- Цели:
- Привить любовь детей к игре в шахматы, продолжать учить детей играть в шахматы: ориентироваться на шахматной доске, читать координаты, выполнять несложные ходы фигурами, решать шахматные задачи.
- Разввать логическое мышление, память, уверенность в своих силах, стремление к победе.
Предварительная работа:
- Знакомство с шахматным кружком в центре детского творчества; экскурсия в библиотеку,
- чтение книг о шахматах, выполнение упражнений по обучению детей игре в шахматы.
- Работа с родителями, оформление папок-передвижек «Ход конем», «Царство шахматного короля», проведение конкурса детского рисунка «Волшебное королевство».
Оборудование: магнитные шахматные доски (3), магнитные шахматные фигуры, магниты, таблицы, разрезные фигуры, обручи, буквы.
Ход мероприятия
Входит воспитатель и двое детей.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости.
Мы приглашаем вас на КВН, который является одной частью проекта «Школа будущих гроссмейстеров». Наш проект будет длиться 6 месяцев. За это время ребята познают азы шахматной игры, прикоснуться к чарующему миру шахматных фигур, крепко накрепко подружатся с игрой мудрецов. И мы надеемся, что наши ребята пронесут эту любовь и привязанность через всю жизнь.
– Ребята, как вы думаете, почему наш проект называется «Школа будущих гроссмейстеров»?
Камила: Мы все хотим стать чемпионами, гроссмейстерами.
Даниил: А чтобы ими стать, надо как в школе выучить шахматный алфавит, уметь решать шахматные задачи.
Ведущий: А что вы уже сделали во время проекта?
Камила: Посетили шахматный клуб, в центре детского творчества.
Данил: Много читали о шахматах, рисовали, лепили фигуры.
Камила: Ходили в библиотеку, где нам рассказали о шахматной стране.
Данил: Играли в шахматы с мамами, папами, дедушками и бабушками, с братьями и сестрами.
Воспитатель: Вам нравиться эта игра, почему?
Камила: Мне нравится побеждать.
Данил: А я представляю себя полководцем большой армии и виду ее к победе.
Камила: А я представляю себя королевой в шахматном королевстве.
Воспитатель: Что же это за Шахматное королевство, давайте познакомимся с ним поближе.
Камила:
Вся в квадратах – белых, черных
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных —
Деревянные войска.
Данил:
Что трехглавые драконы
нас не ждут здесь не беда
Тут зато, лихие кони
И пехота хоть куда.
Камила:
Тут ферзи, слоны отважны
Мчаться поперек и вдоль,
И совеем как в сказке, важный
Возвышается король.
Данил:
Тут герои в каждом войске
И выходит рать на рать
Хитроумно и геройски
Воевать и побеждать.
Ведущий: Мы приглашаем героев шахматного королевства рассказать о себе:
(Дети выходят по двое)
Лера:
Пешка маленький солдат
Лишь команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат
Двинуться вперед.
Ваня Б.:
На войну не на парад
Пешка держит путь
Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть.
Всю доску пройти должна
Пешка до конца
Превратиться там она
в грозного бойца.
Сабина:
Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо
Не петляет – прыг да скок,
Не шагает наискосок.
Камила:
Так от края и до края
Может двигаться она
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна
Шаг тяжелый у ладьи
В бой ее скорей веди.
Олег:
Не мила коню неволя,
перед ним простор широк.
Очень ловко на два поля
Совершает конь прыжок.
Никита:
Замечательный прыжок
Поле – прямо, поле – вбок.
ну, а если угрожает
Окружения заслон
Через тех
кто окружает перепрыгивает он.
Рома:
Поделили свой мир пополам
Один ходит по черным полям
Другой ходит по белым полям
Данил А.:
И на цвет чужой не ногой.
Так среди одноцветных дорог
Слоны движутся вперед.
Аня:
ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион
и шаг у ферзя широк.
ферзь может ходить, как ладья и как слон
и прямо и наискосок.
Настя:
Направо, налево, вперед и назад
А бьет и вдаль и в упор.
И кажется, будто ферзю тесноват
Доски черно-белый простор.
Данил Г.:
Король всегда на поле боя
Стоит отважно в центре строя
Команды отдают без спешки
Его собой прикрыли пешки.
Вася:
Главнее всех всегда король
Все слушаться его изволь
Ведь возглавляет он в бою
Лихую гвардию свою.
И так все участники этой удивительной игры собрались, и мы можем начать нашу игру – интеллектуальное сражение между командами:
«Белый слон» (капитан Вася Толстов) и «Черная королева» (капитан Данил Гайдуков).
