Цели:
- ознакомить учащихся с правлением первых русских князей: Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава;
- рассказать об их роли в складывании русского государства;
- проверить уровень знаний главных проблем темы, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала;
- развивать умение сопоставлять деятельность исторических личностей, анализировать и сравнивать их правление;
- продолжать формировать умение самостоятельно выделять главную мысль, делать вывод;
- продолжать формировать умения работать с проверочным материалом в форме теста.
- пробудить у учащихся интерес к отечественной истории;
- воспитывать чувство патриотизма и беззаветного служения Родине на примере данных исторических личностей.
Тип урока: слайдовая презентация.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, материалы для индивидуальной работы учащихся (анкеты), карта.
ХОД УРОКА
I. Слово учителя: (учитель знакомит с темой и целью урока и напоминает предыдущую тему).
II. Вопросы на повторение
– Когда у восточных славян сформировалось государство? (IX в.)
– Что такое государство? (Государство – это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов или традиций, присутствует общая экономика, культура, религия, единый язык, осуществляется охрана границ армией)
– Как формируется государство? (Это длительный процесс. Оно формируется как неизбежный и закономерный результат разложения родоплеменного строя).
– Назовите предпосылки создания государства
на Руси.
(1. Экономическое развитие: общественное
разделение труда приводит к отделению ремесла от
земледелия. Развитие торговли привело к
формированию рыночных отношений и возникновению
городов, кА центров торговли. Города – Новгород и
Киев расположены на торговом пути «из варяг в
греки».
2. Социальные процессы в период военной
демократии:
- родовую общину сменила соседская община(территориальная),
- развитие частной собственности привело к имущественному неравенству и формированию классов
- верхушка общины группируется вокруг князя, создает дружину и захватывает власть в племени.
- родовой общинник становится хлебопашцем. Князь и его дружина занимаются ведением войны.
3. Следующими причинами формирования
государства являются религиозная и культурная
общность племенных союзов славян.
4. Необходимость защиты от внешних нападений.
5. Осуществление завоевательной политики).
– В 8-9 вв. у восточных славян складывается общественное устройство. Как оно называлось и что собой представляло? (Это «Военная демократия». Во главе племени или союза племен стоял князь. Управлять племенем ему помогали: воевода – предводитель племенного войска, дружина – группа воинов лично преданных князю, их профессия – война; вече – племенное собрание. Князь и воеводы еще выбираются народом, но уже видно стремление сделать их власть наследственной.)
– Таким образом в начале 9 века появилось Русское государство. Как это произошло, сам исторический факт? (В Киеве княжили варяги Аскольд и Дир, в Новгороде стал править Рюрик. Появились два государственных центра, через которые проходил торговый путь «из варяг в греки». В 882 г. князь Олег, который стал княжить после смерти Рюрика, убил Аскольда и Дира, занял киевский престол, объединил Русь, сделав столицей государства – Киев. Государство стало называться Киевская Русь.)
– Откуда русский народ узнал о своей истории? (Нестор «Повесть временных лет»)
– Существуют различные теории создания Древнерусского государства, назовите их. (1. Норманнская – призвание новгородцами в 862 году 3-х братьев-варягов (Рюрика, Синеуса, Трувора). Рюрику удалось объединить племена кривичей, меря, весь, мурома вокруг Новгорода. 2. Антинорманнская (Ломоносов) – складывание государственности у славян произошло до прихода варягов).
Вывод: В 9 в. Благодаря политическим, экономическим, социальным а также культурным предпосылкам сформировалось единое государство – Киевская Русь.
Еще один вывод – в стихах:
1 учащийся
Помним мы Отечества историю?
Почему так названа страна?
Много есть гипотез и теорий
Русь – Россия с древности одна.
Говорят от Рюриков. От шведов,
От сарматских Русь пошла племен,
Ну а вот я думаю, что предок
Рослым был, отважен и силен.
