Название и форма проведения урока: Урок – виртуальная экскурсия в природную экосистему, выполненная по методу исследовательского проекта и работа учащихся в малых группах.
Объяснительная записка: Урок проводится для учащихся 10–11-х классов при изучении экологии – и как самостоятельного предмета, и в составе общей биологии (в разделе “Основы экологии”). Ботанический и зоологический модули (разделы 4 и 5 предлагаемой методики) могут быть взяты за основу и при проведении экскурсий в курсах биологии растений и животных.
Цель экскурсии: Изучение экосистемы Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса, образованного живыми организмами и средой обитания.
Задачи:
- познакомить учащихся с экосистемой, его основными компонентами (организмами производителями, потребителями, разрушителями), взаимосвязями этих компонентов, пищевыми связями, многообразием видов растений и животных, их приспособленностью к совместному обитанию;
- закрепить умения школьников распознавать основные виды растений и животных;
- продолжить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся: воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к каждому компоненту экосистемы;
- показать влияние деятельности человека на изучаемую экосистему.
Изучение биологии невозможно без проведения экскурсий в природу. Это интересная и одновременно сложная форма работы. При подготовке и проведении экскурсий учитель сталкивается с рядом трудностей. Например, экскурсия в природную экосистему по календарно-тематическому планированию приходится на начало весны, когда в лесу еще много снега, да и добраться до леса порой бывает проблематично. Скудное видовое разнообразие растений в это период, пугливость животных – это минусы, которые поможет преодолеть виртуальная экскурсия.
Работа над данной презентацией проходила в два этапа. Сначала была создана первая часть экскурсии, посвященная многообразию растений Пионерского озера и прилегающих территорий, Это был результат двухгодичной исследовательской работы по данной теме. Работа включала в себя изучение литературы, беседы со специалистами, неоднократные посещения данного природного объекта в разное время года, разбор и анализ собранных материал. На втором этапе изучался животный мир экосистемы, и был сделан анализ экологического состояния озера.
Использование данной презентации на уроках вызывает живой интерес у учащихся, искреннее удивление обилию живых организмов, обитающих в двух километрах от школы. У школьников возникает желание внести свой вклад в изучение и сохранение данного объекта живой природы.
Оборудование и оформление: экран, мультимедийный проектор.
Методические советы на подготовительный период: Учащиеся делятся на пять групп по 4–5 человек в каждой.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация:
Слово учителя: Ребята, вы знаете, что не так давно проходила акция “Семь чудес России”. Какой природный объект вошел в этот список? А если бы нам нужно было назвать семь чудес Ухтинского района, какие природные объекты вы бы предложили? Я предлагаю включить в этот список Пионерское озеро, расположенное в двух километрах от нашей школы. А почему…? Думаю, что ответ на этот вопрос вы дадите мне в конце урока.
3. Проблема:
Одна из проблем стоящих перед обществом – это сохранение природных экосистем. Сегодня на уроке мы совершим виртуальную экскурсию на Пионерское озеро, с его болотистыми и суходольными берегами и выясним как взаимосвязаны между собой компоненты экосистемы и какое влияние оказывает на эту экосистему деятельность человека.
4. Каждая группа получает карточку с заданием, знакомится с инструктивной частью задания до просмотра презентации, и с информационной после просмотра. (Приложение 1)
5. Презентация виртуальной экскурсии.
6. Работа в группах.
7. Отчет о проделанной работе.
8. Рефлексия: Ребята высказывают свое мнение о том, почему Пионерское озеро можно назвать одним из чудес нашего района?
Методические советы организаторам и постановщикам: Урок лучше проводить в кабинете информатики, чтобы каждая группа во время самостоятельной работы могла просмотреть еще раз определенные страницы презентации.
Методические советы на период ближайшего последействия: Можно предложить учащимся подготовить презентации по теме: “Виртуальная экскурсия в природную экосистему”, используя ресурсы интернета, или презентацию “Семь чудес Ухтинского района”.
Список литературы.
- Минина З.Б., Коновалова С.В. и др. “Болото как экосистема” Первое сентября. Биология. 2002, № 17.
- Теплов.Д.Л., Титов Е.В. “Самостоятельная работа учащихся на экскурсии” Биология в школе. 1997, № 1,с.81,№ 2,с.80, № 3,с.78, № 4, с.73, № 5, с.76, № 6, с.76.
- Евлампиев О. ““Буря” вокруг Пионерского озера” газета “НЭП+С”, № 45 от 20.11.2009 г.