика. Сотрудничество"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить детей с разнообразными службами города.
  • Показать сотрудничество взрослых и детей, взрослых со  взрослыми.
  • Воспитывать дружелюбие, милосердие, любовь к близким людям и к своей Родине.

ХОД УРОКА

Тема нашего разговора: «Семья. Республика. Сотрудничество». (На доске появляется название схемы)
В гости к нам пришли представители служб, которые помогают семье в горе и радости.  Они входят в состав каждой группы, чтобы вы с ними поближе познакомились и узнали, как они помогают и сотрудничают с семьями. В течение урока на доске будет появляться схема сотрудничества семьи. К разговору на эту тему мы хотели бы пригласить и другие семьи города, края, страны, поэтому к концу урока будет создана веб-страница, которая потом будет размещена в Интернете

Жил-был одинокий человек. Отправился он в дальний путь. Внимательно посмотрите слайды и послушайте про нашего героя песню. Определите, в какие края пришёл путник. Презентация 1 (фотографии родного города).
Мимо текла река(звучит запись песни)

Мимо текла, текла река
Плыли куда-то облака
Шёл человек, была дорога не легка,
И человек мечтал о том,
Что он построит где-то дом
И поселится счастье с ним в доме одном.

– Узнали, в каких краях оказался наш путник?
– Что вы узнали?
– А как называется наш город? Когда он образован? Почему имеет такое название?
– В какой республике он находится?
– Какая река протекает в крае?
– О чём мечтал путник?

Появляются 2 поросёнка. (кукольный театр)

– Он мечтал о доме. А как вы понимаете слово дом?
– Дом – место, где живут;
– А республика это дом?
– А страну мы можем назвать домом?

Появляется 3 поросёнок.

Да, он мечтал, как и мы построить дом, найти счастье. Дом обязательно должен быть прочным, крепким, надёжным. И никак нельзя обойтись в доме без семьи.
Я слышал, что сейчас и  государство заботится о молодых семьях. Существует специальная программа, по которой быстрее и дешевле получить своё жильё молодым семьям.
Да, когда мы подрастём, то обязательно будем жить в семьях. А пока нам надо спешить помогать строить надёжный дом. До новых встреч, ребята! (поросята уходят).

Семья – это союз двух любящих людей, которые могут дать жизнь ещё одному или нескольким маленьким людям. 15 мая отмечается Международный день семьи.

– А сейчас задание для наших творческих групп.
На столах у вас лежит бумага и ручка. Необходимо в течение 2 минут подобрать как можно больше прилагательных к слову семья.
Катя Смирнова и Катя Сергеева в это время будут работать у компьютера. Есть 2 столбика, в каждом из которых написаны части пословиц о семье. Ваша задача найти начало и конец и соединить их, чтобы получились правильные пословицы. Презентация 2.   
А все остальные присутствующие в это время посмотрят презентацию семьи Красавиных. Презентация 5.

– Давайте посмотрим, что у вас получилось. Группы зачитывают свои слова. (слова записывать на доске: положительные вверху слева, отрицательные внизу справа).

Итог: семья может быть дружной, весёлой, творческой, трудолюбивой и т.д.

– Ребята, а как вы понимаете, что такое трудолюбивая семья?
– Каким общим делом может заниматься семья?

В марийском крае кропотливым делом было создание национального костюма, который хранили несколько поколений, внося свои изменения.
Ярким примером трудолюбивой семьи является семья Эшмеевых, которая познакомит нас с костюмами, которые хранятся уже 3 поколения.

Рассказ Светы Эшмеевой.

Есть народ такой, марийский,
В нашем крае он живёт.
А молва об их костюмах
На весь мир давно плывёт.
Обычаи и традиции есть у каждой семьи
Костюмы предков храним и мы.

Красив, богат и оригинален национальный костюм мари.
Вашему вниманию представлены два костюма. Первый – прабабушки Яруновой Ираиды Андреевны, а второй – бабушки Илдаркиной Фаины Степановны.
В ту пору у женщин было много детей (у прабабушки было 7 детей), поэтому рубаха туникообразного кроя, на груди разрез. Манжеты уже пришиты к рубахе, украшены вышивкой и даже обвязаны крючком. Сборка  наплечников (вочыгач) выполнялась вручную и для удобства они отпарывались при стирке рубахи. Костюм каждой женщины должен был быть особенным, отличным от остальных. Поэтому много времени, сил и труда затрачивалось для создания отдельных частей костюма. Самыми яркими частями костюма являются передник (запон), поясная завязка (запон кандыра), которая прикреплялась при помощи булавок,  шёлковый пояс (эште) и платок с вышивкой (савэц), которые раньше вышивали крестиком, а затем уже гладью. Шарпан  – он украшен вышивкой, по которой можно прочитать всё о семье девушки (девушки готовили его как приданное и надевали на свадьбу). На ногах носили лапти, прямого кроя из лыка. Была у прабабушки ещё и мониста – это украшение из монет, но в годы Великой Отечественной войны её отдали в фонд обороны страны, осталась на память лишь одна монетка.

