Цели:
- Показать необходимость ограничения некоторых прав и свобод.
- Показать единство прав и свобод.
- Доказать, что права и обязанности нужны каждому человеку.
- Способствовать формированию правовой грамотности и осознанному нравственному поведению.
- Развивать мышление и воображение.
Цели для учащихся:
- Убедиться (поверить) и запомнить, что у любого человека нет прав без обязанностей.
- Понять, что обязательный человек - это успешный человек.
Оборудование:
- Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
- Программное обеспечение: Microsoft Power Point.
- Телевизор
План занятия
- Обобщение понятий "права" и "обязанности" школьника.
- Работа над принципом единства прав и обязанностей (на примере ситуаций из школьной жизни)
- Психогимнастика "Выйти к свету".
- Решение кроссворда по теме занятия.
- Обязательный человек - это успешный человек (заключение)
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока (Слайд 2)
Тема нашего урока "Права и обязанности школьников"
- Совсем недавно в нашей школе проходила неделя СБО по теме "С законом на Вы". Вспомните, о чём мы с вами говорили на занятиях?
- Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: "Что люди могут делать и чего не могут делать?", "Что они обязаны делать и чего не обязаны?", "На что они имеют право и на что не имеют?" Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, и в каждой личности заложены свои качества.
Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.
Работаем под девизом "Вместе дружно, а врозь - хоть брось"
Как вы понимаете эти слова?
2. Обобщение понятий "права" и "обязанности" школьника.
- Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое право? (Ответ детей. Слайд 3)
Право - это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.
- Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности? (Слайд 4)
- Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.
- В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?
- устав школы
(Ответ детей. Слайд 5)
- Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.
(Ответы учащихся. Слайд 6,7, 8)
- Как вы думаете, права - отдельно, обязанности - отдельно?
(Слайд 9 -Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности)
- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья, учителя
Самая маленькая форма государства - это семья, в ней, так же, как и в государстве, человек имеет свои права и обязанности.
Работа по карточкам
Из предложенного списка выберите , что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.
Права ребёнка
- право на жизнь
- право свободно выражать свои взгляды и мнения
- право на образование
- право жить с родителями
- право на защиту от насилия
Обязанности ребёнка
- хорошо учиться
- помогать по дому
- заботиться о старших
- стараться самому обслуживать себя
- заботиться о младших
- не обсуждать поступки родителей с посторонними
Работа с ситуациями.
- Показ видео роликов. Обсуждение ситуаций.
- Кто в этой ситуации прав? Почему?
Психогимнастика "Выйти к свету"
- А сейчас займите удобное положение расслабьтесь и представьте, что попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой - то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.
- Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье? (Ответ детей: Было страшно.)
- Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, беспокойно.
- А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (Ответ детей: Наступило облегчение, радость.)
- Такие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно, радостно.
Работа с ституациями
(Слайд 14 - Учимся отличать дозволенное от запрещенного (что можно, а что нельзя)
- Вспомните, что иногда случается на уроках.
(Слайд 15- Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу передвижения)
- А теперь давайте разбираться. Что же происходит? У тебя есть право на свободу передвижения, а учитель недоволен, сажает на место. Значит ли это, что учитель нарушает твое право? Право, которое защищают все законы и все документы!
- Дело в том, что человек не может быть полностью свободен. Твое право кончается там, где начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно вести себя на уроке не разрешает тебе ходить по классу. И еще, по закону, ты не имеешь права мешать другим учиться, ты нарушаешь права других ребят.
- Посмотрите, как это можно изобразить . (Слайд 16)
(Слайд 17) - объясни
(Слайд 18 - Вы разговариваете с товарищем на уроке, так как считаете, что имеете право на свободу слова)
(Слайд 19) - объясни
(Слайд 20 - На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями)
(Слайд 21) - объясни
(Слайд 22 - разбор принятого ранее решения по пользованию сотовым телефоном на уроке)
(Слайд 23 - Кто имеет право ограничить ваши права)
(Слайды 24,25,26 - правила законопослушных людей)
Решение кроссворда. (Слайды 31-44)
1. Норма, правило, установленное и охраняемое государством.
2.
Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду.
3.
У взрослых право на работу,
А у детей есть на ::
4.
У всех есть право на...,
Я маму так свою люблю.
Люблю братишку сорванца
И очень я люблю отца.
5.
Вот, к примеру, право...
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
Она нам всем нужна.
- Прочитай в кроссворде, какие права есть у детей.
Обязательный человек - это успешный человек (заключение)
Итог урока.
- Обязанность - обязательный человек - это какой человек? (Ответы детей).
- Это тот, кто выполняет свои обязанности, кто не нарушает законы.
Это законопослушный человек. Стать законопослушным, обязательным человеком очень важно для вашей будущей самостоятельной жизни. В любом учреждении, училище, заводе, фирме, где вы будете учиться или работать вам предложат подписать контракт - трудовой договор или договор о выполнении устава училища.
- После нарушения трудовых обязательств следует увольнение с работы, исключение из училища. Необязательный, невоспитанный, неаккуратный работник не нужен на производстве. Помните об этом.