Ознакомление с птицами

Разделы: Работа с дошкольниками


Программа составлена на основе программ Н.А. Рыжовой, Л.Г. Резниковой, Н.Н. Кондратьевой.

Программа рассчитана на три года обучения, начиная со среднего возраста.

Основным методом обучения является наблюдение за объектами природы и анализ наблюдаемого.

Развивать чувство эмпатии, интерес к птицам и заботливое отношение к ним помогает обстановка чередования познавательных вопросов и задач с двигательной активностью (подвижные, пальчиковые игры, артикуляционные гимнастики, физкультминутки) в живой и неживой природе.

Погружаясь в мир птиц, дети учатся распознавать строение живого существа, его своеобразие, повадки.

Наблюдение за живыми объектами, знание о взаимосвязи способствуют формированию чуткости и душевной отзывчивости, гуманного отношения к птицам.

С этой целью я разработала ряд занятий, которые помогают решать проблемы формирования экологического сознания детей.

Средняя группа:

  1. «Птицы»
  2. «В гостях у нас снегирь»

Старшая группа:

  1. «Зимующие птицы»
  2. «Перелетные птицы»
  3. «Снегири на ветке рябины»

Подготовительная группа:

  1. «Разнообразие птиц» (1 часть)
  2. «Разнообразие птиц» (2 часть)
  3. «Почему птицы летают»
  4. «Домик для скворца»
Содержание работы Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
ПТИЦЫ
Признаки класса:
а) Наличие оперения
б) Наличие двух ног
в) Наличие крыльев
г) Клюв
Все приспособлено к полету
.
Наблюдение за птицей. Особенности внешнего строения. Как приспособились
к полету.
Знакомство с 2-3 птицами – снегирь, воробей, синица.
(чтение рассказов, составление рассказов, описаний)
Расширение знаний о птицах.
Забота о потомстве. Формировать понятие птицы зимующие, кочующие, перелетные. Причина? (голод)
Как зимуют? Почему не боятся холода?
(теплая кровь, теплый покров)
Приспособленность птиц к разной среде обитания: воздушной, водной, наземной. Птицы насекомоядные, растительноядные, хищные. Ситуация: что может случиться, если птицы исчезнут? Строительство домиков для птиц.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе, тема: «Птицы»

Цели:

  1. Обобщать у детей представления о птицах (внешний вид)
  2. Познакомить детей с процессом появления птенцов из яиц.
  3. Развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение.
  4. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование: Иллюстрации птиц, насекомых, воздушного транспорта. Модели птиц.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия

– Дети у меня сегодня хорошее настроение, просто замечательное и я хочу с вами поделиться своей добротой, теплотой. Подставьте свои ладошки, я каждому подарю частичку тепла.

– Стали теплые ладошки?

– А как мамы вам дарят свое тепло? (ответы детей)

– А как курочка согревает своих цыплят теплом? (ответы детей)

– А вы знаете, что птицы свое тепло отдают не только птенцам, но и яйцам? (Мама птица откладывает в гнезде яйца и сидит, неподвижно согревая яйца своим теплом. Так она сидит несколько недель)

– Кто появляется из яиц? (ответы детей)

Птенцы вырастают и превращаются во взрослых птиц.

(Воспитатель показывает картинки птиц)

– Какую пользу приносят птицы? (ответы детей)

– Вот какие разные бывают птицы.

– Каких вы знаете? (ответы детей)

– Скажите, что общего у всех птиц? (ответы детей)

(воспитатель показывает модели: голова с клювом, два крыла, две лапки, хвост, туловище покрытое перьями)

Воспитатель с детьми составляют модель птицы.

Каждый ребенок работает с моделями.

Делают выводы.

– Дети, возьмите картинку с изображением птицы, которая вам больше всего понравилась, и выходите на ковер.

Сейчас мы с вами превратимся в птиц, которых вы выбрали.

(Вокруг себя повернись и в птицу превратись!)

Физминутка.

Летели птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели
Песенки запели.

– Приглашаю всех птиц в столовую. Выберете себе корм.

– Почему ты выбрал себе этот корм? (ответы детей)

(После «вкусного обеда» воспитатель приглашает всех птиц полетать и пропеть свою песню)

– Наступило утро, пора птичкам просыпаться и в ребяток превращаться.

– Яна, расскажи, что ты чувствовала, когда ты была птицей?

(спросить несколько детей)

– Я еще вам принесла картинки с изображением птиц?

(картинки с изображением насекомых, воздушного транспорта, летучих мышей и.т.д.)

– Права ли я?

– Конечно, я права, они все летают, значит, птицы.

– Если вы не согласны, докажите с помощью модели

(Дети, опираясь на модели, доказывают, как можно узнать птиц.)

