По мнению многих медиков, основная причина заболеваний лежит в характере питания и, как следствие этого, в нарушении энергетических процессов.
В школьной программе рациональное питание рассматривается в медицинском аспекте (курс «Биология. Человек», 8 класс). Жиры, белки и углеводы, их состав, строение и функции рассматриваются в курсе общей биологии и органической химии в 9 классе недостаточно. Поскольку этот материал разрознён и недостаточен, можно ввести курс по выбору «Здоровье и питание», который рассчитан на 17 часов.
Программа курса предназначена для учащихся 9 классов и позволяет осознать важность проблемы собственного питания и принимать разумные меры предосторожности при потреблении пищи. Программа позволяет расширить знания о питательных веществах пищи, их строении и значении для детского организма, о вредных и полезных продуктах питания.
К сожалению, сегодня всё чаще источником опасности для здоровья становятся продукты питания. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов. Здоровое питание определяет и степень выраженности защитной функции организма, повышая устойчивость детей к инфекциям, агрессивному воздействию внешней среды, тяжёлых металлов, радиоактивному облучению и другим неблагоприятным воздействиям
В последнее время на Российском рынке появился большой ассортимент продуктов, которые к пищевым продуктам можно отнести лишь частично. Некоторые из этих продуктов дети очень любят, но они отрицательно влияют на здоровье.
Цели курса:
- расширить представления учащихся о гигиене питания и здоровом образе жизни в целях сохранения здоровья;
- сформировать навыки по умению различать полезные и вредные продукты питания;
- расширить знания учащихся о главных питательных веществах пищи, их строении, биологическом значении для организма человека;
- сориентировать учащихся на профессии, связанные с диетологией.
Учебно-тематическое планирование.
№ | Темы занятий | Количество часов |
Форма занятий |
1 |
Введение. Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания. | 1 | Лекция Тестирование |
1. Главные питательные вещества пищи. | |||
2 | Белки. | 1 | |
3 | Углеводы. | 1 | |
4 | Жиры. | 1 | |
5 | Витамины. | 1 | |
2. Химия пищеварения. | |||
6 | Химия пищеварения. Пищеварительная среда. | 1 | Семинар |
7 | Болезни нарушения обмена веществ. |
1 | Просмотр диафильма |
8 | Химический анализ продуктов. | 1 | |
9 | Химические элементы. Антиоксиданты. | 1 | Исследование |
3. Диетология и болезни питания. | |||
10 | Диетология – наука о сбалансированном питании. | 1 | Лекция |
11 | Теория раздельного питания. Калорийная диета. | 1 | Исследование Семинар |
12 | Теория естественного питания. Вегетарианство: доводы «за» и «против». | 1 |
|
4. Основные растительные продукты питания: их состав, действие на организм. | |||
13 | Крупы. Бобовые. Орехи. Овощи и зелень. Фрукты и ягоды. | 1 | Семинар Семинар |
5. Вредные вещества пищи. | |||
14 | Вредные вещества пищи. | 1 | Лекция |
15 |
Продукты из генетически модифицированных организмов. | 1 |
Исследование |
6. Гигиена питания. | |||
16 |
Рацион и режим питания. Предупреждение пищевых отравлений и меры первой помощи при них. |
1 |
Лекция |
17 | Зачётное занятие. Защита проекта «Составление школьного меню». | 1 | Зачёт |
Содержание программы
Введение (1 час).
Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания.
Путь к обретению здоровья у каждого – свой. Но без правильного питания здоровье невозможно, ибо, как говорили древние, пища должна стать лекарством, а лекарство – пищей.
Тест «Правильно ли Вы питаетесь?».
Ответьте на вопросы «да» или «нет», и Вы узнаете это.
Да | Нет | |
Едите ли вы 3 раза в день? Обилен ли Ваш завтрак? Едите ли Вы на завтрак каши или хлеб? Едите ли Вы 3 раза в день молочные продукты? Едите ли Вы ежедневно сырые овощи? Съедаете ли Вы ежедневно хотя бы 1 фрукт? Едите ли Вы мясо минимум дважды в неделю? Едите ли Вы мясо минимум дважды в неделю? Едите ли Вы варёные овощи? Едите ли Вы ежедневно крахмалистые продукты (рис, макароны, манную крупу, сухие овощи)? Используете ли Вы для приправ минимум два сорта растительного масла? Используете ли Вы растительное оливковое масло? Съедаете ли Вы ежедневно хотя бы 10 г. сливочного масла? Ограничиваете ли Вы потребление соли? Ограничиваете ли Вы потребление сахара? Потребляете ли Вы ежедневно 1,5 л. Жидкости? Выпиваете ли Вы ежедневно 1-3 бокала хорошего вина? Стараетесь ли Вы не превышать норму 3 бокала в день алкоголя? Запрещаете ли себе крепкие напитки? Оцениваете ли Вы при покупке питательный состав продуктов? Стараетесь ли Вы покупать биологически чистые продукты? |
Оценка результатов.
