Радость движения

Разделы: Работа с дошкольниками


Физическое развитие детей дошкольного возраста занимает важное место в общей системе дошкольного воспитания. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой, очень легки и отзывчивы на любые новые начинания и идеи.

Игры для детей всегда увлекательны. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Отличительная черта игр - их эмоциональность, что является предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Радостное настроение продолжает владеть ребенком и после занятий.

Большое воспитательное значение заложено в играх с правилами. Они определяют весь ход игры, регулируют действие и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, развивают чувство коллективизма. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них такие игры как баскетбол, футбол, хоккей, русские шашки

настольный теннис, бадминтон, лапта, а так же спортивные упражнения (катание на коньках, велосипеде, ходьба на лыжах и т.д.), потому что пробуждают азарт, дух соревнований и радость победы. Спортивная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявление чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости. При обучении спортивным играм и упражнениям в детском саду мы формируем у детей интерес к физической культуре, а так же потребность к самостоятельным играм. Достичь этого не так уж трудно, если педагог поистине понимает значение физических упражнений для здоровья ребенка.

Спортивные игры сложны в организации детей, так как каждый ребенок индивидуален и правила игры он воспринимает по – своему. Обучение спортивным играм и упражнениям можно начинать со среднего дошкольного возраста. Ни один мальчишка в своей жизни не проходит мимо увлекательной игры – футбола, но особенность этой игры в том, что бы завладеть одним единственным мячом. А для детей 4-5 лет хотелось бы каждому быть обладателем этого мяча. Поэтому мы предлагаем детям сразу три мяча, когда в группе более 10 детей. Тем самым сокращаем периоды ожидания подачи мяча и не допускаем скопления детей, в целях предупреждения травматизма.

В течение года знакомим детей с разными видами спорта. В зимний период обучаем детей катанию на лыжах, на коньках, игре в хоккей. Для этого в нашем детском саду организованы спортивные секции «Быстрая лыжня» и « Серебряные коньки»

В игре хоккей на начальном этапе предлагаем детям играть несколькими мячами или шариками одновременно, потому что долгое ожидание попадания мяча или шарика к детям снижает интерес.

Популяризируя спортивные игры, мы отводим большую роль семье, призываем и рекомендуем родителям проводить активный отдых на спортивных площадках нашего города. Посещать городские спортивные мероприятия, например: « Стартуют все!», « Утренняя гимнастика для всех!».

В летний период работа продолжается. Я как инструктор по физическому воспитанию знакомлю детей летними видами спорта. В тех игровых видах спорта, которые для восприятия детей малодоступны, я немного упрощаю правила. Например: в футбол мы играем двумя, тремя мячами, тогда каждый ребенок может попробовать свои силы и ребенок - вратарь не будет ждать свой мяч и скучать у ворот. В волейбол играем большими надувными мячами. В бадминтон дети играют воздушными шариками, так как они более легки для игры детей и дети не боятся их подбрасывать. При обучении упражнений игры в баскетбол у нас варьируется высота баскетбольной корзины, что позволяет использовать ее для разных целей. В лапту играем мячиками, отбивая их рукой, и, уже научившись – учим отбивать битой.

Кроме этого учим детей катанию на роликах, велосипеде, самокате, игре в настольный теннис, гимнастике. В процессе обучения спортивным играм и упражнениям очень важно воспитать в детях сознательное освоение действий. Если дети понимают смысл действий - это ускоряет процесс формирования навыков. Сознательное отношение возникает тогда, когда ребенок знает, как применять те или иные действия, выполнять их в определенном порядке. Творческая активность возникает тогда, когда созданы условия для самостоятельного применения имеющихся навыков.

В работе по обучению детей видам спорта мне помогают наши педагоги и воспитатели. Взаимодействуя с ними, я провожу спортивные праздники, включая в них упражнения, игры, эстафеты, танцы.

Спортивные танцы в исполнении детей дошкольного возраста нельзя сравнивать с хореографическими постановками, так как они строятся с использованием спортивных упражнений, перестроений и фигур – пирамид, которые становятся кульминационным моментом.

Танец, как правило, завершается построением сложной многоярусной композицией, в которой дети проявляют мастерство в стойке на голове, выполнения шпагатов, и колеса, сложных поддержек и одновременно страхуют друг друга. Использование разнообразного спортивного инвентаря (обручи, султанчики, гимнастические ленты и палки, мячи, боксерские перчатки и т.д.) делает танец красочнее и ярче. Традицией стало – включение этих танцев в летние праздники и выпускные вечера, как показатель детских достижений. В основе танца лежит определенная тема: танец огня, «Наши Звёзды», «Бременских музыкантов», «Посвящение Олимпиаде», «Спортивный калейдоскоп». Эти танцы воспитывают в детях чувство коллективизма, взаимовыручки. Подбирая музыкальное сопровождение, отдаю предпочтение произведениям А.Н. Пахмутовой, которые способствуют формированию гражданско-патриотических чувств у дошкольников.

Благодаря созданным условиям в детском саду и взаимосвязной работе всего коллектива, физическая культура стала неотъемлемой частью жизни ребенка.

Для успешного обучения всем видам спорта, конечно, необходимо хорошее оборудование и инвентарь. В нашем детском саду в спортивном зале есть баскетбольные щиты, боксерские перчатки и груши, стол настольного тенниса, мячи, хопп – боллы, мягкие модули, батуты, большие шары, мини – тренажеры, клюшки, ходули и многое другое. А, особой гордостью нашего детского сада является детский спортивный городок. Не каждый детский сад может порадоваться беговой дорожкой, футбольным полем с воротами, разнообразными мишенями. Так же в нашем спортивном городке есть стойки для волейбольной сетки, качающееся бревно, яма для прыжков в длину, рукоход и лесенки для лазания.

Для поддержания интереса детей к выполнению спортивных упражнений используем новый спортивный инвентарь. Так одним из последних новшеств, стали самодельные степ – платформы, балансиры.

Упражнения на них активизируют детей в разнообразной ходьбе, прыжках, равновесии, позволяют детям вести работу по координации своих движений.

На первый взгляд они кажутся очень простыми и примитивными, но эти упражнения требуют сосредоточенности и постоянной страховки. Балансиры имеют двойное использование: обратная сторона качалки позволяет выполнять упражнения на профилактику плоскостопия.

Часто используем самодельные «парашюты», «ходули», «гусеницы», «лыжи – трио», сенсорные мячи, мишени.

Радость движений сопровождает наших детей весь дошкольный период детства. Через хорошее настроение мы не только улучшаем детское здоровье, воспитываем положительное отношение к спорту, но и развиваем устойчивую привычку к нему.