Работая с детьми самого младшего возраста, не перестаешь удивляться их своеобразию, их богатому внутреннему миру. Необходимо вырастить ребенка не только здоровым, но и всесторонне гармонически развитым. В связи с этим задачи воспитателя особенные. Важнейшей из них является сенсорное развитие маленького ребенка. Не маловажны также занятия по ознакомлению малыша с окружающим миром. Знакомство его с растительным и животным миром, с окружающей природой, ее изменениями в разное время года делает ребенка ориентированным и подготовленным к дальнейшему интеллектуальному развитию.
Одной из главных задач является сенсорное воспитание ребенка раннего возраста. Наиболее активное развитие интеллектуальных способностей у человека происходит до трех лет. Это зависит от развития головного мозга человека. В этот период взрослые, окружающие малыша, должны быть наиболее внимательны к стоящим перед ними задачам по многогранному развитию своих воспитанников.
Всесторонне развиваться, формировать и
проявлять творческие способности дети могут
только под руководством и при участии взрослых.
Для детей третьего года жизни – при создании
необходимых для этого условий – характерен
ускоренный темп сенсорного развития.
Преобладающим в этом является восприятие
предметов. Действенное знакомство с предметами,
их свойствами приводит к возникновению образов
восприятия.
Познавательная потребность, сформированная у ребёнка третьего года жизни, в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов, соотнесения частей.
В этот период взрослые стараются развивать у детей элементарные представления об основных разновидностях величины (большой – маленький), формы, цвета (синий, зеленый, красный, желтый). В результате действий взрослого ребенок получает возможность выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, фактуру предметов и т.п.
Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.
С целью продемонстрировать возможности самых маленьких воспитанников детского сада, в октябре было проведено открытое занятие «Осень пришла – нам листочки принесла».
В доступной игровой форме воспитатели старались довести до сознания своих детишек понятия цвета (красный, желтый, зеленый); понятия большой, маленький; пытались возбудить в малышах чувство отзывчивости к беде сказочного героя.
Сюжет сказки незатейливый: дети приглашают в группу, наступившую в природе Осень. Как известно Осень обладает красивыми оттенками красно-желтого цвета, а также присутствием уходящего лета – зеленым цветом. Осень радуется вместе с детишками встрече, когда случается беда: куколка Маша, спешившая к деткам на праздник, потеряла все собранные ею красивые осенние листья для чудесного ковра, с которым собиралась познакомить ребяток. Маша громко плачет. Её утешают ребята, Осень и Колобок, пришедший в группу. Все дружно отправляются в сказочный лес, чтобы помочь куколке в её беде. Детям помогают встретившие их Котик, Петушок и Лисичка. Все они дают ребятам красивые красные, желтые и зеленые листочки маленькие и большие. Набрав листьев, детишки отправляются к куколке Маше и кладут на её зеленый ковер собранные листья. Ковер получается очень красивым: зеленым, красным и желтым. Дети с удовольствием трогают листочки, кладут их и вновь собирают. Затем Осень приглашает всех посмотреть настоящие кленовые листья, заранее высушенные. Дети знакомятся с ними, ощупывая и рассматривая новые для них предметы. В конце занятия воспитатели предлагают малышам потрогать настоящие кленовые листья, собранные и засушенные заранее. Важным моментом здесь является возможность малышей на ощупь определить новые свойства предметов. Все заканчивается веселым хороводом и вкусным угощением из яблок.
Необходимо учитывать то обстоятельство, что некоторые из ребят ходят в группу недолго: около месяца.
Задачей поставленной воспитателями было
обогащение чувственного опыта детей и попытка
вызвать у них положительные эмоции.
В процессе проведения занятия воспитатели
знакомили детишек с окружающим миром, обогащая
их ощущения, их жизненный опыт, путем сенсорного
развития и развивая их мироощущение через
восприятие цвета.
Приведем для примера конспект этого занятия с малышами.
Вот и Осень пришла – нам листочки принесла.
Сенсорное воспитание детей через восприятие цвета
Действующие лица:
- Воспитатель-Колобок,
- Осень,
- Лисичка,
- Петушок,
- Котик.
Действие происходит в первой младшей группе.
Детки сидят на стульчиках. Появляется Воспитатель с Колобком-игрушкой.
Воспитатель: Здравствуйте, ребятки!
