Занятие по интеллектуальному развитию в подготовительной группе по теме "Тайны шахматного королевства"

Разделы: Работа с дошкольниками


  • Цели:
  • Привить любовь детей к игре в шахматы, продолжать учить детей играть в шахматы: ориентироваться на шахматной доске, читать координаты, выполнять несложные ходы фигурами, решать шахматные задачи.
  • Разввать логическое мышление, память, уверенность в своих силах, стремление к победе.

Предварительная работа:

  • Знакомство с шахматным кружком в центре детского творчества; экскурсия в библиотеку,
  • чтение книг о шахматах, выполнение упражнений по обучению детей игре в шахматы.
  • Работа с родителями, оформление папок-передвижек «Ход конем», «Царство шахматного короля», проведение конкурса детского рисунка «Волшебное королевство».

Оборудование: магнитные шахматные доски (3), магнитные шахматные фигуры, магниты, таблицы, разрезные фигуры, обручи, буквы.

Ход мероприятия

Входит воспитатель и двое детей.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости.

Мы приглашаем вас на КВН, который является одной частью проекта «Школа будущих гроссмейстеров». Наш проект будет длиться 6 месяцев. За это время ребята познают азы шахматной игры, прикоснуться к чарующему миру шахматных фигур, крепко накрепко подружатся с игрой мудрецов. И мы надеемся, что наши ребята пронесут эту любовь и привязанность через всю жизнь.

– Ребята, как вы думаете, почему наш проект называется «Школа будущих гроссмейстеров»?

Камила: Мы все хотим стать чемпионами, гроссмейстерами.

Даниил: А чтобы ими стать, надо как в школе выучить шахматный алфавит, уметь решать шахматные задачи.

Ведущий: А что вы уже сделали во время проекта?

Камила: Посетили шахматный клуб, в центре детского творчества.

Данил: Много читали о шахматах, рисовали, лепили фигуры.

Камила: Ходили в библиотеку, где нам рассказали о шахматной стране.

Данил: Играли в шахматы с мамами, папами, дедушками и бабушками, с братьями и сестрами.

Воспитатель: Вам нравиться эта игра, почему?

Камила: Мне нравится побеждать.

Данил: А я представляю себя полководцем большой армии и виду ее к победе.

Камила: А я представляю себя королевой в шахматном королевстве.

Воспитатель: Что же это за Шахматное королевство, давайте познакомимся с ним поближе.

Камила:

Вся в квадратах – белых, черных
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных —
Деревянные войска.

Данил:

Что трехглавые драконы
нас не ждут здесь не беда
Тут зато, лихие кони
И пехота хоть куда.

Камила:

Тут ферзи, слоны отважны
Мчаться поперек и вдоль,
И совеем как в сказке, важный
Возвышается король.

Данил:

Тут герои в каждом войске
И выходит рать на рать
Хитроумно и геройски
Воевать и побеждать.

Ведущий: Мы приглашаем героев шахматного королевства рассказать о себе:

(Дети выходят по двое)

Лера:

Пешка маленький солдат
Лишь команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат
Двинуться вперед.

Ваня Б.:

На войну не на парад
Пешка держит путь
Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть.
Всю доску пройти должна
Пешка до конца
Превратиться там она
в грозного бойца.

Сабина:

Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо
Не петляет – прыг да скок,
Не шагает наискосок.

Камила:

Так от края и до края
Может двигаться она
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна
Шаг тяжелый у ладьи
В бой ее скорей веди.

Олег:

Не мила коню неволя,
перед ним простор широк.
Очень ловко на два поля
Совершает конь прыжок.

Никита:

Замечательный прыжок
Поле – прямо, поле – вбок.
ну, а если угрожает
Окружения заслон
Через тех
кто окружает перепрыгивает он.

Рома:

Поделили свой мир пополам
Один ходит по черным полям
Другой ходит по белым полям

Данил А.:

И на цвет чужой не ногой.
Так среди одноцветных дорог
Слоны движутся вперед.

Аня:

ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион
и шаг у ферзя широк.
ферзь может ходить, как ладья и как слон
и прямо и наискосок.

Настя:

Направо, налево, вперед и назад
А бьет и вдаль и в упор.
И кажется, будто ферзю тесноват
Доски черно-белый простор.

Данил Г.:

Король всегда на поле боя
Стоит отважно в центре строя
Команды отдают без спешки
Его собой прикрыли пешки.

Вася:

Главнее всех всегда король
Все слушаться его изволь
Ведь возглавляет он в бою
Лихую гвардию свою.

И так все участники этой удивительной игры собрались, и мы можем начать нашу игру – интеллектуальное сражение между командами:

«Белый слон» (капитан Вася Толстов) и «Черная королева» (капитан Данил Гайдуков).