Костюм бабушки более современный. Отличается он тем, что вместо рубахи халат, да и украшения более яркие и современные. Костюм бабушки не был таким ярким, как сейчас. Он был более строгим и простым. А когда подросла мама ей нужно было участвовать в художественной самодеятельности, тогда она решила костюм изменить и приукрасила его.

Жить бабуле много лет                                        В час досуга, чтоб побольше
С нами – без проблем и бед,                               Сериалов типа «Клон».
Пенсии б увеличенья                                           И за всё бабуле нашей
И ни капли огорченья.                                         Низкий,  до земли, поклон.

Женский костюм был и остаётся очень нарядным, а вот костюм мужчин мари состоит из расшитой рубахи, пояса, штанов и сапог (раньше были лапти).

Чтобы об этой красоте знали ещё многие поколения, помнили об их предках и ремесле в музеях хранят записи, книги, старинные вещи.

Слово предоставляется хранителю музейных ценностей – Кораблёвой Оксане Витальевне. (Рассказала о том, что 18 мая отмечается 50 лет музеям, функции музея и интересный случай из жизни музея.)

Вывод: Музей это – хранилище.
– А музей только хранит вещи и всё? Для чего он нам ещё нужен?
– Да, это досуг. Почему важно вместе проводить свободное время?

Когда семьи вместе проводят свободное время, узнают что-то новое, тогда у них рождаются интересные мысли, которые реализуются в творчестве. И именно такие семьи достигают очень высоких результатов.
Также помогают раскрыться семьям нашего города, развивают и направляют их многие организации (Детская школа Искусств, Спортивная школа, художественная школа), но в первую очередь это Дом детского творчества.
Слово социальному педагогу ДДТ – Водоватовой Галине Осиповне (о сотрудничестве с семьями, о том, как они их развивают и направляют, как выявляют таланты, где в настоящее время работают, о возрасте детей важно закончить фразой –  с дошкольного возраста) 

А организацией обучения и воспитания детей занимается Управление образования нашего города. Они контролируют работу детских садов, школ, спортивную школу, СЮТ. Все эти организации тесно сотрудничают с семьями: дают знания, проводят многочисленные конкурсы, которые сплачивают семьи, помогают выявить самых талантливых.

Спасибо, Туговой Ольге Анатольевне – методисту по работе с подростками УО г. Козьмодемьянска, находящимися в трудной жизненной ситуации, за то, что выполняете такую трудную, но очень важную  работу.

К сожалению, жизнь это не только белая полоса, но и чёрная. Жизнь это не только улыбки, смех и веселье.

Сергеева Катя

Вот так и живём, хоть трудно бывает
В жизни всегда огорчений хватает.
Счастье и горе, провал и успех,
Парою ходят и слёзы и смех.

Действительно люди попадают в трудные жизненные ситуации. И о них сложены песни.
Одну из таких песен на уроке  мы прослушали и проиллюстрировали. Предлагаем гостям оценить наше творчество.
Приглашаем Бухолову Наталью  Анатольевну – учителя Троицкой СШ   помочь нам. Нужно подобрать к каждой строчке рисунок, тем самым, создавая клип из рисунков к песне.
Спасибо, справились хорошо.

Трудная жизненная ситуация, в которой оказался человек, заставила его вспомнить о доме. Что его заставило уйти из дома?

Работа по таблице

развёлся с женой
погибли все родственники
оставили родители (дети)
поссорился с семьёй
выгнали из дома
пьянство
война
справился с трудностями
захотел жить лучше

Может случиться и так, что поссорились. Тогда их нужно срочно помирить.
Работа в группах продолжается. На  столах лежат карандаши и рисунок.   Предлагаем вам их помирить.

Саша Красавин продемонстрирует нам это на компьютере (в презентации надо помирить людей – подрисовать цветочки). Презентация 3.

Одиночество  – плохо. По разным причинам люди остаются одни. И если ещё не всё потеряно, то на помощь им приходит очень важная служба – соцзащита.