Я – веселый Колобок!
Всем детишкам я дружок!
На дворе наступила осень. Давайте пригласим Осень к нам в группу! Осень! Осень! Приходи к нам в гости!
Появляется Осень.
Осень: Здравствуйте, ребятки!
Колобок:
Вот и Осень к нам пришла!
Деткам сказку принесла!
Осень: Давайте ребята вместе с вами потанцуем!
Звучит музыка. Дети кружатся-танцуют вместе с Осенью и Воспитателем.
Колобок:
Осень, Рыжая Красавица
Нашим деткам очень нравится!
Появляется куколка Маша. Она плачет.
Куколка Маша: Здравствуйте ребятки!
Колобок: Здравствуй Машенька! А почему же ты плачешь? Ведь кругом так весело!
Куколка Маша: Дорогие ребятки! Я шла по дорожке, и несла вам красивые листья для осеннего ковра. Но я так торопилась, что потеряла все листья и Осени нечем будет украсить наш ковер!
Осень: Не плачь Машенька! Мы сейчас все вместе с ребятами пойдем в лес и соберем красивые листья для осеннего ковра!
В лес ребята мы пойдем!
Много листьев там найдем!
Осень, Колобок и ребята отправляются в лес за
осенними листьями.
По дороге они встречают Лисенка.
Лисенок: Здравствуйте, ребята! Вы пришли ко мне за листьями?
Лисенок подходит к детям и играет с ними, нежно касаясь детишек.
Листьев красных подарю.
Ведь детишек я люблю!
Лисенок дарит листья детям.
Осень: Спасибо тебе дорогой Лисенок! А мы отправимся дальше!
Пройдя немного, путешествующие малыши встречают Котенка.
Котенок: Здравствуйте, ребятки! Я знаю про вашу беду! Помогу вам.
Котенок ласково здоровается с каждым из детишек.
Листьев желтых в октябре
Очень много на земле!
Котенок дарит листья детям.
Осень: А теперь ребята мы пойдем к Петушку!
Дети идут к Петушку.
Петушок: Ку-ка-ре-ку!!! Здравствуйте ребятки!
Ребята подходят к Петушку и нежно трогают его, здороваясь.
Рано утром детки встал,
Много листьев вам собрал.
Лист зеленый детвора
Подарю я вам с утра!
Петушок дарит листья детям.
Колобок: Спасибо, Петушок! До свидания!
Осень: Ну, вот Машенька, детишки и собрали все потерянные листья! А теперь давай соберем твой осенний ковер!
Дети, Осень, Колобок и Маша подходят к ковру.
Колобок предлагает ребятам: Лера, положи свой маленький красный листочек! Варя положи свой большой желтый листочек! Леся, положи свой маленький зеленый листочек!
И так далее. Дети кладут листья на зеленую
ткань, изображающую осенний ковер, наступают на
листья, они шуршат. Создается впечатление
осенней прогулки.
Осень, воспитатель и детки берутся за руки,
звучит веселая музыка, все танцуют, идя по кругу в
хороводе.
Осень: Молодцы ребята! Помогли Машеньке! Ну, вот и наступила настоящая осень! Земля укрылась ковром из цветных листьев! Посмотрите, у нас в группе тоже есть настоящие осенние листья!
Воспитатель предлагает детям потрогать настоящие кленовые листья, высушенные заранее. Дети подходят к столу, на котором лежат листочки клена разные по величине и цвету. Они трогают их, кладут на стол и радуются новым ощущениям.
– А теперь вас ждет вкусное угощение! Спасибо всем!
Осень приглашает детей за столы. На столах их
ждет угощение: яблоки красные, желтые и зеленые.
После вкусного угощения Осень дарит детям
воздушные шарики различного цвета (красного,
желтого, зеленого).
Таким образом, можно сказать, что занятия по
сенсорному развитию помогают ребенку развивать
свое сознание и делают умным и духовно богатым
человеком.
Главное – помочь ребенку увидеть мир, пережить
вместе с ним красоту, вселить в него уверенность
в своих силах и зажечь огонек радости творчества.
Помните, очень многое зависит от взрослых, от
того, кто окажется рядом с ребенком у входа в
сложный и многообразный мир красоты. Спешите
сделать детей счастливыми, ведь счастливое
детство – это умное детство.