Цели:
- учить записывать и решать задачи на увеличение или уменьшение числа в несколько раз;
- способствовать расширению кругозора, развитию речи, памяти, внимания;
- воспитывать аккуратность, любознательность, творческую активность.
Оборудование: девочка (в русском сарафане); мальчик (в косоворотке); компьютер; видеопроектор; рисунки-слайды с изображением печки, яблоньки, речка с кисельными берегами, избушки на курьих ножках, пироги и яблочки с обратной стороны - задания; квадраты для прописи цифр; карточки с буквами “у Бабы-Яги”; трафарет яблочка для рефлексии.
Ход урока
І. Мотивационно-вступительная часть урока
1. Организация начала урока.
Дети:
Я умею думать, я умею рассуждать.
Что полезно для работы,
То и буду выполнять.
Учитель: А девиз, у нас какой?
Дети: “Всё, что надо под рукой”.
2. Введение в урок
– Продолжите закономерность: 7, 14, 21, … (Ответы детей)
– Вбегает девочка (пятиклассница в русском сарафане) и просит о помощи, спасти братца, которого унесли гуси-лебеди. (Появляется рисунок-слайд №1: гуси-лебеди)
Учитель: Поможем? (Ответы детей)
Мы поможем в том случае, если все будем красиво писать, активно работать, правильно выполнять все задания.
ІІ. Операционно-познавательная часть урока
1. Минутка чистописания
Гуси-лебеди сбросили три вот таких фигуры. (Квадраты для прописи цифр)
- Как называются эти фигуры? (Ответы детей)
- Какие цифры можно прописать? (Ответы детей)
- Какое задание надо выполнить? (Ответы детей)
Мы с вами пропишем цифру 3, 6, 9. (Показ на доске)
Прописать цифры в тетради. Самые правильные и красивые цифры, которые у вас получились, подчеркнуть.
- Составим двузначные числа с этими цифрами. (Ответы детей)
2. Мы узнаем, где братец, если запишем сумму разрядных слагаемых данных чисел, составим и решим равенства с данными числами. (Ответы детей)
Составьте и запишите (у доски работают три ученика для проверки, один записывает сумму разрядных слагаемых, другой равенства, а третий – неравенства, ответы детей записаны на карточках, а с обратной стороны – буквы: “У Бабы-Яги”).
Учитель: Нам предстоит долгий и трудный путь, давайте отдохнем и дальше пойдём.
ІІІ. Физкультминутка
Раз – подняться на носки и улыбнуться.
Два – руки вверх и потянуться.
Три – согнуться, разогнуться.
А четыре – встали прямо.
Руки на пояс и головой в воздухе написать цифры натурального ряда.
Что такое натуральный ряд чисел? (Ответы детей)
ІV. Новый материал
1. Отправляемся искать братца, и встречается нам … (появляется рисунок-слайд №2: печка, а на доске пироги с заданиями, ученик берёт пирог и составляет выражение):
– увеличить число 4 в 2 раза;
– увеличить число 8 в 5 раз;
– увеличить число 6 в 2 раза;
– увеличить число 7 в 4 раза;
сравнить – увеличить число 4 на 2;
– увеличить число 8 на 5;
2. Идём дальше, и встречается нам … (появляется рисунок-слайд №3: яблонька, а на доске прикреплены яблочки с заданиями):
– уменьшить число 18 в 2 раза;
– уменьшить число 12 в 4 раза
– уменьшить число 12 в 4 раза
– уменьшить число 12 в 4 раза;
– уменьшить число 24 в 6 раз;
– уменьшить число 35 в 7 раз;
сравнить – уменьшить число 18 на 2;
– уменьшить число 12 на 4;
3. Вывод: Что значит, увеличить или уменьшить в несколько раз? (Ответы детей)
– Придумайте выражения на увеличения в несколько раз и найдите значение выражения (ответы детей), несколько выражений записать в тетрадь.
– А теперь, во второй столбик придумайте и запишите столько же выражений на уменьшение в несколько раз. (Ответы детей)
V. Закрепление и повторение материала
1. Пошли дальше, а навстречу нам … (появляется рисунок-слайд № 4 молочная река, кисельные берега)
– Составить простую задачу:
І варианту - на увеличение в несколько раз
ІІ варианту - на уменьшение в несколько раз. (Ответы детей)
2. Самостоятельная работа с учебником (ІІ часть) стр. 110 № 454 (2) (для проверки один ученик решает у доски с обратной стороны).
3. Вот и избушка Бабы-Яги, … (появляется рисунок-слайд №5), но чтобы войти в неё надо найти периметр её избушки, что нам надо знать для этого? (Ответы детей)
– Длина избушка Бабы-Яги 4 м, а ширина в 2 раза меньше. Найдите периметр.
(Один ученик решает у доски)
4. Входит девочка с братцем и благодарит ребят.
VІ. Рефлексивно-оценочная часть
Если урок понравился, раскрасьте яблочко красным цветом, а если не понравился, то зелёным. Покажите ваши яблочки.
Всем спасибо, отдыхайте!