Истоки способностей и дарования детей
–
На кончиках пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой
мысли, другими словами,
чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок.
В.А.Сухомлинский
Федеральные государственные требования предусматривают быстрый переход к проектированию современного образовательного пространства на основе принципов фундаментальности и культуросообразности. Подобный переход принципиально изменяет содержание образовательного процесса, в котором возможно:
– выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста;
– обеспечение ресурсов для самореализации детей, подготовка их к достижению жизненных успехов, приучение к самоконтролю и саморегуляции;
– содействие трансляции культуры, передача детям опыта предшествующих поколений, “вооружение” культурными инструментами, позволяющими ориентироваться и самоопределяться в культуре, пользоваться ею, воспроизводить и преобразовывать;
– обучение детей эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми, подготовка к успешному осуществлению функций, соответствующих ролям, которые человек играет в обществе как гражданин государства, член семьи, профессиональной группы и полноценный участник образовательного процесса.
Уникальные возможности для реализации новой образовательной модели предоставляет образовательная область “Художественное творчество”.
Дошкольник – активный деятель, для которого творчество – естественное состояние. Серьезным препятствием в формировании гармоничной творческой личности является отсутствие единства и согласованности в действиях педагогов и родителей. По интересам детей необходимо полное взаимопонимание с родителями, ведь именно в семье у ребенка зарождаются и складываются различные интересы и способности.
Одной из форм организации образовательной деятельности, позволяющей решать задачи образовательной области “Художественное творчеств”" является дизайн-студия “Мастерилка”. Заседания дизайн-студии проходят в форме мастер-классов. Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.
Примерная тематика мастер-классов
Месяц |
Тематика мастер-класса (дети) |
Тематика мастер-класса (дети+родители) |
Тематика мастер-класса (педагоги) |
Сентябрь |
“Осеннее настроение” (восковые мелки, печать по трафарету, акварель) |
“Детское творчество в интерьере (изготовление рамки для работ в технике скрепбукинг) |
“Детское творчество в интерьере (изготовление работ в технике квилинг, рамки для работ в технике скрепбукинг) |
Октябрь |
“Чудо флакон” (декупаж ) |
||
Ноябрь |
“Дружные кактусы” (Приложение 1) (торцевание на пластилине) |
“Веселые зверята” (торцевание на пластилине |
“Радужные пупсы” (скульптурный текстиль) |
Декабрь |
“Лампочка для елочки”
(различные техники-декупаж, бисероплетение,
краски) |
||
Январь |
“Веселый хоровод” (бисероплетение”) |
“Зимняя сказка” (скотч, свеча, украшения) |
“Фантазии из скотча” |
Февраль |
“Ниточные фантазии”
(шерстяные нитки, клей) |
||
Март |
“Гусеница” (объемная аппликация) |
“Цветочное кружево” (квилинг) |
“Весенние напевы”(вытынанка”. |
Апрель |
“Яичный вернисаж” (мозаика из скорлупы) “пасхальный сувенир” (декупаж) |
||
Май |
Мобиль “Весенние напевы” |
“Волшебный калейдоскоп” (айрис-фолдинг) |
Литература:
- Дизайн и дети: Методические рекомендации // Авт. сост. Л.А. Лялина. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Е.А. Кудрявцева. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
- Зверева О.Л., Коротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.