Цели урока:
– познакомить учащихся с одной и двумя буквами н в суффиксах прилагательных;№
– научить правильному написанию прилагательных с одной и двумя буквами н;
– объяснять условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мы продолжаем знакомиться с суффиксальным способом образования слов.
– Образуйте прилагательные от существительных: утка, туман, песок, камень, торф, вода – выделите суффиксы.
– Почему в одних прилагательных пишется одна буква н , а в других две буквы нн?
(Ребята пытаются вывести правило написания н-нн в суффиксах прилагательных.)
3. Затем учащиеся знакомятся с алгоритмом. Главное в работе над алгоритмом – убедить учащихся набраться терпения и ничего не пропускать, следить за последовательностью действий. Ребята записывают в тетрадях по ходу объяснения, в каких суффиксах пишется одна буква н и две буквы нн.
Мы с вами, ребята, рассмотрели правописание н-нн в суффиксах полных прилагательных. А сколько же н пишется в суффиксах кратких прилагательных?
Следовательно, ребята узнают, что краткая форма как и полная: туманный – даль туманна, ветреная погода – ветрена.
Обращаем внимание на правописание слов ветреная – ветряная. Правописание этих слов зависит от значения. Например: масляный– масленый, соляной – соленый.
Выполняем упражнение 319 по учебнику на странице 128.
Определите , какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих случаях:
Ветр…ная (погода), ветр…ные(дни), ветр….ное (утро), ветр…ная (особа), ветр…ный (юноша), ветр…ная (мельница).
5. Знакомство с орфограммой № 38 по учебнику стр.127.
6. Правописание следующих слов нужно запомнить: павлиний, тюлений, румяный, фазаний, бараний, юный, свиной, пряный, багряный, синий, зеленый.
В них буква н входит в состав корня, поэтому в данных словах пишем одну букву н.
(Ребята записывают эти слова в тетрадь.)
7. Предложенные слова из упражнения 321 выписать в два столбика с одной буквой н и с двумя буквами нн в суффиксах прилагательных.
Песчаный, обыкновенный, овсяный, шерстяной, торфяной, кожаный, стеклянный, письменный, оловянный, революционный, орлиный, обеденный, костяной, звериный, деревянный, экскурсионный
Написание пропущенных букв, объяснить, пользуясь алгоритмом.
8. Объясните написание пропущенных букв. (Записываем слова, в которых пропущены буквы.)
9. Закрепление. Учащимся предлагается тест “Проверь себя” – контрольно-тренировочное задание в письменной форме, которое позволяет выявить уровень усвоения нового материала.
Поставь себе оценку “5” – за 16 правильных ответов, “4” – за 13–15 правильных ответов, “3” – за 9–12 правильных ответов, “2” – за 6–8 правильных ответов.
Здесь ребята работают самостоятельно. Самым эффективным приемом, на мой взгляд, является самопроверка или взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.
Такая работа способствует развитию орфографической зоркости, позволяющей видеть, как написано слово. После проверки учащиеся, допустив ошибки, объясняют алгоритм орфографических действий с этим словом.
Разберитесь по алгоритму в написании слов, в которых допущены ошибки.
Лебединая песня, ветреный день, гусиные лапки, юное лицо, старинные часы, жестяная коробочка, ледяная гора ,холстинный мешок, петушиные бои, жизненная ситуация, багряные закаты, величественная колонна, машинное отделение, чугуная решетка, диковинное происшествие, болезненое чувство.
10. Подведение итогов.
11. Домашнее задание: параграф 56, упражнение 323. Обозначьте условия выбора букв н-нн в суффиксах прилагательных.