Коррекционно-образовательные цели:
- Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.
- Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме "Весна".
- Учить составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра.
- Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам.
- Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.
- Закреплять уже известные способы словообразования.
- Развивать способность передавать интонацией различные чувства.
- Развивать художественные и творческие способности.
Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели: Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине, инициативности, самостоятельности.
Материал и оборудование: Игрушка "Солнечный зайчик"; весенние пейзажи; аудио записи: шума ветра, пения птиц, шума дождя, журчание ручейка; кубик с наклеенными на сторонах картинками природных явлений (солнца, ветра); скворечник и скворец.
Ход занятия
Л. Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла весна.
Л. Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что сегодня говорить мы будем о весне. Посмотрите на картину, на которой изображена весна, и скажите, без чего не бывает весны?
Д. "Не бывает весны без солнышка (без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без насекомых, без птиц, без листочков, без ледохода)".
Л. Молодцы! А теперь постарайтесь придумать как можно больше слов про: весеннее солнышко, небо, ручьи, снег.
Л. Солнце, какое?
- Д. весеннее, яркое, теплое
Небо, какое? - голубое, высокое, чистое.
Ветер - свежий, весенний, теплый.
Ручьи - быстрые, прозрачные, звонкие.
Снег - темный, мягкий, талый.
Л. Замечательно! Молодцы! Подберите как можно больше слов про то, что делают весной солнце, ветре, снег, ручьи.
Д. Солнце - свети, пригревает, ласкает.
Снег - тает, оседает, темнеет.
Ручьи бегут, звенят, журчат.
Л. Послушайте звуки весны, и отгадайте что это? Включить запись: шума ветра, пение птиц, журчание ручейка; поиграть несколько раз.
Л. Вставайте в кружок поиграем в игру "Скажи - наоборот" (игра с мячом).
Зимой небо пасмурное, а весной (Ясное)
Зимой солнце стоит низко, а весной (Высоко)
Зимой воздух холодный, а весной (Теплый)
Зимой день короткий, а весной (Длинный)
Л. Как ласково можно назвать
Солнце? (Солнышко)
Ручей? (Ручеёк)
Снег? (Снежок)
Ветер? (Ветерок)
Л. Молодцы! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
Л. Скажите, а что ещё происходит весной в природе?
Д. Прилетают птицы.
Просыпаются медведи.
Появляется трава и первые цветы.
На деревьях набухают почки, и появляются первые листочки.
Л.
Вот пришла к нам весна,
После зимы наступила она.
Солнышко светит и греет,
Снег на земле чернеет.
А на речке тает лед,
А на речке ледоход.
Ручейки проворно бегут,
Одуванчики с травкой растут.
На деревьях набухают почки,
Из них вылезают листочки.
Насекомые выползают,
Птицы с юга прилетают.
Л. "Заботливое солнышко"
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!Дети ритмично скрещивают
руки над головой.
Плавно покачивают руки вверху.
Ритмично потирают щеки.Ритмично постукивают пальцем по носу.
Л. Ребятки, посмотрите, солнышко прислало нам свой лучик! Какой он ласковый, тёплый, а ещё он волшебный. (Показать СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧИК) Сейчас он превратит нас в сказочников! Посмотрите, какой у него волшебный кубик, он поможет нам сочинить сказку о весне. Сейчас каждый из вас кинет кубик, какая картинка выпадет, про то явление природы нужно будет составить предложение. Посмотрите: ДУЕТ ТЁПЛЫЙ, ВЕСЕНИЙ, ОЗОРНОЙ ВЕТЕР.
Л. Молодцы, послушайте, какая сказка у нас получилась (Логопед составляет рассказ из составленных детьми предложений).
Л. Давайте с лучиком немножко поиграем, повторяйте за мной.
"Строители"
Мы без дела не сидим,
Домик птичкам мастерим.
Трим-там-том, трим-там-том!
Мы построим птичка дом.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток наш верный друг.
Быстро-быстро застучали,
Ловко гвозди забивали.
Трим-там-том, трим-там-том!
Вот готов для птичек дом.
Это кто пожил за морем,
А теперь летит над полем
В деревянный свой дворец?
Это - черненький скворец!
Л. И к нам прилетел гость скворец-скворушка. Скажите, как называется домик скворца? (Показать скворечник).
Д. Скворечник
Л. Молодцы! Посмотрите, где сидит скворец?
Логопед ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушками. Дети их комментируют. Каждому ребёнку предоставляется возможность ответить, а также манипуляции с игрушками могут совершать и сами дети по очереди, тогда игра будет ещё интересней.
- скворец вылетел из скворечника
- скворец облетел вокруг скворечника
- скворец взлетел на крышу скворечника
- скворец слетел с крыши скворечника и улетел и т.д.
Л. Скворец будет обустраивать свой дом для выведения птенцов, а нас волшебный лучик предлагает превратить в художников, вы согласны? Я вам раздам фрагменты картины, а вы должны её сложить все вместе.
Л. Молодцы! Посмотрите, какая получилась картина. Какое время года на ней изображено? Когда смотришь на эту картину настроение радостное, веселое. Веселый лучик предлагает нам вдохнуть запах весны. Закройте глазки, и послушайте, чем пахнет (предлагаю понюхать влажную землю, растертые листья тополя). Вы почувствовали, чем пахнет весна.
Л. Давайте вспомним, какая весна? Что происходит весной? А вы рады весне?