Цели:
- Показать зависимость человека от природы, её воздействие на неё, познакомить с Красной книгой
- Формировать умения выделять главное в информации
- Пробуждать у детей интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.
Оборудование: выставка книг, раздаточный материал, слайдовая презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Этап целеполагания и постановки учебных задач
– Московский школьник написал в редакцию журнала «Филя» письмо, в котором просит разобраться , почему ему поставили двойку за сочинение на тему «Как я провёл выходные». Ваша задача быть внимательными слушателями.
Мой выходной
В воскресенье у моей мамы был день рождения, и мы решили поехать в лес. Мы выбрали удобную полянку и решили на ней поставить палатку. Папа нарубил лапник, развёл костёр для шашлыка. Пришлось, правда, попотеть, когда он рубил дрова. Пока мама готовила шашлык, я набрал большой букет ландышей. Во время праздничного обеда, мы на счастье разбили бокалы. Было очень тепло, мы играли в бадминтон, прятки, пели песни под гитару. Папа собрал для нас берёзовый сок. Когда мама стала на речке мыть посуду, я вымыл Лютого. Ему случайно попал шампунь в нос, и он смешно фыркал. На следующее утро мы остатки пищи оставили для лесных жителей, а вот коробки и банки сложили в пакет и закопали. Костёр залили. Мне очень не хотелось уезжать домой!
– Почему мальчик получил двойку?
- запрещается рубить лапник и дрова;
- запрещается рубить костёр в лесу, если до ближайших деревьев расстояние меньше 3 метров;
- запрещается собирать занесённые в Красную книгу цветы, в том числе ландыши;
- запрещается в лесу сбор берёзового сока;
- запрещается в лесу бить стеклянную посуду;
- запрещается использовать в лесу и на реке химические моющие средства (шампуни, средства для мытья посуды, мыло);
- запрещается закапывать мусор в пластиковых пакетах. Стеклянную и металлическую тару, а также пластиковые пакеты следует выбрасывать только в специальные контейнеры.
– Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке? Какие вопросы у вас возникают по этой теме?Презентация 1 (Слайд 1)
III. Этап решения проблемы
1. – Может ли человек жить без природы?
«Природа – наша кладовая, но всё в ней
постепенно истощается» Как вы понимаете это
высказывание? Презентация 1
(Слайд 2)
– Существует наука о природе, которая учит нас
бережно относиться к окружающему миру – это
экология. Человек, который изучает природу – это
эколог.
2. Экологическая сказка «Репка»
Дед и бабка вздыхают.
– Не растёт!
Внучка:
– Жучка! Иди помогай!
Жучка:
– Надо землю взрыхлить. (Лапами рыхлит и
выбрасывает консервную банку и полиэтиленовый
пакет)
– Наверно, туристы отдыхали около нашего
огорода. Они не знают, что бумага, брошенная в
землю, лежит до полного разложения более 12 лет.
– Ох, устала! Кошка, иди помогай! (Жучка и кошка
лапами рыхлят землю и выбрасывают разный мусор)
Кошка:
– Да, они не знают, что консервная банка,
брошенная на землю, лежит до полного разложения 90
лет.
Жучка:
– А полиэтиленовый пакет 200лет.
Кошка:
– А брошенное стекло 1000 лет.
– Ох, устала! Ну и туристы: сами отдохнули, а всё
вокруг засорили.
Все:
– Расти репка большая-пребольшая!
Кошка:
– Теперь и вода чистая и земля рыхлая. (Репка
начинает расти)
Мышка:
– А почему меня не зовёте? Репка выросла?
Дед:
– Пусть до осени растёт. Тогда и будем урожай
собирать.
Бабка:
– Мы поля и лес обижаем, стынут реки от горьких
обид. И себя мы прощаем, прощаем, но грядущее нас
не простит.
Внучка:
– Давайте, люди, любить планету,
Во всей вселенной похожей нет.
Во всей Вселенной на всех одна.
Что будет делать без нас она?
– О какой проблеме говорят герои сказки?
3. Физминутка
При помощи мимики, движений, жестов показать объекты живой природы, а не живой присесть на корточки. (Птица, камень, заяц, солнце, медведь, река, лиса, цапля, облака)
4. Работа по картине Шишкина «Дети в лесу» Презентация 1 (слайд 3)
– Красоту природы передавали в своих картинах
художники. Одним из них был Шишкин «Дети в лесу».
Какое настроение у вас возникает эта картина?
– Давайте мысленно перенесёмся с вами в этот лес.
Что бы вы там делали?
5. Работа по учебнику с. 30
– Посмотрите на иллюстрацию в учебнике с. 30. Что
хотели передать художники?
– Составьте рассказ от имени птиц, зверей, леса.
– Прочитайте учебную статью. Что вы открыли для
себя?
6. Выставка книг «Красная книга»
– Почему именно красный цвет? (Сигнал опасности, внимание, стоп, не губите природу). Международная Красная книга хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о животных и растениях, которые нуждаются в опеке и защите. Однако в международную Красную книгу нельзя записать все виды растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Учёные и краеведы Алтая ведут свою «Красную книгу Алтайского края»
Презентация 1 (слайд 4)
Красная книга
- информирует;
- призывает изучать;
- предупреждает;
- советует.
В ней размещены виды:
- исчезающие;
- сохраняющиеся;
- редкие;
- восстанавливающиеся;
8. Работа в паре (Приложение 1)
– Перед вами карточки, в которых напечатан текст. Ваша задача прочитать, найти ответы на следующие пункты плана: Презентация 1 (слайд 5)
- растение или животное;
- место его обитания;
- способ размножения;
- факторы исчезновения
IV. Этап закрепления изученного материала. Работа в паре
– Давайте попробуем помочь растениям и животным.
Группа зоологов (учёные, которые
изучают животных) составляет памятку по охране
животных.
Группа биологов (учёные, которые
изучают растения) составят памятку по охране
растений.
Например:
- Не трогай птенцов и детёнышей животных.
- Подкармливай птиц зимой.
- Не разоряй птичьи гнёзда и муравейники.
- Не шуми в лесу.
- Не рви охапками цветы, траву.
- Не вытаптывай траву и почву. От вытаптывания погибают растения и животные.
- Не ломай кусты и деревья.
- Не разводи костры.
- Не нарушай грибницу.
- Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
V. Итог урока
– Какие открытия у вас были на уроке?
– В завершение урока я хочу прочитать вам
стихотворение, которое является заветом нам с
вами. Презентация 1
(слайд 6)
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь эта же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.