Цель урока: сформировать представление об оптических явлениях в атмосфере..
Планируемый результат: учащиеся должны знать / понимать и объяснять как возникают атмосферные явления, связанные с отражением солнечного света; явления, связанные с электричеством.
Основные термины и понятия: оптические явления в атмосфере, радуга, мираж, гало, полярное сияние, молния, “Огни Святого Эльма”.
Ресурсы:
– учебник – стр. 106–109;
– электронное приложение к учебнику;
– презентация к уроку.
Оборудование:
– Проектор;
– Экран;
– Компьютер у учителя;
– Ноутбуки на каждой парте;
– Сосуд в восточном стиле;
– Костюм для Старика Хоттабыча.
Ход урока
–Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватало,
Да при том не видно было?
Не сложить, не развернуть,
Не пощупать, не взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?
– Что это за одеяло? (Атмосфера-воздушная оболочка Земли.)
И мы продолжаем с вами изучать тему “Атмосфера”. Вначале я вам задам несколько вопросов:
1. Из чего состоит атмосфера Земли? (Смесь газов, мельчайших капель воды и кристалликов льда, пыль, сажа, органические вещества.)
2. В каком виде влага содержится в воздухе? (Вод. пар, капельки воды и кристаллики льда.)
3. Атмосфера не однородна, в ней выделяется несколько слоев? (Тропо-страто-мезо-термо-экзо-ионосфера.)
4. В каких слоях возникает полярное сияние? (Ионосфера.)
– Полярное сияние, молнии, миражи пугали в древности людей. Сегодня ученым удалось раскрыть тайны этих загадочных явлений. И тема нашего урока “Оптические явления в атмосфере”.
А что это за загадочный сосуд стоит у меня на столе? Вы не знаете? Давайте посмотрим?
(Открывает сосуд, из него валит дым, появляется старик Хоттабыч.)
– Апчхи! Приветствую тебя, о мудрый мой повелитель! (Далее слова
Хоттабыча, которого играет один из учащихся , выделены подчеркнутым
шрифтом.)
– Вы откуда? Вы из театра?
– О, нет, мой повелитель! Я вот из этого сосуда!
– Так Вы..?
– Да, Я – могучий и прославленный во всех четырех странах света джинн
Гассан Абдурахман ибн Хоттаб, то есть сын Хоттаба!
– Хоттабыч?!
– А кто эти прекрасные отроки?
– А это ученики 6 "А" класса , и у нас сейчас урок географии.
– Урок географии! Знайте же, о прекраснейшие из прекрасных, что вам
неслыханно повезло, ибо я богат знаниями по географии. Я научу вас, и вы
прославитесь среди учеников своей школы и среди учеников всех школ вашего края!
– Мы очень рады этому , уважаемый Хоттабыч.
– А что это за волшебные черные коробочки, которые лежат перед вами?
– Это компьютеры, с помощью которых современные дети изучают географию. Я
приглашаю Вас, уважаемый Хоттабыч, сегодня поработать с нами. А ребят я попрошу
открыть экран урока "Оптические явления в Атмосфере. Как вы думаете, что же
такое оптические явления? (световые, зрительные).
Сегодня мы познакомимся с некоторыми оптическими явлениями, заполним таблицу,
которая лежит перед вами. Ну а наш уважаемый Хоттабыч расскажет нам, как древние
ученые представляли то или иное явление.
Итак, начинаем!
Явления, связанные с отражением солнечного света.
Радуга – Прошел летний дождь, и вновь засияло солнце. И как по волшебству в небе появилась радуга-дуга.
Я знаю, радугу создал Бог древнего Вавилона в знак того, что он решил прекратить всемирный потоп.
А что по этому поводу думают современные ученые?
(Дети изучают данный раздел в электронном приложении и говорят современную версию.)
Солнечный свет кажется нам белым , но в действительности он состоит из световых волн 7 цветов: красного, оранжевого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Проходя сквозь капли воды, солнечный луч преломляется и распадается на разные цвета. Вот отчего после дождя или около водопадов можно наблюдать радугу. (делают запись в таблице).
– Многие путешественники по пустыням становятся свидетелями другого атмосферного явления – Миража.
Древние египтяне верили, что мираж– это призрак страны, которой больше нет на свете.
(Дети изучают данный раздел в электронном приложении и говорят современную версию)
Почему же возникают миражи? Это происходит, когда раскаленный над поверхностью воздух поднимается вверх. Его плотность начинает возрастать. Воздух при различной температуре обладает различной плотностью, и луч света, переходя из слоя в слой, будет изгибаться, зрительно приближая объект. М. возникают над раскаленной(пустыня, асфальт), либо, напротив , над охлажденной поверхностью (водой).-записи.
Гало. В морозную погоду вокруг Солнца и Луны появляются ярко выраженные кольца – Гало.
– Это значит, что в это время происходит шабаш ведьм.
(Дети изучают данный раздел в электронном приложении и говорят современную версию.)
Они возникают, когда свет отражается в кристаллах льда перисто-слоистых
облаков. Венцы – несколько вложенных в друг друга колец.(Записи.)
Воздух не проводит электричество, но в некоторых случаях обнаруживается, что он
просто переполнен электричеством.
Явления, связанные с электричеством.
Полярное сияние – Жители приполярных районов могут любоваться Полярным сиянием.
– Это самосветящийся воздух выходит через дырку в Земле.
(Дети изучают данный раздел в электронном приложении и говорят современную версию.)
Солнце посылает на Землю поток электрически заряженных частиц, которые сталкиваются с частичками воздуха и начинают светиться.(Записи.)
Молния –"Летит огневая стрела, никто ее не поймает-ни царь, ни царица, ни красна девица.
– Это Бог Перун поражает своим каменным оружием змея.
(Дети изучают данный раздел в электронном приложении и говорят современную версию.)
Видимый электрический разряд между облаками, или между облаком и землей . Молния – гром. Воздух может нагреться внутри молнии до 30.000 гр.(это в 5 раз больше, чем на поверхности Солнца.)
Виды молнии(линейная и шаровая), чем опасны?(Записи.)
Другое явление, связанное с электрическим свечением атмосферы
"Огни Святого Эльма".
– Моряки считают его дурным знаком.
(Дети изучают данный раздел в электронном приложении и говорят современную версию.)
Сегодня мы с вами познакомились с некоторыми необычными явлениями в природе.
– Благодаря Хоттабычу мы узнали о взглядах древних на оптические явления в атмосфере.
– Ну а я узнал, как ваши современные ученые объясняют многие загадочные явления.
(Если будет время: я предлагаю вам проверить себя с помощью теста.)
Сегодня вы поработали хорошо, тема эта очень сложная, и более глубоко вы ее будете изучать в курсе физики в 10–11 классе.
Д.З. : выполнить тест к этому уроку.
Для желающих: из дополнительных источников информации узнайте, какие необычные атм. явления когда-либо проходили в вашей местности. Как они описаны?