Музыка «Мы начинаем КВН»

Мы все любим играть в шахматы, и мечтаем познать все ее секреты, быть лучшими. И у нас есть один на всех девиз:

Чтоб гроссмейстерами стать, надо много знать, постоянно спортом заниматься, ежедневно закаляться!

Как и в каждом КВНе у нас есть жюри, которое беспристрастно будет следить за ходом игры и в конце объявит лучшую команду.

В шахматах сражение между соперниками называется-я партия, мы тоже каждый этап нашего сражения будем называть партией.

1-я партия. Разминка.

«Ответь как в сказке сам, без подсказки».

Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде, если команда отвечает неправильно, вопрос переходит другой команде.

  1. Из скольки одинаковых квадратиков состоит шахматная доска (64)
  2. Как называется каждый квадратик на шахматной доске. (Поле)
  3. Как правильно положить доску перед игрой. (Белое поле в правом нижнем углу)
  4. Как называется схематическое изображение шахматной доски. (Диаграмма)
  5. то такой гроссмейстер? (высшее шахматное звание).
  6. Что такое мат (Безвыходное положение королю, конец игре).
  7. Что такое шахматная олимпиада (Самое крупное шахматное соревнование, проходят один раз в три года).
  8. Что такое шах (Положение, кода на короля нападает фигура соперника).
  9. Что такое пат – (Ничья, когда королю некуда ходить, а шах ему не поставлен)
  10. Назовите родину шахмат (Индия).
  11. Что такое-я партия (Шахматное сражение между двумя соперниками).
  12. Рокировка (Одновременный ход короля и ладьи)
  13. ФИДЕ – Всемирная шахматная организация, куда входит более 100 стран.
  14. Назовите известного гроссмейстера, который был еще и известным композитором (Филидор).
  15. Назовите двух гроссмейстеров, которые пять лет вели между собой шахматное сражение за чемпиона мира. (Карпов и Каспаров)
  16. Какая фигура остается до конца игры, не снимается, не уничтожается.

Ведущий: Это был последний вопрос разминки, жюри подсчитывают очки, а мы продолжаем нашу игру.

2-я партия. «Расставь позицию».

Чтобы не заблудиться в шахматном королевстве, надо уметь хорошо ориентироваться в нем.

И так послушайте следующее задание, которое называется: «Расставь позицию».

Перенесите магнитики с центральной доски на доски своей команды, обращая внимание на цвет каждого магнита.

Капитан, проверяет, как выполнено задание.

3-я партия. «Расшифруй запись».

Ведущий. В каждой стране есть свой язык и алфавит, шахматная страна не исключение.

Хорошо ли вы изучили язык шахматного королевства, мы узнаем из следующего конкурса. Вот такое послание нам прислали из шахматной страны, прочитайте его, и выполните правильно задание.

4-я партия. Спортивная.

Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми. Игра в шахматы тесно связана со спортом. Многие чемпионы мира по шахматам увлекаются разными видами спорта, так Анатолий Карпов увлекается теннисом, а Каспаров играет в футбол, много бегает.

На сколько вы сильны, быстры и ловкие, мы сейчас проверим.

Я объявляю эстафету: «Перенеси фигуры».

Видно, что вы все в хорошей физической подготовке, поэтому можем смело продолжить наше соревнование.

5-я партия. «Ход конем»

Ребята, отгадайте загадку:

Передвигается не косо и не прямо,
Лишь буквой Г шагает он упрямо.

Правильно, это конь.

Следующие задание называется: «Ход конем»

Нужно сделать правильный ход конем, и прочитать слово, которое зашифровано на вашем поле.

6-я партия. Конкурс капитанов.

«Лабиринт»

Нужно вывести свою фигуру из лабиринта, за меньшее количество шагов.

7-я партия. «Поставь мат»

Из предложенной позиции найти все возможные варианты постановки мата черному королю.

Ведущий: по правилам игры, если поставлен мат, то игре закончена.

Наше сражение тоже подошло к концу, жюри сейчас объявят нам результаты.

Награждение.

Ведущий: дорогие ребята, сегодня вы провели одно сражение, но завтра вас ждут другие, более сложные, но интересные. Ничего, если вы сегодня где-то потерпели поражение, знайте, чемпионы никогда не сдаются, а набираются сил и вновь сражаются.

Счастливого вам пути по стране шахматного королевства.

Заключительная песня о шахматах.

Литература:

  1. «Алиса в Зазеркалье» Льюис Кэрролл.
  2. «Дошкольное воспитание» – научно-методический журнал №11, 1991.
  3. «Малыши играют в шахматы» В.Г. Гришин.
  4. «Малыши открывают спорт» В.Г. Гришин.
  5. «Мы играем в шахматы» В.Г. Черняк, Н.Ф. Осипов.
  6. «1000 вопросов шахматиста» М. Береславский.
  7. Ребенок в детском саду» иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений №5, 2007.
  8. «Шахматный букварь» Инна Весла, Иржи Веселы.

Приложение.