Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками


Проект содержит игры и упражнения на развитие пластики, мимики, элементы логоритмики и артикуляционной гимнастики в системе театрализованной деятельности.

В приложении приведены рекомендации по организации игр-занятий, определены цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Разнообразие форм и систематизация занятий позволит педагогу стимулировать двигательную, интонационно-речевую и творческую активность детей.

Дана диагностика по развитию речи и театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

Пособие предназначено педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, воспитателям-гувернерам, родителям, студентам.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Л.С.Выготский писал: “Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи”.

В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.

Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. Поэтому для углубленной работы выбрана тема “Развитие речи детей через театрализованную деятельность”, т.к. театрализация является благоприятной средой для творческого развития детей. Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей эта деятельность помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, подводит детей к приобщению и участию в театрализованной деятельности, обобщает и углубляет знания о театре. Расширяет словарный запас детей по данной теме, формирует познавательный интерес.

Именно поэтому чрезвычайно актуальной на сегодняшний день является проведение с детьми спектаклей в совместной деятельности, рассказывание сказок, инсценировка песен, сказочных этюдов и т.д.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. В процессе театрализованной деятельности дошкольники приобретают не только новые знания, умения и навыки, развивают способности и творчество, но вступают в контакты с детьми из других групп, со взрослыми, что способствует развитию их речевых навыков. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества, равноправным партнером взаимодействия.

Таким образом, была поставлена цель:

  • развитие речи (монологической, диалогической) детей с ОНР через театральную деятельность.

Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию;
  • воспитывать нравственно-этические качества;
  • развивать координацию движений;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;
  • воспитывать культуру поведения в театре;
  • пополнять словарный запас, образный строй речи.

Образовательная область: ознакомление с окружающим, развитие речи, ручной труд, музыкальное.

Сроки реализации проекта: 2010-2012 гг.

Основные направления реализации проекта:

  • театральная игра;
  • ритмопластика;
  • культура и техника речи;
  • основы театральной культуры;
  • работа над спектаклем;

Предварительная работа:

  • педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (Приложение № 1);
  • рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • чтение сказок и знакомство с литературными произведениями: “Лиса и кувшин”, “Крылатый, лохматый да масляный”, “Вершки и корешки”, “Заяц – хвастун”, “Кто сказал “Мяу?”, “Колобок”, “Теремок” и т.п;
  • знакомство с театральным искусством, с видами театра.

Обеспечение:

  • дидактические игры;
  • специальная методическая литература;
  • театр разного вида;
  • бросовый материал для изготовления театра;

Предполагаемый результат:

  • умение владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;
  • умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
  • проявлять интерес, желание к театральному искусству;
  • передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
  • взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
  • умение последовательно высказывать свои мысли;
  • знание пяти-шести артикуляционных упражнений, одной – двух пальчиковых гимнастик;
  • умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
  • выразительно читать стихотворный текст;
  • умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.

Этапы проектной деятельности:

  • подготовка атрибутов;
  • организация работы с родителями по изготовлению атрибутов и пособий;
  • классификация театрализованных игр;
  • консультация на тему: “Развитие речи через театрализованную деятельность”
  • разработка картотеки с учетом возрастных особенностей детей;
  • создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям;
  • показ театрализованных спектаклей для младших групп силами детей старшего возраста и педагогов;
  • участие в сотрудничестве с музыкальным руководителем в музыкальном спектакле “Теремок”;
  • изготовление с родителями, детьми, педагогами театральных афиш, рисование пригласительных билетов;
  • разработка сетки занятий по театрализованной деятельности на учебный год;
  • подведение итогов проделанной работы в рамках проекта, контрольные срезы и анализ результатов диагностического исследования.

Приложение