Из опыта работы с детьми раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Работая с детьми самого младшего возраста, не перестаешь удивляться их своеобразию, их богатому внутреннему миру. Необходимо вырастить ребенка не только здоровым, но и всесторонне гармонически развитым. В связи с этим задачи воспитателя особенные. Важнейшей из них является сенсорное развитие маленького ребенка. Не маловажны также занятия по ознакомлению малыша с окружающим миром. Знакомство его с растительным и животным миром, с окружающей природой, ее изменениями в разное время года делает ребенка ориентированным и подготовленным к дальнейшему интеллектуальному развитию.

Одной из главных задач является сенсорное воспитание ребенка раннего возраста. Наиболее активное развитие интеллектуальных способностей у человека происходит до трех лет. Это зависит от развития головного мозга человека. В этот период взрослые, окружающие малыша, должны быть наиболее внимательны к стоящим перед ними задачам по многогранному развитию своих воспитанников.

Всесторонне развиваться, формировать и проявлять творческие способности дети могут только под руководством и при участии взрослых.
Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. Преобладающим в этом является восприятие предметов. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия.

Познавательная потребность, сформированная у ребёнка третьего года жизни, в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов, соотнесения частей.

 В этот  период взрослые стараются развивать у детей элементарные представления об основных разновидностях величины (большой – маленький), формы, цвета (синий, зеленый, красный, желтый). В результате действий взрослого ребенок получает возможность выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, фактуру предметов и т.п.

Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.

С целью продемонстрировать возможности самых маленьких воспитанников детского сада, в октябре было проведено открытое занятие «Осень пришла – нам листочки принесла».

В доступной игровой форме воспитатели старались довести до сознания своих детишек понятия цвета (красный, желтый, зеленый); понятия большой, маленький; пытались возбудить в малышах чувство отзывчивости к беде сказочного героя.

Сюжет сказки незатейливый: дети приглашают в группу, наступившую в природе Осень. Как известно Осень обладает красивыми оттенками красно-желтого цвета, а также присутствием уходящего лета – зеленым цветом. Осень радуется вместе с детишками встрече, когда случается беда: куколка Маша, спешившая к деткам на праздник, потеряла все собранные ею красивые осенние листья для чудесного ковра, с которым собиралась познакомить ребяток. Маша громко плачет. Её утешают ребята, Осень и Колобок, пришедший в группу. Все дружно отправляются в сказочный лес, чтобы помочь куколке в её беде. Детям помогают встретившие их Котик, Петушок и Лисичка. Все они дают ребятам красивые красные, желтые и зеленые листочки маленькие и большие. Набрав листьев, детишки  отправляются к куколке Маше и кладут на её зеленый ковер собранные листья. Ковер получается очень красивым: зеленым, красным и желтым. Дети с удовольствием трогают листочки, кладут их и вновь собирают. Затем Осень приглашает всех посмотреть настоящие кленовые листья, заранее высушенные. Дети знакомятся с ними, ощупывая и рассматривая новые для них предметы. В конце занятия воспитатели предлагают малышам потрогать настоящие кленовые листья, собранные и засушенные заранее. Важным моментом здесь является возможность малышей на ощупь определить новые свойства предметов. Все заканчивается веселым хороводом и вкусным угощением из яблок.

Необходимо учитывать то обстоятельство, что некоторые из ребят ходят в группу недолго: около месяца.

Задачей поставленной воспитателями было обогащение чувственного опыта детей и попытка вызвать у них положительные эмоции.
В процессе проведения занятия воспитатели знакомили детишек с окружающим миром, обогащая их ощущения, их жизненный опыт, путем сенсорного развития и развивая их мироощущение через восприятие цвета.

Приведем для примера конспект этого занятия с малышами.

Вот и Осень пришла – нам листочки принесла.

Сенсорное воспитание детей через восприятие цвета

Действующие лица:

  • Воспитатель-Колобок, 
  • Осень,
  • Лисичка,
  • Петушок,
  • Котик.

Действие происходит в первой младшей группе.

Детки сидят на стульчиках. Появляется Воспитатель с Колобком-игрушкой.

