Урок математики в 4-м классе "Озеро Байкал"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Цели:

  • уметь решать задачи на все случаи одновременного движения, задачи на процентное содержание и части, выполнять сложение и вычитание дробей, решать уравнения;
  • развивать речь, память, внимание, логическое мышление, математические способности;
  • воспитывать интерес к уроку, любовь к родине, бережное отношение к природе, формировать экологическое сознание школьников на примере экологических проблем Байкала.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке математики мы отправимся в путешествие. Во время этого путешествия мы будем решать задачи, уравнения, складывать и вычитать смешанные числа.

Чтобы узнать, куда мы отправляемся решите примеры и расшифруйте слово.

2. Актуализация опорных знаний.

Работа в группах.

70
*9
+270
: 10
– 38
= К
280
: 4 :
*6
: 30
+36
= Й
 80
 : 16
*29
– 68
: 11
= А
72
: 4
*5
+ 30
: 2
= А
48
– 30
: 9
*80
– 69
= Л
90
*4
: 6
– 21
: 13
= Б

 

3
Б
7
А
50
Й
52
К
60
А
91
Л

Слайд 1

3. Рассказ о Байкале.

– “Священный Байкал”, “Сердце Сибири”, “Сердце Земли” – далеко не полный перечень поэтических названий этого чудесного озера, расположенного на юге Восточной Сибири.

Слайд 2, 3.

– Одно из преданий гласит, что сотворив Сибирь, Господь Бог обронил здесь одну из своих любимых драгоценностей – жемчужину необыкновенной красоты. Поэтому Байкал нередко называют “жемчужиной Сибири”.

4. Решение задач на все случаи одновременного движения.

– Для того, чтобы добраться до озера решим задачи на все случаи одновременного движения.

Слайд 4.

1) Встречное движение.

2) Движение в противоположных направлениях.

Слайд 5.

3) Движение вдогонку.

Слайд 6.

4) Движение с отставанием.

Слайд 7.

5. Полюбуйтесь красотой Байкала

Слайды 8, 9, 10.

6. Решение задач на части.

– Решим задачи на нахождение части числа и числа по его части. Узнаем интересные факты о Байкале.

1) Найдите 3/7 от числа 784 (336 рек и речек впадает в Байкал, а вытекает одна – Ангара).

2) Найдите число, если 2/9 его равны 360 (1620 м – наибольшая глубина Байкала).

3) Найдите 6% от числа 10 600 (636 м длина озера, она сопоставима с расстоянием от Москвы до Санкт-Петербурга).

4) Найдите число, 20% которого равны 520 (2600 видов растений и животных обитают в этом водоеме).

5) Какую часть число 2 составляет от 3? (2/3 видов растений и животных обитают только в этом водоеме и нигде больше не встречаются).

7. Минутка отдыха.

Слайд – шоу. Слайды 11–25.

В это время дети рассказывают:

1) Байкал – одно из древнейших озер мира: ему около 25 млн.лет.

2) Берега озера расходятся со скоростью до 2 см в год, и в отдаленном будущем оно вполне может превратиться в настоящий океан.

3) Вода в Байкале темно – синего цвета; прозрачность достигает более 40 метров.

4) Зимой озеро замерзает. Лед становится прозрачным: через него достаточно хорошо видно на глубину 8–10 метров.

5) Объем воды в Байкале 23000 кубических км

6) Воды в Байкале в 23 раза больше, чем в Ладожском озере, и в 90 раз больше, чем в Азовском море.

7) Для того Чтобы наполнить байкальскую котловину , потребуется вода всех рек земного шара, но это можно было бы сделать за 300 дней.

8. Решение составной задачи.

– Богат и разнообразен природный мир Байкала. А его представители настолько же уникальны, как и само озеро. В озере живет необычная рыбка – голомянка байкальская.

Слайд 26–27 – голомянка

– Байкальская нерпа – единственный пресноводный тюлень

Слайд 28, 29.

Нерпа проплыла за три часа 24 ¾ км. В первый час она проплыла 8 ¼ км. Это на 4 2/4 км больше, чем нерпа проплыла за второй час.

  1. Сколько нерпа проплыла за три часа?
  2. Сколько воды в Байкале?
  3. Сколько км проплыла нерпа за третий час?

Видеофильм про нерпу.

9. Решение уравнения. Самостоятельная работа.

Байкал богат рыбой. Омуль, хариус – типичные представители его фауны. Промысловое значение имеют также осетр, сиг, сазан.

Слайд 31–32.

Решив уравнение, вы узнаете сколько лет живет осетр.

136 – (270 + Х ) 6 4 = 56

Осетр живет около 50 лет.

10. “Блиц – турнир”. Работа в парах.

Слайд 33–35.

1) Три взрослых кабарги весят 51 кг.

Сколько животных весят 85 кг?

2) Самка горностая весит 110 грамм, а ее детеныш – 14 грамм. Сколько будут весить самка и ее семь детенышей?

3) У молодого марала на рогах 12 отростков, а у старого марала их в два раза меньше. Сколько отростков на рогах у трех старых маралов?

11. Расшифруй высказывание.

Б(1;4)
Е(2;7)
 Е(2;7)
 Б(!;4)
 Р(4;1)
 А(8;6)
 Е(2;7)
 Й(9;1)
 Г(5;5)
 К(10;7)
 И(6;4)
 А(8;6)
 Т(7;3)
 Л(11;2)

12. Итог урока