Музыка «Мы начинаем КВН»
Мы все любим играть в шахматы, и мечтаем познать все ее секреты, быть лучшими. И у нас есть один на всех девиз:
Чтоб гроссмейстерами стать, надо много знать, постоянно спортом заниматься, ежедневно закаляться!
Как и в каждом КВНе у нас есть жюри, которое беспристрастно будет следить за ходом игры и в конце объявит лучшую команду.
В шахматах сражение между соперниками называется-я партия, мы тоже каждый этап нашего сражения будем называть партией.
1-я партия. Разминка.
«Ответь как в сказке сам, без подсказки».
Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде, если команда отвечает неправильно, вопрос переходит другой команде.
- Из скольки одинаковых квадратиков состоит шахматная доска (64)
- Как называется каждый квадратик на шахматной доске. (Поле)
- Как правильно положить доску перед игрой. (Белое поле в правом нижнем углу)
- Как называется схематическое изображение шахматной доски. (Диаграмма)
- то такой гроссмейстер? (высшее шахматное звание).
- Что такое мат (Безвыходное положение королю, конец игре).
- Что такое шахматная олимпиада (Самое крупное шахматное соревнование, проходят один раз в три года).
- Что такое шах (Положение, кода на короля нападает фигура соперника).
- Что такое пат – (Ничья, когда королю некуда ходить, а шах ему не поставлен)
- Назовите родину шахмат (Индия).
- Что такое-я партия (Шахматное сражение между двумя соперниками).
- Рокировка (Одновременный ход короля и ладьи)
- ФИДЕ – Всемирная шахматная организация, куда входит более 100 стран.
- Назовите известного гроссмейстера, который был еще и известным композитором (Филидор).
- Назовите двух гроссмейстеров, которые пять лет вели между собой шахматное сражение за чемпиона мира. (Карпов и Каспаров)
- Какая фигура остается до конца игры, не снимается, не уничтожается.
Ведущий: Это был последний вопрос разминки, жюри подсчитывают очки, а мы продолжаем нашу игру.
2-я партия. «Расставь позицию».
Чтобы не заблудиться в шахматном королевстве, надо уметь хорошо ориентироваться в нем.
И так послушайте следующее задание, которое называется: «Расставь позицию».
Перенесите магнитики с центральной доски на доски своей команды, обращая внимание на цвет каждого магнита.
Капитан, проверяет, как выполнено задание.
3-я партия. «Расшифруй запись».
Ведущий. В каждой стране есть свой язык и алфавит, шахматная страна не исключение.
Хорошо ли вы изучили язык шахматного королевства, мы узнаем из следующего конкурса. Вот такое послание нам прислали из шахматной страны, прочитайте его, и выполните правильно задание.
4-я партия. Спортивная.
Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми. Игра в шахматы тесно связана со спортом. Многие чемпионы мира по шахматам увлекаются разными видами спорта, так Анатолий Карпов увлекается теннисом, а Каспаров играет в футбол, много бегает.
На сколько вы сильны, быстры и ловкие, мы сейчас проверим.
Я объявляю эстафету: «Перенеси фигуры».
Видно, что вы все в хорошей физической подготовке, поэтому можем смело продолжить наше соревнование.
5-я партия. «Ход конем»
Ребята, отгадайте загадку:
Передвигается не косо и не прямо,
Лишь буквой Г шагает он упрямо.
Правильно, это конь.
Следующие задание называется: «Ход конем»
Нужно сделать правильный ход конем, и прочитать слово, которое зашифровано на вашем поле.
6-я партия. Конкурс капитанов.
«Лабиринт»
Нужно вывести свою фигуру из лабиринта, за меньшее количество шагов.
7-я партия. «Поставь мат»
Из предложенной позиции найти все возможные варианты постановки мата черному королю.
Ведущий: по правилам игры, если поставлен мат, то игре закончена.
Наше сражение тоже подошло к концу, жюри сейчас объявят нам результаты.
Награждение.
Ведущий: дорогие ребята, сегодня вы провели одно сражение, но завтра вас ждут другие, более сложные, но интересные. Ничего, если вы сегодня где-то потерпели поражение, знайте, чемпионы никогда не сдаются, а набираются сил и вновь сражаются.
Счастливого вам пути по стране шахматного королевства.
Заключительная песня о шахматах.
Литература:
- «Алиса в Зазеркалье» Льюис Кэрролл.
- «Дошкольное воспитание» – научно-методический журнал №11, 1991.
- «Малыши играют в шахматы» В.Г. Гришин.
- «Малыши открывают спорт» В.Г. Гришин.
- «Мы играем в шахматы» В.Г. Черняк, Н.Ф. Осипов.
- «1000 вопросов шахматиста» М. Береславский.
- Ребенок в детском саду» иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений №5, 2007.
- «Шахматный букварь» Инна Весла, Иржи Веселы.