Первые русские князья

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (90 кБ)


Цели:

  • ознакомить учащихся  с правлением первых русских князей: Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава;
  • рассказать об их роли в складывании русского государства;
  • проверить уровень знаний главных проблем темы, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала;
  • развивать умение сопоставлять деятельность исторических личностей, анализировать и сравнивать их правление;
  • продолжать формировать умение самостоятельно выделять главную мысль, делать вывод;
  • продолжать формировать умения  работать  с проверочным материалом в форме теста.
  • пробудить у учащихся интерес к отечественной истории;
  • воспитывать чувство патриотизма и беззаветного служения Родине на примере данных исторических личностей.

Тип урока: слайдовая презентация.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, материалы для индивидуальной работы учащихся (анкеты), карта.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя: (учитель знакомит с темой и целью урока и напоминает предыдущую тему).

II. Вопросы на повторение

– Когда у восточных славян сформировалось государство?  (IX в.)

– Что такое государство? (Государство – это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов или традиций, присутствует общая экономика, культура, религия, единый язык, осуществляется охрана границ армией)

– Как формируется государство? (Это длительный процесс. Оно формируется как неизбежный и закономерный результат разложения родоплеменного строя).

– Назовите предпосылки создания государства на Руси.
(1. Экономическое развитие: общественное разделение труда приводит к отделению ремесла от земледелия. Развитие торговли привело к формированию рыночных отношений и возникновению городов, кА центров торговли. Города – Новгород и Киев расположены на торговом пути «из варяг в греки».
2. Социальные процессы в  период военной демократии:

  • родовую общину сменила  соседская община(территориальная),
  • развитие частной собственности привело к имущественному неравенству и формированию классов
  • верхушка общины группируется вокруг князя, создает дружину и захватывает власть в племени.
  • родовой общинник становится хлебопашцем. Князь и его дружина занимаются ведением войны.

3. Следующими причинами формирования государства являются религиозная и культурная общность племенных союзов славян.
4. Необходимость защиты от внешних нападений.
5. Осуществление завоевательной политики).

– В 8-9 вв. у восточных славян складывается общественное устройство. Как оно называлось и что собой представляло? (Это «Военная демократия». Во главе племени или союза племен стоял князь. Управлять племенем ему помогали: воевода – предводитель племенного войска, дружина – группа воинов лично преданных князю, их профессия – война; вече – племенное собрание. Князь  и воеводы еще выбираются народом, но уже видно стремление сделать их власть наследственной.)

– Таким образом в начале 9 века появилось Русское  государство. Как это произошло, сам исторический факт? (В Киеве княжили варяги Аскольд и Дир, в Новгороде стал править Рюрик. Появились два государственных центра, через которые  проходил торговый путь «из варяг в греки». В 882 г. князь Олег, который стал княжить после смерти Рюрика, убил Аскольда и Дира, занял киевский престол, объединил Русь, сделав столицей государства – Киев. Государство стало называться Киевская Русь.)

– Откуда русский народ узнал о своей истории? (Нестор «Повесть временных лет»)

– Существуют различные теории создания Древнерусского государства, назовите их. (1. Норманнская – призвание новгородцами в 862 году 3-х братьев-варягов (Рюрика, Синеуса, Трувора). Рюрику удалось объединить племена кривичей, меря, весь, мурома вокруг Новгорода. 2. Антинорманнская (Ломоносов) – складывание государственности у славян произошло до прихода варягов).

Вывод: В 9 в. Благодаря  политическим, экономическим, социальным а также  культурным предпосылкам сформировалось единое государство – Киевская Русь.