- Более 20 «да»: у Вас все шансы дожить до ста лет!
- Более 15 «да»: очень хорошо, но ещё маленькое усилие – и всё будет превосходно.
- Более 12 «да»: Ваши привычки в еде во многом правильны, но корректировка всё же необходима.
- Менее 6 «да»: Вам давно пора задуматься о своём питании – ведь собственное здоровье Вам не безразлично?
1. Главные питательные вещества пищи (4 часа).
Белки (1 ч.) Природные полимеры, состоящие из аминокислот. Строение аминокислот, пептидная связь. Гидролиз полипептида. Функции белков, Потребность человека в белках, азотное равновесие. Равноценность белков. Зависимость усвоения белков от соотношения аминокислот. Белковое голодание.
Углеводы (1 ч.) Источник и аккумулятор энергии. Значение углеводов для клетки и для организма в целом. Дыхание и брожение. Значение глюкозы. Баланс глюкозы между её содержанием в организме и степенью физической нагрузки человека.
Жиры (1 ч.) Липиды. Свойства, строение, состав, функции. Потребность организма в жирах. Недостаток жирных кислот приводит к задержке развития растущего организма, нарушениям структуры и функции клеточных мембран, воспалению кожных покровов и т. д. Избыток жирных кислот – повышение уровня холестерина в крови, развитие атеросклероза.
Содержание жирных кислот в продуктах.
Витамины (1 ч.) История букв с цифрами. Симптомы дефицита витаминов, содержание витаминов в продуктах питания. Авитаминозы.
Химические элементы и здоровье. Антиоксиданты. (1 ч.) Макро- и микроэлементы, ультрамикроэлементы, их биологическое значение. Антиоксиданты – вещества – борющиеся в организме со свободными радикалами, которые вызывают старение клеток.
Свободные радикалы вызывают многие болезни сердечно-сосудистой системы, онкологические, иммунодефициты, воспалительные процессы и склероз, катаракты, диабет, провоцируют болезни Паркинсона и Альцмейгера.
Антиоксиданты: витамины А, С, Е, элементы – селен, цинк, медь и полифенолы.
Продукты, богатые антиоксидантами.
- Цинк содержат: устрицы, сухой горох, утиная печень, пивные дрожжи, сухая фасоль, почки, угорь, чечевица, мясо, цельнозерновой хлеб.
- Медь содержат: устрицы, мидии, какао-порошок, пророщенная пшеница, белая фасоль, фундук, сухой горох, овсяная каша, грецкие орехи, мозги.
- Селен содержат: устрицы, куриная печень, говяжья печень, рыба, яйца, грибы, лук, цельнозерновой хлеб, нерафинированный рис, чечевица, мозги.
- Полифенолы содержат: вино, зёрнышки винограда, зеленый чай, оливковое масло, лук, яблоки.
Химический анализ продуктов (1ч.)
Практическая работа №1. (См. приложения).
2. Химия пищеварения (2 ч.)
Химия пищеварения. Пищеварительная среда (1 ч.)
Пища по своему составу делится на белки, углеводы, живые продукты.
В желудочно-кишечном тракте белки расщепляются преимущественно реактивами кислотного состава.
На расщепление углеводов требуются щелочные реактивы.
Именно поэтому белки и углеводы не сочетаются, для одновременного употребления непригодны.
Растительные жиры хорошо сочетаются и с белками, и с углеводами, и с живыми продуктами.
«Живые продукты» переваривать и сами себя: ведь они несут в себе и питательные вещества, и ферменты для собственного расщепления.
Молоко, как продукт, сочетающий в себе белки и углеводы, считается для взрослых непереносимым.
Откуда берутся шлаки?
Болезни обмена веществ (1 ч.)
Болезни обмена веществ, Белковое голодание, квашиоркор. Атеросклероз. Диабет. Ожирение. (Просмотр диафильма «Железы внутренней секреции»).
3. Диетология и теории питания (3 ч.)
Диетология – наука о сбалансированном питании (1 ч.) Изучение традиций потребления пищи (исследование). Практическая работа №2.