Цель: ввести новое понятие «млекопитающие»; ознакомить с главными отличительными признаками млекопитающих; ознакомить учащихся с растительноядными, насекомоядными, хищными и всеядными млекопитающими.
Задачи урока: учить определять принадлежность животного к группе зверей; познакомить с разнообразием зверей, их внешним строением, раскрыть связь между строением животного и его образом жизни.
Планируемые достижения учащихся: усвоить что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью; научиться выделять зверей среди других животных, приводить примеры животных этой группы.
Оборудование: учебник; хрестоматия; тетрадь для самостоятельной работы; мультимедийный проектор; презентация – сопровождение, у учащихся – на тарелочках пучки шерсти для практической работы, лупы; цветные фишки.
Ход урока
I. Создание психологической комфортности на уроке.
– Ребята, возьмите друг друга за руки и пожелайте себе и одноклассникам удачи. Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке?
– Что мы возьмём с собой с собой на урок?
– Какие качества нам понадобятся на уроке?
– От кого зависит успех нашего урока?
II. Актуализация знаний.
– Ребята, над какой темой мы работаем? («Животные»)
Слайд 1
(На доске – схема)
– Давайте вспомним, каких животных мы уже знаем?
– Животные, у которых удлинённое тело покрыто чешуёй? (Рыбы)
– Животные, которые ползают по земле, их тело покрыто сухой чешуёй или панцирем? (Пресмыкающиеся)
– Животные, у которых 6 ног, и тело разделено на 3 части: голову, грудь, брюшко? (Насекомые)
– Животные, которые рождаются в воде, а потом часть жизни проводят и на суше, и в воде? (Земноводные)
– Животные, имеющие перьевой покров тела, 2 ноги и пару крыльев? (Птицы)
– Животные, тело которых покрыто волосяным покровом или шерстью? (Звери)
– Назовите следующую тему нашего урока.
Слайд 7
Звери.
III. Рефлексия. Упражнение «Горка».
Но прежде чем мы приступим к работе, возьмите листок, на котором нарисована горка и поставьте флажок там, где вы находитесь по отношению к данной теме, всё ли вам известно о зверях?
Слайд 8
IV. Открытие нового знания.
1) Вопросы.
– А что бы вы хотели узнать о зверях?
– Приведите примеры зверей.
Слайд 9
(На экране транслируются Слайды с изображением зверей)
Медведь, лось, белка, заяц, орёл, жук, пингвин.
– Какое из изображённых животных – зверь?
– Какие из этих животных точно не звери? (орёл – птица, жук – насекомое, пингвин – птица)
– Накройте их изображение фишками.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, кто такие звери.
2) Работа с учебником.
Учебник с. 24 – чтение учащихся.
Христоматия с. 97-99, чтение текста хрестоматии
3) Обсуждение, ответы на вопросы.
– Вспомните, чем покрыто тело рыб, птиц? (чешуёй, перьевой покрой)
– А чем покрыто тело зверей? (шестью)
4) Практическая работа.
– Скажите, что у вас на тарелочках.
– Рассмотрите пучок шерсти.
– Потрогайте, какая шерсть на ощупь. (мягкая, жесткая, пушистая и т.д.)
– Какого она цвета?
– Из чего состоит пучок? (рассмотреть при помощи лупы)
– Много ли волосков?
– Такими волосками и покрыто тело зверей.
Вывод: Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью.
V. Физкультминутка.
Поработали, ребятки, а сейчас –
Все на зарядку.
Тихо встаньте, улыбнитесь.
Сколько в класс пришло зверей
Не узнать моих детей.
Веселее в пляс пускайтесь
Все танцуйте, не стесняйтесь. (музыкальное сопровождение)
За работу нам пора
Сядьте тихо, детвора.