Еще один вывод – в стихах:

1 учащийся

Помним мы Отечества историю?
Почему так названа страна?
Много есть гипотез и теорий
Русь – Россия с древности одна.
Говорят от Рюриков. От шведов,
От сарматских Русь пошла племен,
Ну а вот я думаю, что предок
Рослым был, отважен и силен.
Именно от мужества и роста
Нам пришло название страны
Корень «Рос» тут выделить так просто,
Сразу все понятия видны.
Геродот известен был ученостью,
Видел предков в древние века,
Восхищался силой, непокорностью,
Говорил: «Рост, сила велика»,
Знали печенеги  да и половцы
Русскую отвагу, доблесть, честь,
Разгромили их уж наши молодцы
Нам победных встреч не перечесть.
Пусть твердят, кому уж так угодно,
Что Россия – слово от чужих,
Я же верю в силу, рост народа,
Для меня теорий нет иных.

III. Объяснение нового материала

Слайд (тема урока и эпиграф)

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны!

Н.П. Кончаловская.

Слайд (задачи урока)

  • Ознакомиться с деятельностью первых русских князей.
  • Оценить их вклад в развитие нашего государства.
  • Систематизировать знания.

План. (Слайд)

  1. Князь Рюрик.
  2. Деятельность Олега.
  3. Игорь Рюрикович.
  4. Княгиня Ольга.
  5. Святослав Игоревич.
  6. Особенности правления первых русских князей.

Вступительное слово учителя: знакомство с темой и задачами урока.

– Наш урок пройдет в виде слайдовых  презентаций, которые подготовили ваши одноклассники.
Перед вами задача: внимательно слушая каждого докладчика, фиксируйте основные события и  деятельность князей в следующую таблицу.
После доклада можете задавать докладчику вопросы по данной  теме.
По ходу внимательно следите за их выступлениями и по окончании слайдовой презентации вы, ребята сделаете собственную оценку работ ваших одноклассников  по «5» бальной системе. Но это чуть позже.

Слайд

Таблица: «Деятельность первых князей»

Князь Годы правления Деятельность Результат
1. Рюрик      
2. Олег      
3. Игорь      
4. Ольга      
5. Святослав      

Идут выступления докладчиков.  По ходу выступления  записываем в тетради термины:

Полюдье – объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.
Уроки – точный размер дани.
Погосты – места сбора дани.

Учитель раздает анкеты, комиссия из учащихся подсчитывает анкеты (оценка работ выступающих) собирает.

Пример анкеты:

Князь

«2»

«3»

«4»

«5»

Рюрик    

+

 
Олег      

+

Игорь        
Ольга        
Святослав        

– Перед вами таблица. Вы систематизировали новую тему. Скажите, в чем особенности правления князей?
– Что общего в их правлении?

Общее  в деятельности князей: (записать)

Деятельность первых русских князей была подчинена двум основным целям:

1. Они стремились распространить свою власть на все восточнославянские племена.
2. Поддерживать выгодные торговые связи с другими странами, особенно с Византией.

Вывод: Каждый из этих князей внес огромный вклад в развитие Российского государства, они не только управляли страной, они служили ей верой и правдой и по праву достойны нашего уважения, восхищения и подражания .

2 учащийся.

И снова память в прошлое зовет,
И вечностью кружится голова.
Тысячелетье – вот оно, живет
В металле, в камне, в мыслях и словах.
И оживает книга бытия,
Я с трепетом листать ее берусь.
Таинственная Родина моя,
Прадедовская Киевская Русь!
Открытая и светлая душой,
Добру и правде кровная сестра,
Уверенно шагала в мир большой
Друзьям на радость и врагам на страх.
Здесь наши боль и гнев плечу к плечем
Вставали на обидчиков мечем,
Здесь наша радость песней родилась
И птицей вольной в небо поднялась.
Священные славянские места,
Здесь и поныне дышится легко,
И тешит глаз земная красота,
И чуть слышна мелодия веков.
И фрески улыбаются со стен
Роднею нашей ласковой, большой.
И снова поднимают нас с колен…
Да, кто сказал, что все былое тлен?
Мы к прошлому припаяны душой!

IV. Домашнее задание: параграфы 5, 6. Эссе «Слава нашей стороне…»

Собрать тетради с таблицами.

Презентации учащихся: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5