Урок окружающего мира (1-й класс) по учебнику Н.Я. Дмитриевой , А.Н. Казакова (система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Показать зависимость человека от природы, её воздействие на неё, познакомить с Красной книгой
  • Формировать умения выделять главное в информации
  • Пробуждать у детей интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Оборудование: выставка книг, раздаточный материал, слайдовая презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Этап целеполагания и постановки учебных задач

– Московский школьник написал в редакцию журнала «Филя» письмо, в котором просит разобраться , почему ему поставили двойку за сочинение на тему «Как я провёл выходные». Ваша задача быть внимательными слушателями.

Мой выходной

В воскресенье у моей мамы был день рождения, и мы решили поехать в лес. Мы выбрали удобную полянку и решили на ней поставить палатку. Папа нарубил лапник, развёл костёр для шашлыка. Пришлось, правда, попотеть, когда он рубил дрова. Пока мама готовила шашлык, я набрал большой букет ландышей. Во время праздничного обеда, мы на счастье разбили бокалы. Было очень тепло, мы играли в бадминтон, прятки, пели песни под гитару. Папа собрал для нас берёзовый сок. Когда мама стала на речке мыть посуду, я вымыл Лютого. Ему случайно попал шампунь в нос, и он смешно фыркал. На следующее утро мы остатки пищи оставили для лесных жителей, а вот коробки и банки сложили в пакет и закопали. Костёр залили. Мне очень не хотелось уезжать домой!

– Почему мальчик получил двойку?

  • запрещается рубить лапник и дрова;
  • запрещается рубить костёр в лесу, если до ближайших деревьев расстояние меньше 3 метров;
  • запрещается собирать занесённые в Красную книгу цветы, в том числе ландыши;
  • запрещается в лесу сбор берёзового сока;
  • запрещается в лесу бить стеклянную посуду;
  • запрещается использовать в лесу и на реке химические моющие средства (шампуни, средства для мытья посуды, мыло);
  • запрещается закапывать мусор в пластиковых пакетах. Стеклянную и металлическую тару, а также пластиковые пакеты следует выбрасывать только в специальные контейнеры.

– Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке? Какие вопросы у вас возникают по этой теме?Презентация 1 (Слайд 1)

III. Этап решения проблемы

1. – Может ли человек жить без природы?

«Природа – наша кладовая, но всё в ней постепенно истощается» Как вы понимаете это высказывание? Презентация 1 (Слайд 2)
– Существует наука о природе, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру – это экология. Человек, который изучает природу – это эколог.

2. Экологическая сказка «Репка»

Дед и бабка вздыхают.
– Не растёт!
Внучка:
– Жучка! Иди помогай!
Жучка:
– Надо землю взрыхлить. (Лапами рыхлит и выбрасывает консервную банку и полиэтиленовый пакет)
– Наверно, туристы отдыхали около нашего огорода. Они не знают, что бумага, брошенная в землю, лежит до полного разложения более 12 лет.
– Ох, устала! Кошка, иди помогай! (Жучка и кошка лапами рыхлят землю и выбрасывают разный мусор)
Кошка:
– Да, они не знают, что консервная банка, брошенная на землю, лежит до полного разложения 90 лет.
Жучка:
– А полиэтиленовый пакет 200лет.
Кошка:
– А брошенное стекло 1000 лет.
– Ох, устала! Ну и туристы: сами отдохнули, а всё вокруг засорили.
Все:
– Расти репка большая-пребольшая!
Кошка:
– Теперь и вода чистая и земля рыхлая. (Репка начинает расти)
Мышка:
– А почему меня не зовёте? Репка выросла?
Дед:
– Пусть до осени растёт. Тогда и будем урожай собирать.
Бабка:
– Мы поля и лес обижаем, стынут реки от горьких обид. И себя мы прощаем, прощаем, но грядущее нас не простит.
Внучка:
– Давайте, люди, любить планету,
Во всей вселенной похожей нет.
Во всей Вселенной на всех одна.
Что будет делать без нас она?

– О какой проблеме говорят герои сказки?

3. Физминутка

При помощи мимики, движений, жестов показать объекты живой природы, а не живой присесть на корточки. (Птица, камень, заяц, солнце, медведь, река, лиса, цапля, облака)

4. Работа по картине Шишкина «Дети в лесу» Презентация 1 (слайд 3)

– Красоту природы передавали в своих картинах художники. Одним из них был Шишкин «Дети в лесу». Какое настроение у вас возникает эта картина?
– Давайте мысленно перенесёмся с вами в этот лес. Что бы вы там делали?

5. Работа по учебнику с. 30

– Посмотрите на иллюстрацию в учебнике с. 30. Что хотели передать художники?
– Составьте рассказ от имени птиц, зверей, леса.
– Прочитайте учебную статью. Что вы открыли для себя?

6. Выставка книг «Красная книга»

– Почему именно красный цвет? (Сигнал опасности, внимание, стоп, не губите природу). Международная Красная книга хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о животных и растениях, которые нуждаются в опеке и защите. Однако в международную Красную книгу нельзя записать все виды растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Учёные и краеведы Алтая ведут свою «Красную книгу Алтайского края»

Презентация 1 (слайд 4)

Красная книга

  • информирует;
  • призывает изучать;
  • предупреждает;
  • советует.

В ней размещены виды:

  • исчезающие;
  • сохраняющиеся;
  • редкие;
  • восстанавливающиеся;

7. Презентация 2

8. Работа в паре (Приложение 1)

– Перед вами карточки, в которых напечатан текст. Ваша задача прочитать, найти ответы на следующие пункты плана: Презентация 1 (слайд 5)

  • растение или животное;
  • место его обитания;
  • способ размножения;
  • факторы исчезновения

IV. Этап закрепления изученного материала. Работа в паре

– Давайте попробуем помочь растениям и животным.

Группа зоологов (учёные, которые изучают животных) составляет памятку по охране животных.
Группа биологов (учёные, которые изучают растения) составят памятку по охране растений.

Например:

  • Не трогай птенцов и детёнышей животных.
  • Подкармливай птиц зимой.
  • Не разоряй птичьи гнёзда и муравейники.
  • Не шуми в лесу.
  • Не рви охапками цветы, траву.
  • Не вытаптывай траву и почву. От вытаптывания погибают растения и животные.
  • Не ломай кусты и деревья.
  • Не разводи костры.
  • Не нарушай грибницу.
  • Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.

V. Итог урока

– Какие открытия у вас были на уроке?
– В завершение урока я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами. Презентация 1 (слайд 6)

Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь эта же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.