Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Мы живём в Кузбассе» по содержательной, тематической направленности является эколого-биологической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени реализации – годичной.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Новизна программы в том, что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно прикладным творчеством. Программа носит комплексный интегративный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биология, экология, краеведение, литература, труд.
Актуальность и педагогическая целесообразность. Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить им то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы ребят.
Природа – неиссякаемый источник красоты, тайн и загадок. Она удивительна, разнообразна красками и формами. Природа – настоящий храм красоты, науки, и не случайно музыканты, поэты, художники и конструкторы-изобретатели черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.
Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становиться всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому в настоящее время в педагогике и
методике преподавания многих предметов лидирующее место занимает экологическое образование и воспитание. Основа экологического образования и воспитания – изучение местного краеведческого материала и объектов окружающей среды.
Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.
Цель программы: формирование у воспитанников на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде.
Задачи программы:
Образовательные:
- Сформировать систему эколого-биологических знаний.
- Сформировать знания о многообразии живых форм родного края.
- Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
- Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике.
Развивающие:
- Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.
- Развивать индивидуальные способности детей.
- Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.
- Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.
Воспитательные:
- Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.
- Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека.
- Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок.
- Сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета.
- Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.
Отличительная особенность программы состоит в повышении эффективности экологической и краеведческой работы с младшими школьниками, что позволяет подготовить их к участию в эколого-краеведческой деятельности на последующих этапах образования.
Сроки реализации программы и возраст воспитанников
Программа рассчитана на детей 6,5-8 лет. Срок реализации программы – 1 год.
Формы и режим занятий
Форма организации учебных занятий – групповая. Занятия творческого объединения проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу.
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровьесберегающего характера.
Ожидаемые результаты и способы их определения.
В результате обучения по программе воспитанники приобретают определенные знания и умения.
Знания
- Понятия и термины – царства живой природы; виды растительности родного края; классы животных (на примерах животных родного края); вид, сорт; заповедник, природный музей; экология;
- Экологические законы;
- Природоохранную деятельность человека;
Умения:
- Правильно употреблять экологические термины;
- Наблюдать за живыми объектами и фиксировать их (рисунки, фотографии);
- Ориентироваться в природоохранной деятельности каждого человека;
- Применять правила безопасности труда.
Формы подведения итогов реализации программы
Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка творческих работ воспитанников. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Творческие работы представляются в виде:
- Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;
- Отчётов по наблюдению за природными объектами;
- Оформленных исследовательских работ;
- Экологических сказок;
- Стихотворений;
- Книг-раскладушек и т.д.
Лучшие творческие работы ребят принимают участие в выставках, конференциях, конкурсах и т.д. различного уровня.
Учебно-тематический план (33 часа)
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Введение «Жить в гармонии с природой» | 5 | 3 | 2 |
2 | Что такое экология | 2 | 1 | 1 |
3 | Лесные тайны. | 5 | 3 | 2 |
4 | Заочное путешествие по заповедникам Кузбасса | 1 | 1 | |
5 | Эти забавные животные | 6 | 4 | 2 |
6 | По лесным тропинкам | 6 | 3 | 3 |
7 | В царстве лекарственных растений | 4 | 2 | 2 |
8 | Путешествие по экологической тропе | 2 | 1 | 1 |
9 | Природа и мы | 2 | 1 | 1 |
Всего: | 33 | 19 | 14 |
Содержание программы
1. Введение – «Жить в гармонии с природой» (5 час)
Теоретический материал (3ч): Темы занятий – Разнообразие окружающего мира. Войди в природу другом. Жить в гармонии с природой.
Краткое содержание тем – Разнообразие и красота окружающего мира. Природа и не природа. Природа живая и неживая. Наблюдения в природе, рисование, чтение и обсуждение литературы. Где живут обитатели природы. Гармония в природе. Игра-эстафета «Весёлые забеги».
Практический материал (2ч): Творческая работа №1 -панно «Узоры из листьев», работа с природным материалом.
Экскурсия №1 – «Разнообразие природного мира» (в лес)
2. Что такое экология (2ч)
Теоретический материал (1ч): Темы занятий – Путешествие по экологической тропе.
Краткое содержание тем – Охрана природы. Подвижные игры с элементами имитации. Все мы на свете друг другу нужны. Рубрика «Хочу знать» (по материалам дополнительных источников).
Практический материал (1ч): Творческая работа №2 - композиция «На лесной опушке», природный материал.
3. Лесные тайны (5ч)
Теоретический материал (3ч): Темы занятий – Лесные тайны. Лекарственные растения в наших лесах. КВН «Лес – наше богатство»
Краткое содержание тем – Лесные тайны. Волшебные превращения листьев в почву (наблюдения на экологической тропинке за опавшими листьями, упавшими деревьями, пнями, грибами). Проект «Листья». Отгадывание кроссвордов. Хвойные деревья Кузбасса. Лекарственные растения в наших лесах. Загадки о лесе и его обитателях. Правила поведения в лесу. Игра « Узнай дерево». Игра «Что где растет?».
Практический материал(2ч): Творческая работа №3 - композиция «На лесной опушке», природный материал.
Экскурсия №3 – «Деревья нашей местности».