Игра: «Летает не летает»

Итог занятия

Что нового вы узнали о птицах?

– Что понравилось на занятии?

Конспект занятия по аппликации (коллективной) в старшей группе, тема: «Снегири на ветке рябины»

Цели:

  1. Учить изображать в аппликации двух снегирей в разных позах: сидящего на ветке рябины и летящего;
  2. Закрепить способ вырезывания снегиря;
  3. Учить способам получения объёмных форм, используя метод торцевания, совершенствовать умение приклеивать детали к основе;
  4. Продолжать развивать навыки общения в совместной работе;
  5. Воспитывать уважительное отношение к труду, культуру общения, аккуратность.

Оборудование: Нарисованные веточки рябины, клей, кисти, фломастеры, трафареты снегиря, бумага для ягод, гофрированная бумага для снегиря, салфетки, клеёнки.

Предварительная работа: Наблюдение за рябиной и снегирями во время прогулки и из окна группы; чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций. Разучивание пальчиковой гимнастики, рисование, лепка птиц.

Ход занятия

– Ребята, глядя на столы, вы уже догадались, чем мы сегодня будем заниматься?

(Вырезать и наклеивать).

– А вот кого именно вы узнаете из моей загадки.

Слушайте внимательно:

Пусть я птичка невеличка,
У меня одна привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда!
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут.
Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам красногрудый?
Облетел я всю Сибирь!
Как зовут меня? – Снегирь!

– Как красиво сказано о снегире: красногрудый, чернокрылый, а как еще можно сказать? (ответы детей)

– Наше сегодняшнее занятие посвящено самым зимним птицам - снегирям. Название снегирю дано очень удачное. Почти повсюду он становится, заметен именно с выпадением снега, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябинах, кустах калины, обрывают ягоды и расклевывают семена. Птицы постоянно перекликаются мелодичным свистом.

– Скажите, а как поет снегирь? (рюм-рюм-рюм)

– Молодцы! Сегодня мы с вами будем делать общую аппликацию, которая будет называться «Снегири на ветке рябины». Подумайте, какого снегиря вы хотите изобразить – летящего или сидящего, либо ягоды рябины.

Прежде чем приступить к выполнению задания, сделаем зарядку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть щеглов и снегирей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

– Кто будет делать снегирей, берите трафареты и вырезайте.

– Грудки снегирям будем делать следующим образом: берем квадратик красной гофрированной бумаги и закручиваем его вокруг карандаша. Опускаем кончик карандаша в клей и прикладываем к трафарету снегиря, убираем карандаш и.т.д.

– Посмотрите, на нашу рябину, снегири к ней не летят. Как вы думаете почему?

(изображение рябины без ягод)

– Конечно, какие снегири прилетят на такую рябинку. Вы хотите ей помочь?

– Ребята я хочу вам предложить сделать ягоды рябины

Объяснение работы, с показом:

– Скажите, пожалуйста, какой формы ягоды на рябине?

– Какого цвета?

– Скажите, почему я приклеиваю сразу по несколько ягод?

(ягоды на рябине растут гроздьями)

– Кто будет делать рябину, приступайте к работе.

Воспитатель напоминает правила работы с клеем.

Физминутка

На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания — руки вверх.)
Ей не просто жить на свете —
Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.)

– Веточки с ягодами мы сделали, но на них не хватает … Кого? – снегирей.

– Давайте посадим (наклеим) снегиря на веточку и летящего к ней.

Когда дети приступают к изображению сюжета на общем листе бумаги, педагог советует им не сразу наклеивать снегирей, а сначала расположить их так, как задумали. Может быть, изменить что-либо, выбрать более удачный вариант.

– Как вы думаете, какое сейчас настроение у рябины? (ответы детей)

Итог:

Молодцы! Воспитатель отмечает детей, проявивших терпение, усидчивость, аккуратность, настойчивость и другие нравственно-волевые качества в процессе занятий по аппликации.

– Ребята, получилось, что целая стая снегирей прилетела к нашей нарядной рябине. Давайте всех позовем полюбоваться нашей работой!

Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе, тема: «Домик для скворца»

Цели:

  1. Закрепить умения изготавливать форму скворечника из бумаги по чертежу;
  2. Уточнить представления детей о конструкции скворечника;
  3. Формировать заботливое отношение к птицам;
  4. Воспитывать уважительное отношение к труду, культуру общения, аккуратность.

Оборудование: Картинки с изображением скворца, скворечника, клей, кисти, салфетки, клеёнки, записи пения скворца.

Предварительная работа: Провести беседу о том, что скворцы полезны, как и многие другие птицы; весной они прилетают к нам из теплых стран, выводят здесь птенцов. Понаблюдать, как взрослые делают новые скворечники и развешивают их на деревьях. Подготовить листы бумаги квадратной формы.