Воспитатель: Здравствуйте, ребятки!

Я – веселый Колобок!
Всем детишкам я дружок!

На дворе наступила осень. Давайте пригласим Осень к нам в группу! Осень! Осень! Приходи к нам в гости!

Появляется Осень.

Осень: Здравствуйте, ребятки!

Колобок:

Вот и Осень к нам пришла!
Деткам сказку принесла!

Осень: Давайте ребята вместе с вами потанцуем!

Звучит музыка. Дети кружатся-танцуют вместе с Осенью и Воспитателем.

Колобок:

Осень, Рыжая Красавица
Нашим деткам очень нравится!

Появляется куколка Маша. Она плачет.

Куколка Маша: Здравствуйте ребятки!

Колобок: Здравствуй Машенька! А почему же ты плачешь? Ведь кругом так весело!

Куколка Маша: Дорогие ребятки! Я шла по дорожке, и несла вам красивые листья для осеннего ковра. Но я так торопилась, что потеряла все листья и Осени нечем будет украсить наш ковер!

Осень: Не плачь Машенька! Мы сейчас все вместе с ребятами пойдем в лес и соберем красивые листья для осеннего ковра!

В лес ребята мы пойдем!
Много листьев там найдем!

Осень, Колобок и ребята отправляются в лес за осенними листьями.
По дороге они встречают Лисенка.

Лисенок: Здравствуйте, ребята! Вы пришли ко мне за листьями?

Лисенок подходит к детям и играет с ними, нежно касаясь детишек.

Листьев красных подарю.
Ведь детишек я люблю!

Лисенок дарит листья детям.

Осень: Спасибо тебе дорогой Лисенок! А мы отправимся дальше!

Пройдя немного, путешествующие малыши встречают Котенка.

Котенок: Здравствуйте, ребятки! Я знаю про вашу беду! Помогу вам.

Котенок ласково здоровается с каждым из детишек.

Листьев желтых в октябре
Очень много на земле!

Котенок дарит листья детям.

Осень: А теперь ребята мы пойдем к Петушку!

Дети идут к Петушку.

Петушок:  Ку-ка-ре-ку!!! Здравствуйте ребятки!

Ребята подходят к Петушку и нежно трогают его, здороваясь.

Рано утром детки встал,
Много листьев вам собрал.
Лист зеленый детвора
Подарю я вам с утра!

Петушок дарит листья детям.

Колобок: Спасибо, Петушок! До свидания!

Осень: Ну, вот Машенька, детишки и собрали  все потерянные листья! А теперь давай соберем твой осенний ковер!

Дети, Осень, Колобок и Маша подходят к ковру.

Колобок предлагает ребятам: Лера, положи свой маленький красный листочек! Варя положи свой большой желтый листочек! Леся, положи свой маленький зеленый листочек!

И так далее. Дети кладут листья на зеленую ткань, изображающую осенний ковер, наступают на листья, они шуршат. Создается впечатление осенней прогулки.
Осень, воспитатель и детки берутся за руки, звучит веселая музыка, все танцуют, идя по кругу в хороводе.

Осень: Молодцы ребята! Помогли Машеньке! Ну, вот и наступила настоящая осень! Земля укрылась ковром из цветных листьев! Посмотрите, у нас в группе тоже есть настоящие осенние листья!

Воспитатель предлагает детям потрогать настоящие кленовые листья, высушенные заранее. Дети подходят к столу, на котором лежат листочки клена разные по величине и цвету. Они трогают их, кладут на стол и радуются новым ощущениям.

– А теперь вас ждет вкусное угощение! Спасибо всем!

Осень приглашает детей за столы. На столах их ждет угощение: яблоки красные, желтые и зеленые.
После вкусного угощения Осень дарит детям воздушные шарики различного цвета (красного, желтого, зеленого).

Таким образом, можно сказать, что занятия по сенсорному развитию помогают ребенку развивать свое сознание и делают умным и духовно богатым человеком.
Главное – помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек радости творчества. Помните, очень многое зависит от взрослых, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты. Спешите сделать детей счастливыми, ведь счастливое детство – это умное детство.