Цель: учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять знания детей о домашних животных;
- закрепить навык употребления глаголов единственного числа (мычит, блеет, лает, мяукает и т.д.),
- учить образовывать отглагольные существительные (ржание, мычание, лай, мяуканье, хрюканье и т.д.),
- формировать умение составлять связное монологическое высказывание по серии сюжетных картинок, с опорой на образец педагога;
- упражнять в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже игра «Путаница»;
Коррекционно-развивающие: развивать внимание и память игра «Определи, чей голос», совершенствовать общую и мелкую моторику;
Коррекционно-воспитательная: воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: компьютерная презентация «Определи, чей голос?», серия сюжетных картинок «Неудачная охота», мягкая игрушка – кот.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Дети садятся на места. Логопед предлагает послушать голоса животных и определить голос, какого животного звучит. Компьютерная презентация «Определи, чей голос?». (Дети последовательно отгадывают животных, логопед показывает детям слайд-отгадку). Голоса, каких животных мы услышали?
- Что делает корова? (мычит)
- Мы слышали её …. (мычание).
- Что делает кошка? (мяукает)
- Мы слышали её ….(мяуканье). И т.д.
II. Введение в тему:
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь,
Сел у печки, хмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись мышиный род,
На охоту вышел …… ( кот)
(Логопед достает из коробки игрушечного котенка и предлагает детям оставить его в группе на время занятия).
III. Основная часть:
- Сегодня мы будем составлять рассказ серии картинок. Рассмотрите картинки внимательно.
- Кто изображен на картинках? (Кот)
- Давайте подберем ему кличку. (Васька, Пушок, Мурзик и т.д.)
- Какое время года изображено на картинках? (Осень)
- Почему вы так думаете? (На деревьях листья желтые и т.д.)
- Что делает кот?
- Почему он заметил воробьев?
- Как кот поднимается по стволу дерева (Тихо, бесшумно, крадучись)
- Птицы увидели кота?
- Почему у кота не удалась охота?
IV. Физминутка
Осторожно, словно кошка, Движения по тексту
Я легонечко подпрыгну,
Спинку я дугою выгну.
А теперь крадусь, как кошка,
Спинку я прогну немножко.
Я из блюдца молочко, Из ладоней обеих рук сложить «мисочку», полакать молоко
Полакаю язычком.
Прокатывание клубочков между ладонями обеих рук. (Продольные и круговые движения)
V. Составление рассказа детьми по образцу педагога:
Образец: Солнечным осенним днем после вкусного обеда кот Вася почистил шерстку. И отправился в сад отдохнуть под деревом. Вдруг он услышал пение птиц. Это воробьи весело чирикали на верхушке дерева. Кот тихо подошел к дереву и начал бесшумно подниматься по стволу наверх. Воробьи не обращали на него внимания и продолжали чирикать. Кот уже был совсем близко к цели. Но тут ветка хрустнула и сломалась. Воробьи улетели, а кот упал на землю. Ему было очень обидно, что он так неудачно поохотился.
Совместное составление рассказа с помощью логопеда. Самостоятельные рассказы 3 – 4 детей.
Оценка рассказов.
- Котенку понравились ваши рассказы. Он предлагает вам поиграть в игру «Путаница».
VI. Игра «Путаница»
У кошек есть рога? – У кошек нет рогов.
У собак есть рога? – У собак нет рогов.
У свиней есть рога? - У свиней нет рогов?
У коров есть когти? –
У коней есть когти? –
У ослов есть когти? –
У кошек есть копыта? –
У собак есть копыта? –
У кроликов есть копыта? -