Ход занятия

Стук в дверь.
Прилетает скворец (игрушка)
Здравствуйте, ребята!
Вы меня узнаёте?
А тем, кто меня не узнал,
Разрешите представиться:
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня … (Дети угадывают.)
(скворец)

Верно! Вы угадали.

– Ребята, а вы знаете, что скворцы прилетают, самыми первыми.

– Откуда они прилетают? (ответы детей)

– А зачем скворцы улетали в теплые края? (ответы детей)

– А кто из вас, ребята, знает, какая первая забота у птиц весной?

(Приготовить гнездо для откладывания яиц и высиживания птенцов).

Скворцы не вьют гнезда, как некоторые другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев или в специальных домиках, построенных для них людьми.

– Знаете ли вы, как называются эти домики? (Скворечники.)

– Взгляните на изображение скворечника. (Показ картинки).

Сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется леток.

– Подумайте, почему вход в скворечник называется «леток»?

(Потому что птицы влетают в него.)

– А вот эта жердочка под летком называется насест.

– Догадаетесь ли вы, почему? От слова «сесть», ведь на него садится птица.

Скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него перышки, сухую траву, листочки. И начинают петь.

Пение скворца может быть похоже на кваканье лягушки или ржание жеребенка, ведь скворец ловко передразнивает разные звуки, которые слышал раньше.

– А сейчас давайте попросим скворушку спеть нам.

Пока скворец будет нам петь песенки, мы с вами тоже превратимся в скворушек. (Включается запись пения скворца).

Динамическая пауза «Скворцы»

Ой, летали скворушки-скворцы.
Все летели, песни распевали, Махи руками.
Крыльями махали.

Стайкою на землю сели, Развернуться в сторону кормушки.
Червячков они поели.

Клю, клю, клю, клю, Сесть на корточки.

Клю, клю, клю, клю,
Как я червячков люблю. Указательными пальцами постучать по полу.

Перышки почистим,
Чтобы были чище. Руками потереть предплечья, как бы обнимая себя.

Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
Прыгаем по веткам, Развернуться в сторону деревьев за окнами.
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам.
Тут собака прибежала, Развернуться в сторону собаки – игрушка или картинка.
И скворцов всех распугала
Гав-гав-гав, скворцы взлетели, Махи руками.
И в скворечник полетели.

Скворец грустно – А у меня нет скворечника, я опоздал, и все скворечники были уже заняты.

– Ребята, что же делать, как мы можем помочь нашему гостю? (ответы детей)

– Давайте сделаем скворечники (показать картинку, где изображены два-три скворечника разной формы).

Воспитатель просит детей вспомнить, какую фигуру напоминает скворечник, рассказывает, как сделать выкройку, как сделать переднюю стенку выше. В какой последовательности будут выполнять игрушку, что будут наклеивать на выкройку (леток и полочку). Воспитатель предупреждает, чтобы дети не сделали ошибок, когда будут делать крышу (леток, может получиться сбоку).

Провести пальчиковую игру «Скворечник»

Делаем руками над головой домик – соединив кончики пальцев и разведя локти рук в разные стороны.

Из скворечника торчат клювы (показываем клювы, соединив большие пальцы с остальными)
Маленьких скворчат (соединив ладошки так, как будто собираемся набрать в них воду)
Клювик раз (показываем клюв одной рукой),
Клювик два (показываем клюв другой рукой)
Лапка, лапка (кладем поочередно руки, на стол растопырив пальчики),
Голова (делаем «замок»).
Кук, и спрятались (показываем домик над головой или прячем руки за спиной).

«Голодные скворчата громко пищат» (артикуляционная гимнастика)

Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: “Ам-ам-ам-ам-ам”.

“Птенчики глотают пищу Сглатывание слюны.

Скворцы предпочитают гусениц, жуков, червяков, но любят полакомиться ягодами, фруктами, виноградом.

“Очень вкусная пища!” Присасывать “широкий” язык к небу, затем произносить звук а.

– Молодцы! А сейчас приклеим наши скворечники на ранее приготовленные березки.

У нас с вами получилась березовая роща.

Скворец благодарит детей за скворечники и улетает занимать самый красивый и уютный скворечник, говорит, что в остальные скворечники прилетят его друзья скворцы.

Используемая литература:

  1. Поваляева М.А. Развитие речи при ознакомлении с природой.
  2. Конваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная гимнастика.
  3. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры.
  4. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников.
  5. Лиштван З.В. Конструирование.
  6. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду.
  7. Игры. Опыты. Самоделки (пособие ЮНЕСКО по экологическому воспитанию детей).