Вид технологии: игровая.
Тип: повторение изученного по теме «Имя прилагательное» в 6 классе.
Цели:
- Закрепление знаний, умений, навыков по теме «Имя прилагательное».
- Развитие у учащихся интереса к русскому языку.
- Развитие у учащихся навыков групповой работы.
- Развитие фантазии и воображения.
- Воспитание дружелюбия, этических коммуникативных норм.
Оборудование: музыкальное сопровождение, карта путешествия, распечатанные листы с заданиями для команд.
Ход урока
I. Мотивационный этап.
1. Организационный момент
2. Слово учителя. Представьте себе, что все вы космонавты- лингвисты, которые отправляются в путешествие по Лингвистической Вселенной с целью как можно быстрее добраться до планеты Прилагательных. Зачем? Чтобы оказать помощь.
II. Ориентационно-целевой этап.
С планеты Прилагательных поступил сигнал бедствия: злобные космические пираты Лень и Равнодушие заражают планету вирусом незнания, который постепенно уничтожает всё на планете Прилагательных. Прилагательные просят помощи. Необходимо быстро добраться до планеты и найти пиратов, создать вакцину против вируса, используя свои знания и умения по русскому языку, а особенно по теме «Прилагательное», и восстановить всю красоту на планете.
III. Содержательно-операционный этап.
3. Создаём 3 команды космонавтов. Название своих команд соберите из разрезанных букв, выбираем капитанов.
(Весь класс разбивается на 3 команды по рядам «Метафора», «Эпитет», «Сравнение»; выбираются капитаны команд).
4. Во время нашего путешествия необходимо соблюдать игровые правила. Они таковы:
- Используй свои знания по русскому языку, не заглядывая в учебник и тетрадь.
- Внимательно слушай учителя и товарища.
- Будь доброжелателен.
За нарушение правил команде будут начисляться штрафные очки.
5. Команды к полёту готовы. Взлёт разрешён.
6. «Метеоритный дождь».
Слово учителя. Внимание! Начинается первое испытание команд. Ваш космический корабль попал под метеоритный дождь. Чтобы сохранить обшивку корабля невредимой, необходимо набрать наибольшее количество баллов, выполняя следующее задание: выберите из текста все прилагательные и определите их разряд. За каждое правильно выбранное прилагательное начисляется один балл. Команда, которая выполняет это задание первой, получает дополнительный балл.
Текст задания.
Может показаться, что наиболее яркие звёзды на небе – те, которые ближе к нам расположены. На самом деле ярчайшие звёзды – это мощные прожекторы. На их фоне теряются маленькие и тусклые звёзды, которые находятся рядом, и таких звёзд много. Для того чтобы их обнаружить, приходится использовать круглые телескопы или применять специальные методы поиска.
7. «Черная дыра».
Слово учителя. Следующее испытание команд: выход из «черной дыры». Вы супермены, но «черная дыра» затягивает вас. А впереди вас ждут космические пираты.
Они | А вы |
Храбрые | |
Упорные | |
Крепкие | |
Быстрые | |
Хитрые |
Образуйте все возможные формы прилагательных в сравнительной и превосходной степени.
За каждую форму – 1 балл. Команда, которая выполняет это задание первой, получает дополнительный балл.
8. «Поиск пиратов».
Слово учителя. Ваши космические корабли приближаются к планете Прилагательных. Теперь командам необходимо обнаружить пиратов Лень и Равнодушие. Для этого нужно найти ошибки в правописании данных прилагательных и записать слова правильно. За каждое правильное слово – 1 балл.
Команда, которая выполняет это задание первой, получает дополнительный балл.
I. Входной, коноплянный, искуственный, сонный, весенний, песчанный, соломеный, полотняный, художественный, ранний, румяный, луный, травяной, стекляный, ржаной, голубиный, овчинный, нефтяной, ледяной, куринный, станционный, картонный. | II. Кавказкий, узский, одесский, сентябрский, комендантский, русский, богатырсский, апрельский. |
|
|
9. «Изготовление вакцины».
Слово учителя. Прежде чем высадиться на планету, зараженную вирусом, необходимо изготовить вакцину. Для этого выполните следующие 6 заданий по правописанию прилагательных. За каждый правильный ответ команде начисляется один балл. Команда, которая выполняет все задания первой, получает дополнительный балл.
№1. В какой пословице использована краткая форма имени прилагательного?
Обведите № предложения
- Хороший товар сам себя хвалит.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
№2. Вставьте гласные О или Е.
Холщ…вый, парч…вый, глянц…вая, саранч…вый, беж…вый, пунц…вый, алыч…вый, нож…вой, куч…вые.
№3. Вставьте н или нн
- Земля вся в серебря…ом свете.
- Луна во всей красе плыла на высоту, таинстве…ым лучом мечтания питая…
№4. С помощью какого суффикса образованы имена прилагательные? Вставьте.
Павел I принялся искоренять из рус…ой армии «суворов…ий дух».
№5. Какие имена прилагательные пишутся через дефис? Обведите № слова.
- (Молочно) белый цвет.
- (Молочно) овощная диета.
- (Молочно) консервный завод.
№6. Раскройте скобки.
Далёкие и (не)понятные звёзды тихо застыли в (не)объятной выси и с завистью смотрят на (не)угомонную жизнь на Земле.
10. «Исцеление планеты».
Слово учителя. Вас встречает планета Прилагательных. Вы победили космических пиратов, изготовили вакцину против вируса незнания, но эти вирусы успели уничтожить на планете Прилагательных всю её красоту. Последнее задание поможет вам восстановить планету. Вставьте прилагательные из списка в пропущенные места текста, чтобы получился связный весёлый рассказ. Рассказ оценивается по пятибалльной системе. За выразительное чтение рассказа команда получает дополнительный балл.
Список прилагательных: голубой, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, весёлый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шёлковый, прозрачный, стеклянный, бумажный, оловянный, медный, синий, глубокий, широкий, золотистый, серебристый, носатый, шерстяной, красивый, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, щекастый, бледный, зелёный, шумный, звонкий, тёплый, ушастый, летучий, кривой, светлый, жёлтый, яркий, чёрный, красный, удивительный, странный, чудной, лиловый, багровый, серый, цветочный, бархатный, атласный, прелестный, чудесный, милый, коричневый, малюсенький, крупный, громадный, железный, кирпичный, колючий.
Текст.
На … … планете жили … … человечки, у них были … глаза, … волосы, …уши. Зато очень … характер. Домики у человечков были …, с … крышами. Возле каждого домика сидела … собачка. Собачки на этой … планете были вместо кур, потому что … домики охраняли … дракончики и … страусы. Они сидели на верёвочках и рычали. На … … деревьях пели … песни … мухи. В … лесах водились … слонята, …цыплята, …ёжики и … ящерицы. А на … черепахах … человечки ездили в гости.
Правитель … планеты был человеком … и …, он жил в … … дворце с … окнами и … дверями. У него были … слуги и … сад.
IV. Оценочный этап.
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
Рефлексия:
– Что тебе не понравилось во время игры?
– Что тебе понравилось во время игры?
– Что помогло победить в игре?
Литература:
- Леденева В.В., Халикова Н.В. Русский язык. Тесты. 5-7 классы. 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.
- Рик Т.Г. Русский язык: Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: ООО «Издательство Астрель», 1999.