В современных условиях в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста особое внимание уделяется подготовке детей к школе. В процессе обучения у детей начинают формироваться такие элементы учебной деятельности, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика рук, развиваются познавательные психические процессы.
Дошкольное образование ориентируется на достижение образовательных стандартов, где используются стандартные учебные программы. Таким образом, возникает необходимость дополнительного образования, в условиях которого, дети обучались бы, главным образом «по интересам», педагоги использовали авторские программы и реализовался свободный выбор детьми вида занятий и педагога. Так как, дополнительное образование– это создание условий для развития личности с учётом её индивидуальных особенностей, потребностей, ценностных ориентаций и мотивов. Оно является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Кроме того, дополнительное образование детей позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни и др.
Дополнительное образование, в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, мастерами своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, – результативность как практико-ориентированного образования. Дополнительное образование детей имеет большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения.
В нашем детском саду ведется кружковая работа по разным направлениям:
- «Домисолька» – студия эстрадной песни;
- «Волшебная кисточка» по развитию изобразительного творчества;
- «Микки-Маус и его друзья» по изучению английского языка»;
- «Гульчечек»-театральныйна татарском языке;
- «Са-фи-дансе» – танцевально-игровая гимнастика;
- «Почемучки» по развитию и коррекции эмоциональной сферы;
- «Умники и умницы» по развитию творческих и умственных способностей.
В работе кружка «Умники и умницы» я взяла за основу комплексную программу культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста «Мир вокруг нас» Поповой Т.И.Эта программа разработана в соответствии с основными положениями Закона об образовании. Ее теоретической основой служат исследования ведущих педагогов и психологов, направленные на всестороннее развитие ребенка в процессе становления его сознания (Л. Венгер, Л. Выготский, А. Леонтьев, Д. Эльконин и др.).
Изучив программу С.А. Козловой «Я – человек», пособия Ивановой А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек», М.Р. Григорьевой «Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками»и объединив их, составила свою программу по пробуждению познавательной деятельности, образного, творческого мышления, развитию умственных способностей, формированию эмоционально-волевой сферы личности, воспитанию экологического сознания, нравственного отношения к миру. Знакомясь с обитателями всех сфер окружающего мира: космоса, природных стихий, мира животных и людей, дети подводятся к осознанию своей неразрывной связи со Вселенной, к пониманию, что живут на уникальной планете.Они получают возможность прочувствовать, проиграть, продумать, осознать, т.е. пропустить через себя информацию о мире. Обращая внимание на самого себя, свое тело, свой организм, на свои возможности и способности, дети учатся оценивать и ценить себя, создаются предпосылки к самовоспитанию, к заботе о собственном здоровье.
Основная цель программы: учить детей видеть, чувствовать, исследовать красоту мира и человеческих отношений, свободно и осознанно совершенствовать свои коммуникативные и творческие способности.
Задачи программы:
- Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте человека в нем;
- Формировать сознательное отношение к своему здоровью и потребность в здоровом образе жизни;
- Формировать мотивацию учения;
- Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам;
- Развивать коммуникативные навыки и эмоционально – волевую сферу личности;
- Развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение;
- Развивать мелкую моторику рук, творческие способности;
- Пробуждать потребность средствами искусства в творческой деятельности выражать свое отношение к миру;
- Воспитывать экологическое, нравственное и эстетическое отношение к миру.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет, состоит из занятий, которые рекомендуются проводить 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут. Оптимальное количество в группе 10-12 человек. Вся программа состоит из 4 разделов, каждый включает в себя несколько тем.
Все разделы содержат научно-информационную, эстетическую и нравственную характеристику предметов, явлений, отношений.
I Раздел: Вводный
Цель: настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, помочь детям осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что они уникальны и неповторимы.
Включает всебя такие темы, как: Давайте познакомимся, Я + ТЫ = МЫ, Шаг навстречу, Дружба крепкая не сломается.
II Раздел: «Что нас окружает в мире»
Цель: развивать познавательную сферу ребенка, пробудить познавательный интерес, формировать навыки познавательной деятельности. Развивать эмоциональную сферу, умение сопереживать, выражать свое состояние, отношение к миру через искусство в творческой деятельности.
Включает всебя такие темы, как: Космос и человек, Звезды и созвездия, Природные стихии, Планеты солнечной системы и др.
III Раздел: «Что я знаю о себе»
Цель: обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм, на свои возможности и способности, научить оценивать и ценить себя, создавать предпосылки к самовоспитанию, к заботе о собственном здоровье.На основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
Включает всебя такие темы, как: Мои помощники, Чем отличается мужской организм от женского, Скелет и кожа человека, Сердце и сосуды и др.
IV Раздел: «Путешествие по волшебной стране знаний»
Цель: развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение; произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию. Развивать речь, расширять словарный запас. Развивать мелкую моторику рук.
Включает всебя такие темы, как: Город мастеров, Школа умников и умничек, Школа арифметики, Мастерицы-кружевницы.
Методы, используемые на занятиях:- Беседа;
- Чтение сказок, загадывание загадок;
- Релаксация;
- Рисование;
- Игра-моделирование;
- Прослушивание музыкально-звуковых картин;
- Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, на развитие коммуникативных навыков, тренинги, развивающие и др.;
- Наблюдение;
- Опыты;
- Эксперименты.
Основная литература:
- Григорьева М.Р. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками – Волгоград: Учитель, 2009.
- Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Козлова С.А. Мой мир: Приобщения ребенка к социальному миру – М.: «Линка-Пресс», 2000.
- Кряжева Н.Л., Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю. В., Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Попова Т.И. Мир вокруг нас – М.: «Линка-Пресс», 1998.