4. Заочное путешествие по заповедникам Кузбасса (1ч)
Теоретический материал (1ч):Темы занятий – Заповедники Кузбасса.
Краткое содержание тем – Музей-заповедник «Красная горка», историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница».
Практический материал: Поле-чудес «Заповедники Кузбасса».
5. Эти забавные животные (6ч)
Теоретический материал (4ч): Темы занятий – Эти забавные животные (игра). Животные Кузбасса. Квартиры в лесу. Жизнь диких животных в лесу.
Краткое содержание тем – Эти забавные животные (игра). Местообитание животного. «Дом», «адрес» животного (переписка детей с различными животными в рамках авторского проекта «Письма животным»). Интересное об известном. Дидактическая игра «Накорми зверей и птиц». Животные Кузбасса. «Где живёт мишка?» - беседа. Отгадывание кроссвордов. Зимовка диких животных (заяц, белка, медведь, лиса, рыбы).
Охрана и помощь животным зимой. Рубрика «Хочу знать»: «Зимний лес и его обитатели».
Практический материал (2ч): Творческая работа № 4- поделка «Мишка», природный материал. Творческая работа №5 – «Эти забавные животные», аппликация из спилов древесины фигурок животных.
6. По лесным тропинкам(6ч)
Теоретический материал (3ч): Темы занятий – Все растения нужны. «По лесным тропинкам» (игра-путешествие). Лекарственные растения.
Краткое содержание тем – Роль каждого организма в природе (на отдельных примерах), их место в пищевых цепочках.
Наука гарбология. Влияние человека на окружающую среду. Виды грибов в родном крае. «По лесным тропинкам» (игра-путешествие). Конкурсы «Грибная поляна», «Лесная жалоба», «Животный мир леса», «Птицы – наши друзья». Коллективная работа - составление справочника.
Практический материал (3ч): Творческая работа №6 – «Грибок», аппликация из природного материала. Творческая работа №7- Составление и оформление кроссворда «Лекарственные растения»
Экскурсия №4 «Растения нашей местности»
7. В царстве лекарственных растений (4ч)
Теоретический материал (2ч): Темы занятий – В царстве лекарственных растений. Лекарственные растения Кузбасса.
Краткое содержание тем - В царстве лекарственных растений. Игра «Узнай целебное растение по описанию». Подготовка и зарисовка выставки лекарственных растений. Чтение экологической сказки «Трава здоровья».
Лекарственные растения Кузбасса.
Практический материал (2ч): Творческая работа № 8-№9 Изготовление книжки малышки «Лекарственные травы Кузбасса».
8. Путешествие по экологической тропе (2ч)
Теоретический материал (1ч): Темы занятий – Путешествие по экологической тропе.
Краткое содержание тем - Беседа «Живая мозаика». Загадки о насекомых.
Практический материал (1ч): Творческая работа №10 композиция «Насекомые», аппликация.
9. Природа и мы (2ч)
Теоретический материал (1ч): Темы занятий – Устный журнал «Природа и мы» Краткое содержание тем - Беседа.Отгадывание загадок. Викторина.
Практический материал (1ч): Творческая работа №11 – поделки из вторсырья «Вторая жизнь мусора»
Методическое обеспечение образовательной программы
При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы способствуют, продвижению пути ребёнка к саморазвитию. Педагогу отводиться роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующий и стимулирующий любознательность и познавательные мотивы.
Всё деятельность ребёнка на занятиях можно рассматривать как цепочку органически проникающих друг в друга видов деятельности – репродуктивный и творческий. Сначала ребёнок усваивает опыт и лишь, затем, отталкиваясь от этого, начинает действовать, проявляя своё творчество.
Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков. В этом большую помощь оказывают включаемые в процесс обучения инструкционные и технологические карты.
Для того, что бы обучение проходило более эффективно необходимо не только самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить правильные цели для выполнения того или иного задания, что является одним из важных дидактических условий на современном этапе. Для выполнения дидактических условий занятия осуществляется организация и подготовка детей к выполнению заданию. Для этого дети обеспечиваются необходимыми материалами и инструментами; каждый ребёнок привлекается к самостоятельному выполнению задания; определяется примерное время для выполнения задания; анализируются результаты труда каждого ребёнка.
Большое значение в экологическом воспитании имеют экскурсии в природу. Общение с природой пробуждает у детей чувство прекрасного, развивает эстетическое восприятие мира.
Список литературы
- Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет [Текст]/ Т. М. Бондаренко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006. – 159с.
- Гаврина, С. Е. 100 кроссвордов о растениях и животных [Текст]/ С. Е. Гаврина. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 120с.
- Лободина, Н. В. Экологическое воспитание в начальной школе [Текст]/ Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 266с.
- Соловъёв, Л. Книга о природе Кузбасса для младших школьников [Текст]/ - Л. Соловьёв. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. – 342с.
- Черемисина, Л. Д. Основы экологии – младшим школьникам [Текст]/ Л. Д. Черемисина. – Москва: АРКТИ, 2006. – 88с.
- Нагибина, М. И. Природные дары для поделок и игры [Текст]/ М. И. Нагибина - Ярославль: академия развития, 1997. – 134с.