Цели урока:
Закрепить приемы письменного сложения и
вычитания многозначных чисел
Ход урока
1. Вступительная беседа.
Эти слова являются эпиграфом нашего урока. Мы сегодня говорим о Москве. Москва является столицей нашего государства. Давайте совершим путешествие в древнюю Москву.
- Кто является основателем Москвы?
- К какому году относится первое упоминание о Москве?
Князь Юрий Долгорукий часто отъезжал, любил охотиться в сосновых лесах на Москве-реке. Приглянулись князю эти места, особенно семь холмов. "Приди ко мне брате, во град Москов".
- Сразу ли было решено основать столицу в Москве? (Ростов первоначально, потом Суздаль)
- Что является самым древним местом в Москве? (Кремль)
В центре Москвы находится Кремль. Вокруг него в домах жили горожане. Это место называли Китай-городом. За стеной был Белые город, огораживал его земляной вал со рвом и деревянной стеной.
2. Устный счет.
Выполнив вычисления, вы узнаете ответы на вопросы.
- Как называется древнейшая часть Москвы?
45:5Х
3+3-15
15 - Кремль,
27 - заряды,
12 - Красная площадь
- Сколько башен у Кремля?
420:х=6
60 - 15 башен,
70 - 20 башен,
30 - башен
- Какой из кремлевских соборов является самым древним? Х+800=827
19 - Архангельский собор,
27 - Успенский собор,
41 - Благовещенский собор
- Какая река протекает в Москве?
В Москву реку впадает около 50 притоков, часть которых заключена в подземные трубы.
- Выполните преобразование: Длина Москвы - реки в черте города 90 000метров. Сколько это километров?
- Протяженность Яузы в 3 раза меньше. Какова протяженность Яузы?
3. Викторина.
- К какому году относится первое упоминание о Москве?
- Почему в старину называли Москву белокаменной?
- Какой мост в Москве назван в память об историческом событии начала 19 века?
- Какая площадь Москвы самая древняя?
- Откуда произошло название улицы Кузнецкий мост?
- Почему центральная площадь Москвы называется Красная?
- Какие крепостные стены создавались для обороны Москвы в древние времена?
4. Самостоятельная работа.
Выполнив ее, вы узнаете события, связанные с историей Москвы. (Запись примеров выполняется "столбиком")
- 546+:=1238;
- 7971-:=1380;
- :+463=1367;
- :-4839=1485.
1. Прочитайте выражение, значение которого равно 1238.
Это год нашествия монголо-татар на Русь. Стены древнего Кремля были сожжены.
2. Прочитайте выражение, разность которого равна 1380.
Это год , в который произошла Куликовская битва. Князь Дмитрий Донской разбил войско хана Мамая и освободил Русь от монголо-татар.
3. Сумма каких чисел равна 1367?
В этот год построен Кремль из белого камня. Отсюда и пошло название Москва белокаменная.
4. Прочитайте выражение, значение которого на 10 больше, чем 1475.
Год, когда был построен Кремль из красного кирпича. Его стены и башни возвышаются и сейчас.
5. Решение задач.
Москва современная - это огромный мегаполис, город с многомиллионным населением. Сейчас мы решим задачу о численности населения некоторых районов столицы.
В трёх районах Москвы 2.490.869 жителей. В Центральном и Юго-западном районе 1. 778. 769 жителей. В Северо-восточном и Юго-западном районах 1.550.394 жителя. Сколько жителей в каждом районе Москвы?
Решение задачи:
1)2.490.869-1.778.769=712100(Ж,)- северо- восточный район
2)1.550.394-712.100=838.294(Ж.)- юго - западный район
3)1.778.769-838.294=940.475(Ж.)- центр.
Проверка решения задачи.
- Кто из вас знает, сколько башен в Кремле? (20)
Выполнив вычисления, вы узнаете высоту некоторых башен Кремля.
- Спасская (71м) (90-45):15х17+49-29
- Никольская(70м) 40х4:2+40+170-220
- Боровицкая (54м) 40х20-120:17-40+54
- Водовозная (62 м) (82-14):4х5+15-38
Назовите высоту каждой из башен.
6. Итог урока.
Вот из закончилось наше путешествие по Москве.
И хотелось бы закончить наш урок строчками из стихотворения Ф. Глинки:
Процветай же славой вечной
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный
Коренной России Град!