Именно от мужества и роста
Нам пришло название страны
Корень «Рос» тут выделить так просто,
Сразу все понятия видны.
Геродот известен был ученостью,
Видел предков в древние века,
Восхищался силой, непокорностью,
Говорил: «Рост, сила велика»,
Знали печенеги да и половцы
Русскую отвагу, доблесть, честь,
Разгромили их уж наши молодцы
Нам победных встреч не перечесть.
Пусть твердят, кому уж так угодно,
Что Россия – слово от чужих,
Я же верю в силу, рост народа,
Для меня теорий нет иных.
III. Объяснение нового материала
Слайд (тема урока и эпиграф)
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Н.П. Кончаловская.
Слайд (задачи урока)
- Ознакомиться с деятельностью первых русских князей.
- Оценить их вклад в развитие нашего государства.
- Систематизировать знания.
План. (Слайд)
- Князь Рюрик.
- Деятельность Олега.
- Игорь Рюрикович.
- Княгиня Ольга.
- Святослав Игоревич.
- Особенности правления первых русских князей.
Вступительное слово учителя: знакомство с темой и задачами урока.
– Наш урок пройдет в виде слайдовых
презентаций, которые подготовили ваши
одноклассники.
Перед вами задача: внимательно слушая каждого
докладчика, фиксируйте основные события и
деятельность князей в следующую таблицу.
После доклада можете задавать докладчику
вопросы по данной теме.
По ходу внимательно следите за их выступлениями
и по окончании слайдовой презентации вы, ребята
сделаете собственную оценку работ ваших
одноклассников по «5» бальной системе. Но это
чуть позже.
Слайд
Таблица: «Деятельность первых князей»
Князь | Годы правления | Деятельность | Результат |
1. Рюрик | |||
2. Олег | |||
3. Игорь | |||
4. Ольга | |||
5. Святослав |
Идут выступления докладчиков. По ходу выступления записываем в тетради термины:
Полюдье – объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.
Уроки – точный размер дани.
Погосты – места сбора дани.
Учитель раздает анкеты, комиссия из учащихся подсчитывает анкеты (оценка работ выступающих) собирает.
Пример анкеты:
Князь | «2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Рюрик | + |
|||
Олег | + |
|||
Игорь | ||||
Ольга | ||||
Святослав |
– Перед вами таблица. Вы систематизировали
новую тему. Скажите, в чем особенности правления
князей?
– Что общего в их правлении?
Общее в деятельности князей: (записать)
Деятельность первых русских князей была подчинена двум основным целям:
1. Они стремились распространить свою власть на
все восточнославянские племена.
2. Поддерживать выгодные торговые связи с другими
странами, особенно с Византией.
Вывод: Каждый из этих князей внес огромный вклад в развитие Российского государства, они не только управляли страной, они служили ей верой и правдой и по праву достойны нашего уважения, восхищения и подражания .
2 учащийся.
И снова память в прошлое зовет,
И вечностью кружится голова.
Тысячелетье – вот оно, живет
В металле, в камне, в мыслях и словах.
И оживает книга бытия,
Я с трепетом листать ее берусь.
Таинственная Родина моя,
Прадедовская Киевская Русь!
Открытая и светлая душой,
Добру и правде кровная сестра,
Уверенно шагала в мир большой
Друзьям на радость и врагам на страх.
Здесь наши боль и гнев плечу к плечем
Вставали на обидчиков мечем,
Здесь наша радость песней родилась
И птицей вольной в небо поднялась.
Священные славянские места,
Здесь и поныне дышится легко,
И тешит глаз земная красота,
И чуть слышна мелодия веков.
И фрески улыбаются со стен
Роднею нашей ласковой, большой.
И снова поднимают нас с колен…
Да, кто сказал, что все былое тлен?
Мы к прошлому припаяны душой!
IV. Домашнее задание: параграфы 5, 6. Эссе «Слава нашей стороне…»
Собрать тетради с таблицами.
Презентации учащихся: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5