В настоящее время в условиях модернизации всей системы дошкольного образования психологическое сопровождение требует решения многих задач:
- формирования здорового образа жизни;
- личностных проблем развития ребенка;
- выбора образовательного маршрута;
- преодоления затруднений в обучении.
На данный момент отмечается большой процент детей с особенностями психосоциального развития, которые требуют создание определенных условий воспитания и обучения с учетом специфики их психологического статуса.
Среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание как обида. Различают адекватный и неадекватный повод для проявления обиды. Адекватным можно считать повод, когда имеет место сознательное отвержение человека партнером по общению, его игнорирование или неуважительное отношение, неадекватным - когда партнер не демонстрирует неуважение или отвержение, т.е. в этом случае человек реагирует не на реальное отношение, а на свои собственные неоправданные ожидания. Соответственно, в основе повышенной обидчивости лежит напряженно-болезненное отношение ребенка к себе и оценке себя, которые порождают острую потребность в признании и уважении.
Повышенная обидчивость в дошкольном детстве может привести к проблемам во взаимоотношениях ребенка со сверстниками и взрослыми в школьный период и может способствовать формированию агрессивного поведения, страхов, замкнутости, неуверенности в себе.
К сожалению, эмоциональной сфере дошкольников, особенно в части ее негативных проявлений, посвящено небольшое число работ. В основном они освещают проблемы детской агрессивности, тревожности, негативизма, упрямства (М. В. Алхимова, Л. Берковиц, Г. Т. Румянцева, И. А. Фурманов, О. В. Хухлаева, О. И. Шляхтина, Л. С. Славина, Б. М. Теплова, А. И. Захаров, В. И. Гарбузов, И. В. Дубровина, СВ. Кондратьева, Т. В. Лаврентьева и др.). Все это позволяет констатировать наличие следующего противоречия: с одной стороны, дошкольный возраст является сензитивным для проявлений обид и закрепления обидчивости в черту характера, с другой стороны - практически отсутствуют исследования, раскрывающие своеобразие переживания обиды в дошкольном возрасте и пути ее преодоления.
Основными задачами нашего исследования выступили:
1. Разработка диагностической методики, направленной на выявление повышенной обидчивости у детей дошкольного возраста.
2. Разработка системы профилактической работы с детьми "группы внимания".
1 этап исследования. Диагностический.
В феврале 2011 года мы провели диагностический срез по выявлению детей "группы внимания". В качестве испытуемых выступили дети старшего дошкольного возраста (24 ребенка).
Метод сбора информации: наблюдение.
Основные показатели, на основе которых диагностировалась повышенная обидчивость у ребенка:
- неумение устанавливать дружеские отношения;
- прекращение контактов с окружающими на неопределенный срок в стрессовых ситуациях;
- негативное отношение к успехам других;
- восприятие окружающих как источник отрицательного отношения;
- демонстрация своей обиженности;
- осуждение одних и оправдывание других (чаще себя);
- постоянная потребность в положительной оценке своих действий, поступков.
Полученные результаты позволили выделить детей "группы внимания". Их количество составило 7 человек - 29,4%.
2 этап исследования. Практический.
Необходимым условием снижения обидчивости мы рассматривали создание ситуаций, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии. Такие ситуации создаются в ходе организации и проигрывании с детьми ролевых, хороводных игр, игр с понятными правилами, в которых ребенок учится видеть в сверстниках друзей и партнеров, испытывая по отношению к ним сочувствие, сопереживание, умение радоваться чужим успехам.
В нашей профилактической работе мы использовали следующие методы:
1. метод сказкотерапии (помогает опосредованно, чтобы не ранить обидчивого ребенка, описывать свойственные ему проблемы и "сказочные" пути выхода из них);
2. метод куклотерапии (обидчивые дети часто замыкаются, не хотят или не могут объяснить проблему взрослым, но с легкостью могут рассказать обо всем любимой игрушке).
Мы определили следующую структуру профилактической работы:
1 БЛОК.
Цель: Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
Задачи: снижение эмоционального напряжения; создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия сверстников; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить его; прочувствование различных позиций в общении; создание положительного внутреннего состояния и расширение самосознания; развитие способности общаться с помощью пантомимики; вхождение во внутреннее "Я" и ощущение мира, покоя.
2 БЛОК.
Цель: Повышение самоуважения ребенка.
Задачи: развитие эмоционального самовыражения; развитие чувства собственного достоинства; помощь ребенку в различении и определении собственных чувств, переживаний, развитие эмоционального самовыражения и творческих способностей.
3 БЛОК.
Цель: Решение детьми дошкольного возраста ситуаций, которые провоцируют состояние обидчивости.
Задачи: учить детей видеть разные выходы из состояния обидчивости, учить выбирать позитивный вариант выхода из состояния обидчивости.
4 БЛОК.
Цель: Повышение уровня устойчивости к стрессовым ситуациям.
Задачи: выработка адекватных реакций на возможные затруднения, возникающие в процессе общения детей в группе сверстников; отработка вариантов поведения в возможных стрессовых ситуациях (поведение моделируется в рассказах, обсуждается и отрабатывается в игровых упражнениях, этюдах).
Таким образом, разработанная нами система работы позволяет эффективно осуществлять профилактическую работу по снижению обидчивости в дошкольном возрасте и формировать у детей адекватные механизмы поведения в стрессовых ситуациях.