Приглашаем к разговору  Суворову Галину Николаевну – специалист по социальной работе с населением. (Рассказывает о том, как и кому, они оказывают помощь)

Но не всех и не всегда, к сожалению, мы можем помирить. Обидеть ребёнка может каждый, так гласит народная мудрость. Но должно ли быть так в жизни? Нередко педагоги детских учреждений или соседи видят, как взрослые издеваются над детьми или бросают их одних, выгоняют на улицу, учат пить и курить. Как часто мы видим по  телевизору, да и наблюдаем в жизни, что уже крошечный малыш никому не нужен: его выбрасывают на улицу, оставляют в роддоме. Тогда люди обращаются за помощью  в отдел опеки и попечительства. Каждый звоночек проверяется, и принимаются меры.

Предоставляем слово руководителю данного отдела Фоминой Наталье Александровне. (Рассказывает о функциях своего ведомства, о телефоне доверия)
Я рада, что в последние годы граждане нашей страны активно участвуют в программе «Приёмная семья». Благодаря вашему отделу так много детей смогли обрести семью и свой дом. Спасибо вам вы делаете нужное и благородное дело.

Морозова Алёна

Было б, куда эти слёзы нести,
Душу свою было б  с кем  отвести,
Только семья – это пристань для счастья,
Только она сохранит от ненастья.

В жизни случаются такие моменты, когда совершенно чужой человек становится частью семьи, его порой даже родственником считают.
– Как вы думаете, в каких случаях это происходит? (Пересадка органов, доноры крови, подвиг на войне или в мирное время).
– Много таких случаев было и во время  Великой Отечественной войны.
– Предоставляем слово семье Красавиных. (Рассказ о прадедушке, который воевал и оставил своим предкам реликвию – немецкую ложку)

– А сколько лет подряд наша страна уже отмечает День Победы? Когда его отмечают?
Ветеранов остаётся всё меньше и меньше. Ученики нашей школы ежегодно поздравляют ветеранов города с этим великим праздником, приглашают их на классные часы и уроки мужества. В нашем городе создан Совет ветеранов. Они живут как одна большая дружная семья. А вот чем они занимаются мы узнаем из рассказа члена городского совета ветеранов войны и руда – Ивановой Надежды Васильевны.
Большое спасибо вам за ваш благородный труд и низкий поклон. За вами, дети, будущее. Не забывайте о доброте, о прошлом Родины, старайтесь сделать  мир чище, радостнее, светлее и воспитывайте в себе, своей душе доброту. Если каждый воспитает в себе доброту, то и в стране будет царить добро и душа народа будет светлая, добрая.

– Я предлагаю нашим группам заняться творчеством и соткать «Ковёр Дружбы»
Издавна на земле Марий Эл жили люди разных национальностей и продолжают жить в семье единой. Разные цвета и оттенки нашего «Ковра» – это разные люди, их чувства, дела. Но общее для нас всех – это наша Родина –  Россия, Марий Эл.  И «Ковёр Дружбы» это наше первое творческое дело по укреплению нашей Единой Семьи.
Без чего нет Дружбы? Без доброго отношения к людям. Насыпаем по 2 ложки добра (мука).
А добро всегда побеждает неприятности, зло. Кладём по 1,5 ложки соли.
Добрые слова помогают нам лучше понимать друг друга (0,3 ложки растительного масла).
Всё хорошо перемешиваем.
Это – вечный дар – чистая вода – она даётся нам на века нашими предками. И мы передаём её из поколения в поколение (наливаем воду, хорошо перемешиваем, чтобы получилось тесто такой консистенции как на блины).
Для того чтобы наша дружбы между народами стала крепкой положим сюда клей ПВА (2 ложки).
А раскрасим наш ковёр разноцветными красками. Каждый кладёт по 1 чайной ложке гуаши (гуашь на всех столах разная: 7 цветов радуги и белая гуашь – ведь мы творим 8 чудо света!)
Хорошо всё перемешиваем.
Выливаем на лист в круг по очереди, затем проводим ровные лучики из центра круга.
Получился красивый ковёр, похожий на звезду – наш «Ковёр Дружбы».
Пусть наш ковёр станет символом дружбы всех народов республики Марий Эл, проживающих в «единой семье», всех служб, которые ей помогают.

Фотография марийской семьи меняется на фотографию семьи России.

– Какие службы всегда готовы оказать помощь семье?
– Не забывайте, что такие службы работают не только в нашем городе, но и в республике и по всей стране.
– Так что же такое сотрудничество?
– Благодарим вас за вашу работу, за ваше сотрудничество с нами. Надеемся, что и дальше наше сотрудничество будет приносить только хорошее в ваши семьи.
– Спасибо.