1) Работа в тетрадях. (стр. 20, № 27)
– Откройте тетради, рассмотрите рисунки, напишите как называют детёнышей этих зверей? (рысята, щенята, поросята, оленята (оленёнок))
– На рисунке изображены звери со своим потомством, они выкармливают своих детёнышей молоком.
– Поэтому у этих зверей есть ещё одно название – млекопитающие.
Слайд 10.
Только звери выкармливают своих детёнышей молоком. Поэтому их ещё называют млекопитающими.
2) Обсуждение, ответы на вопросы.
Возьмите конверты с вопросами и в группах обсудите ответы на них.
а) – Все ли звери покрыты шерстью? (Приведите примеры из хрестоматии) (Нет. У панголина тело покрыто чешуйчатой бронёй).
б) – Приведите примеры самого крупного и самого маленького зверя. (Синий кит, землеройка-малютка).
в) – Как зверей можно отличить от других животных? (Они кормят детёнышей молоком, отсюда их название – млекопитающие).
– Что же объединяет разных по виду животных в одну группу? (Тело большинства зверей имеет волосяной покров, у них тёплая кровь, но главное, все они вскармливают своих детёнышей молоком.)
VI. Работа с учебником.
– Как же питаются звери, повзрослев?
– На этот вопрос нам поможет ответить учебник с. 25.
(чтение рассказа учениками)
СПОСОБ ПИТАНИЯ МОЛОКО |
На доску в «способ питания» вывешивается карточка «молоко».
Слайд 11
(На экране показываются Слайд ы с изображением «взрослых зверей с бутылкой молока»).
– Может ли взрослый зверь прокормиться в природе молоком?
– Чем же он питается? (Вывод (на экране)):
Слайд 12
- Все новорождённые малыши зверей питаются молоком.
- Среди взрослых зверей есть растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные).
VII. Индивидуально сообщение учащегося из энциклопедии (млекопитающие).
VIII. Работа с учебником (хрестоматия).
– Откройте словарик.
– Зачитайте как питаются взрослые звери?
Кенгуру. (растительноядное млекопитающее)
Работа над раскрытием социальной проблемы.
1) Все мы живём на прекрасной и замечательной планете Земля. Слайд 13.
Представьте себе, что вы:
- Насекомые; (фото детей в изображении животных)
- Рыбы;
- Птицы;
- Звери.
– И мне хочется спросить вас (насекомые, птицы, рыбы, звери), нравится ли вам жить на нашей планете?
– Что радует вас?
– Что вас огорчает?
2) Работа в группах.
Сейчас, каждая группа, подумайте, на что или на кого вы могли бы пожаловаться.
Слайд 14
(На экране появляется «Жалобная книга»)
– От чего или от кого зависит, чтобы всем животным на Земле жилось уютно? (от человека, от нас).
– Что зависит лично от вас? (бережное отношение к природе, уборка мусора, посадка растений).
– Как по-другому можно назвать «Жалобную книгу»? («Красная книга»)
Давайте с вами составим свою «Красную книгу».
Домашнее задание.
Слайд 15
«Пусть я научусь у природы отдавать и делиться, подобно солнцу, дающему свет, подобно дождю, что идёт для всех, и буду делать только то, что справедливо и хорошо!!!»
Слайд 16
Вашим домашним задание к следующему уроку будет:
- Обогатить знания интересными сведениями о питании зверей (из хрестоматии стр. 100-102).
- Подготовить сообщение о млекопитающем, занесённым в «Красную книгу» нашего края.
- Закрепить новый материал помогут задания в тетради стр. 22 №29.
IX. Итог.
– Как вы считаете, ответили ли мы на вопрос, который поставили в начале урока?
– Что нового вы узнали?
X. Рефлексия.
Упражнение «Горка».
– А теперь давайте оценим свою работу в конце урока. Возьмите листочки с горкой и отметьте на них, где вы находитесь в изучении темы.
– Кто хочет поделиться своими достижениями?
– Что получилось на уроке?
– Над чем ещё надо поработать?