Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить записывать и решать задачи на увеличение или уменьшение числа в несколько раз;
  • способствовать расширению кругозора, развитию речи, памяти, внимания;
  • воспитывать аккуратность, любознательность, творческую активность.

Оборудование: девочка (в русском сарафане); мальчик (в косоворотке); компьютер; видеопроектор; рисунки-слайды с изображением печки, яблоньки, речка с кисельными берегами, избушки на курьих ножках, пироги и яблочки с обратной стороны - задания; квадраты для прописи цифр; карточки с буквами “у Бабы-Яги”; трафарет яблочка для рефлексии.

Ход урока

І. Мотивационно-вступительная часть урока

1. Организация начала урока.

Дети:

Я умею думать, я умею рассуждать.
Что полезно для работы,
То и буду выполнять.

Учитель: А девиз, у нас какой?

Дети: “Всё, что надо под рукой”.

2. Введение в урок

– Продолжите закономерность: 7, 14, 21, … (Ответы детей)

– Вбегает девочка (пятиклассница в русском сарафане) и просит о помощи, спасти братца, которого унесли гуси-лебеди. (Появляется рисунок-слайд №1: гуси-лебеди)

Учитель: Поможем? (Ответы детей)

Мы поможем в том случае, если все будем красиво писать, активно работать, правильно выполнять все задания.

ІІ. Операционно-познавательная часть урока

1. Минутка чистописания

Гуси-лебеди сбросили три вот таких фигуры. (Квадраты для прописи цифр)

- Как называются эти фигуры? (Ответы детей)

- Какие цифры можно прописать? (Ответы детей)

- Какое задание надо выполнить? (Ответы детей)

Мы с вами пропишем цифру 3, 6, 9. (Показ на доске)

Прописать цифры в тетради. Самые правильные и красивые цифры, которые у вас получились, подчеркнуть.

- Составим двузначные числа с этими цифрами. (Ответы детей)

2. Мы узнаем, где братец, если запишем сумму разрядных слагаемых данных чисел, составим и решим равенства с данными числами. (Ответы детей)

Составьте и запишите (у доски работают три ученика для проверки, один записывает сумму разрядных слагаемых, другой равенства, а третий – неравенства, ответы детей записаны на карточках, а с обратной стороны – буквы: “У Бабы-Яги”).

Учитель: Нам предстоит долгий и трудный путь, давайте отдохнем и дальше пойдём.

ІІІ. Физкультминутка

Раз – подняться на носки и улыбнуться.

Два – руки вверх и потянуться.

Три – согнуться, разогнуться.

А четыре – встали прямо.

Руки на пояс и головой в воздухе написать цифры натурального ряда.

Что такое натуральный ряд чисел? (Ответы детей)

ІV. Новый материал

1. Отправляемся искать братца, и встречается нам … (появляется рисунок-слайд №2: печка, а на доске пироги с заданиями, ученик берёт пирог и составляет выражение):

– увеличить число 4 в 2 раза;

– увеличить число 8 в 5 раз;

– увеличить число 6 в 2 раза;

– увеличить число 7 в 4 раза;

сравнить – увеличить число 4 на 2;

– увеличить число 8 на 5;

2. Идём дальше, и встречается нам … (появляется рисунок-слайд №3: яблонька, а на доске прикреплены яблочки с заданиями):

– уменьшить число 18 в 2 раза;

– уменьшить число 12 в 4 раза

– уменьшить число 12 в 4 раза

– уменьшить число 12 в 4 раза;

– уменьшить число 24 в 6 раз;

– уменьшить число 35 в 7 раз;

сравнить – уменьшить число 18 на 2;

– уменьшить число 12 на 4;

3. Вывод: Что значит, увеличить или уменьшить в несколько раз? (Ответы детей)

– Придумайте выражения на увеличения в несколько раз и найдите значение выражения (ответы детей), несколько выражений записать в тетрадь.

– А теперь, во второй столбик придумайте и запишите столько же выражений на уменьшение в несколько раз. (Ответы детей)

V. Закрепление и повторение материала

1. Пошли дальше, а навстречу нам … (появляется рисунок-слайд № 4 молочная река, кисельные берега)

– Составить простую задачу:

І варианту - на увеличение в несколько раз

ІІ варианту - на уменьшение в несколько раз. (Ответы детей)

2. Самостоятельная работа с учебником (ІІ часть) стр. 110 № 454 (2) (для проверки один ученик решает у доски с обратной стороны).

3. Вот и избушка Бабы-Яги, … (появляется рисунок-слайд №5), но чтобы войти в неё надо найти периметр её избушки, что нам надо знать для этого? (Ответы детей)

– Длина избушка Бабы-Яги 4 м, а ширина в 2 раза меньше. Найдите периметр.

(Один ученик решает у доски)

4. Входит девочка с братцем и благодарит ребят.

VІ. Рефлексивно-оценочная часть

Если урок понравился, раскрасьте яблочко красным цветом, а если не понравился, то зелёным. Покажите ваши яблочки.

Всем спасибо, отдыхайте!