Цели урока:
1) научиться: писать глаголы в неопределённой форме в 3-м лице.
2) усвоить знания:
а) как писать…;
б) что надо написать у глаголов…...
Исследовательская деятельность
Определи, какими буквами на письме обозначается окончание и постфикс глагола в неопределённой форме в 3-м лице.
Для этого определи: – вопрос, на который отвечает эта часть речи,
– форму глагола.
Соотнеси звуковой ряд слова с буквенным.
Дима начал готовиться [ гатов'ица ] (к уроку).
Дима готовится [ гатов'ица ] (к уроку).
ОТ (знание)
Правописание окончания и постфикса глаголов в неопределённой форме в 3-м лице
Неопределённая форма глагола |
Глаголы в 3-м лице |
|
что делать? |
что делает? |
|
Звуковое обозначение окончания и постфикса | ||
Буквенное обозначение окончания и постфикса | ться |
тся |
ОК (языковая задача)
Правописание окончания и постфикса глаголов в неопределённой форме в 3-м лице.
Цель: написать окончание и постфикс глагола в неопределённой форме в 3-м лице.
Предмет: звукоряд.
Средства: ОТ (знание).
Действия |
Знания |
|
1. Задать вопрос. | что делать? |
что делает? |
2. Определить форму глагола. | н.ф. |
гл. 3 л. |
3. Подобрать -ться/тся. | [ ца ] ться | [ ца ] тся |
Продукт:
а) конкретно-предметная область (рус. яз.):
– знание: как написать окончание и постфикс глагола в неопределённой форме в 3-м лице,
– умение: написать окончание и постфикс глагола в неопределённой форме в 3-м лице;
б) метапредметная область:
– знание: компоненты деятельности – цель, предмет, средства, действия, операции, продукт;
– умение: строить деятельность.
Языковая задача 1. Замени выражение схожим по значению глаголом неопределённой формы. Используй ОК.
Провести время на охоте – поохоти…………
сделать остановку – останови…………………. (остановиться)
бороться какое-то время – поборо…………….. (побороться)
завести дружбу – подружи…………………….. (подружиться)
побороть лень – не лени………………………. (не лениться)
забыть про смех – ………………………………. (не смеяться)
избегать ссоры – не сори……………………… (не ссориться)
Самостоятельная работа.
Языковая задача 2. “Допиши словечко”. Используй ОК.
1.Где никто не ссорится,
Там и дело спори……….
2.Божья коровка о саде заботится,
Целыми днями за тлями охоти……….
3.Маленький кораблик в гавани ютится.
Плавать не умеет – не хотел учи……..
4.Жёлтый лист в лесу кружится
И к ногам берёз ложи……..
5.Трудные дни наступили для птицы,
Нужно синице помочь прокорми………..
Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.
Грамматическая викторина.
- У каких глаголов в конце животное с широкими ветвистыми рогами?
- У каких глаголов в конце большое помещение?
- Какой глагол превратится в существительное, если к конечной его букве л добавить ещё букву л?
- Какие глаголы своими окончаниями нам велят есть?
Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.
Самостоятельная работа.
Языковая задача 3. Выбери -ться или -тся.
Кто любит труди………, тому без дела не сиди………. .
Всяк человек на деле познаё………. .
Любишь ката………., люби и саночки возить.
Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.
Ключ: |
Языковая задача 1. Поохотиться, остановиться, побороться, подружиться, не лениться, не смеяться, не ссориться.
Языковая задача 2. Спорится, охотится, учиться, ложится, прокормиться.
Грамматическая викторина.
- Показалось и подобные глаголы прошедшего времени среднего рода.
- Показал и подобные глаголы прошедшего времени мужского рода.
- Метал + л = металл.
- Седеешь и подобные глаголы 1 спряжения в настоящем времени, 2 лице.
Языковая задача 3. Трудиться, не сидится, познаётся, кататься.
Учащимся выдаются следующие заготовки:
ТЕМА: “Правописание глаголов в неопределённой форме в 3-м лице”
Цель:
1) научиться: _________________________________________________________
2) усвоить знания:
а) _____________________________
б) _____________________________
Исследовательская деятельность
Определи, какими буквами на письме обозначается окончание и постфикс глагола в неопределённой форме в 3-м лице.
Для этого определи: – вопрос, на который отвечает эта часть речи,
– форму глагола.
Соотнеси звуковой ряд слова с буквенным.
Дима начал готовиться [ гатов'ица ] (к уроку).
Дима готовится [ гатов'ица ] (к уроку).
ОТ (знание)
Правописание окончания и постфикса глаголов в неопределённой форме в 3-м лице
Звуковое обозначение окончания и постфикса | ||
Буквенное обозначение окончания и постфикса |
ОК (языковая задача)
Правописание окончания и постфикса глаголов в неопределённой форме в 3-м лице.
Цель: ___________________________________________________________________________
Предмет: _____________
Средства: ____________
Действия |
Знания |
|
[ ] | [ ] |
Продукт:
а) конкретно-предметная область (рус. яз.):
– знание: ____________________________________________________________________
– умение: ____________________________________________________________________
б) метапредметная область:
– знание: ____________________________________________________________________
– умение: ____________________________________________________________________
Языковая задача 1 Замени выражение схожим по значению глаголом неопределённой формы. Используй ОК.
Провести время на охоте – поохоти…………
сделать остановку – останови…………………. (остановиться)
бороться какое-то время – поборо…………….. (побороться)
завести дружбу – подружи…………………….. (подружиться)
побороть лень – не лени………………………. (не лениться)
забыть про смех – ………………………………. (не смеяться)
избегать ссоры – не сори……………………… (не ссориться)
Самостоятельная работа.
Языковая задача 2. “Допиши словечко”. Используй ОК.
1.Где никто не ссорится,
Там и дело спори……….
2.Божья коровка о саде заботится,
Целыми днями за тлями охоти……….
3.Маленький кораблик в гавани ютится.
Плавать не умеет – не хотел учи……..
4.Жёлтый лист в лесу кружится
И к ногам берёз ложи……..
5.Трудные дни наступили для птицы,
Нужно синице помочь прокорми………..
Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.
Грамматическая викторина.
- У каких глаголов в конце животное с широкими ветвистыми рогами?
- У каких глаголов в конце большое помещение?
- Какой глагол превратится в существительное, если к конечной его букве л добавить ещё букву л?
- Какие глаголы своими окончаниями нам велят есть?
Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.
Самостоятельная работа.
Языковая задача 3. Выбери -ться или -тся.
Кто любит труди………, тому без дела не сиди………. .
Всяк человек на деле познаё………. .
Любишь ката………., люби и саночки возить.
Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.
Ключ: |
Языковая задача 1. Поохотиться, остановиться, побороться, подружиться, не лениться, не смеяться, не ссориться.
Языковая задача 2. Спорится, охотится, учиться, ложится, прокормиться.
Грамматическая викторина.
- Показалось и подобные глаголы прошедшего времени среднего рода.
- Показал и подобные глаголы прошедшего времени мужского рода.
- Метал + л = металл.
- Седеешь и подобные глаголы 1 спряжения в настоящем времени, 2 лице.
Языковая задача 3. Трудиться, не сидится, познаётся, кататься.