Класс: 11-й класс, профильный уровень.
Название темы: Социальные статусы и роли.
Роль и место данной темы в курсе: Тема изучается в 11-м классе профильный уровень по программе Л.Н.Боголюбова в течение 2 уроков в рамках тематического блока “Социальное развитие современного общества” и призвана дать понятия: социальный статус, виды статусов их классификация, социальные роли, ролевой набор, имидж, социализация.
Основные вопросы темы 1 урока:
- Что такое статус.
- Что такое социальный статус личности.
- Социальные роли.
Основные особенности использования цифровых образовательных Интернет-ресурсов и компьютерных программных средств: цифровые образовательные ресурсы в данной теме используются для поиска и систематизации информации о социальных статусах и ролях, а также для подготовки выступлений учащихся. Учащиеся используют Интернет для поиска информации, программы Microsoft Offise Word и Microsoft Offise PowerPоint для подготовки выступлений.
Технические средства: компьютер, принтер, проекционная аппаратура.
Использование компьютера при подготовке учителя к уроку: учитель использует Интернет и программы Microsoft Offise Word и Microsoft Offise PowerPoint для помощи ученикам в процессе самостоятельной работы и поиску информации.
Ожидаемые результаты обучения: Учащиеся познакомятся с основными позициями социального статуса, его видами, ролевым набором личности. Умеют находить, систематизировать, отбирать и применять найденную информацию при подготовке на уроке. Умеют готовить презентации по данной теме с использованием компьютерных программ. Умеют формировать и аргументировать мысль, излагать информацию, приводить примеры, задавать вопросы и отвечать на них.
Описание урока по теме: “социальные статусы и роли”
Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры.
Задачи урока:
- Образовательные: усвоить понятия “ социальный статус” и “ социальная роль”.
- Воспитательные: формировать отношение к процессу социализации, вырабатывать активную гражданскую позицию, воспитывать толерантное отношение к людям.
- Развивающие: развить познавательный интерес у учащихся к изучению данной темы при работе с Интернетом, электронными носителями, развивать умения интегрировать работу с компьютерной техникой и учебной литературой по данной теме.
Тип урока: веб-квест.
Оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет, проектор, экран, принтер.
Перечень используемых цифровых ресурсов на уроке:
http://medvedev.kremlin.ru/biography биография президент
http://premier.gov.ru/premier/biography.html биография премьер
http://government.gov.ru – Правительство Российской Федерации. Вся официальная информация. Хроника, решения правительства, деятельность министерств и ведомств.
Отличительные особенности данного урока: самостоятельный поиск, отбор и систематизация информации для подготовки к уроку и на уроке при выполнении заданий.
Работа учителя на уроке:
- Постановка учебных задач.
- Организация самостоятельной работы учащихся с использованием компьютера.
- Консультирование учащихся в процессе самостоятельной работы.
- Подведение предварительных итогов.
Описание деятельности учащихся:
Учащиеся распределяются на 3 группы. Первая группа занимается поиском статусных характеристик политических деятелей государства. Вторая группа занимается поиском информации о социальном статусе и роли. Третья группа завершает урок информацией о статусных символах.
Межпредметные связи на уроке: история, право.
Итоги урока: учащиеся подготовились к выступлениям по данной теме. Знают сущность наиболее важных понятий. Представляют сущность проблемы. Излагать информацию в соответствии с поставленной задачей, а также формулировать вопросы.
Список адресов:
Словари, энциклопедии, библиотеки
http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RRu.ogr;t:l!xygyzx: глоссарий
http://mirslovarei.com/ Мир словарей. Коллекция энциклопедий и словарей
http://ru.wikipedia.org Википедия. Многоязычный проект по созданию полноценной и точной энциклопедии со свободно распространяемым содержимым.
http://www.wikiznanie.ru Викизнание. Свободная открытая и бесплатная энциклопедия общего характера.
http://www.obhis.ru/ лекции по обществознанию в таблицах
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/kravch/07.php социология Кравченко
http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_роль
http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальный_статус
http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---001ucheb--00-0-0-0prompt-10---4------0-0l--1-ru-50---20-help---00031-001-1-0windowsZz-1251-10&a=d&c=01ucheb&cl=CL1&d=HASHadb6a23d103a9d5e09742b.5 соц/ статусы социология
http://shkola.lv/index.php?mode=cht&chtid=626 социальный статус школа LV
http://www.naexamen.ru/otvet/11/obchestvo/343.shtml социальный статус шпаргалки
http://obhestvoznanie.ru/Index20.php социальный статус шпаргалки
http://www.obhis.ru/lekc/socialnaia_sfera/status.html социальный статус в таблицах
http://www.ruthenia.ru/logos/number/39/04.pdf статусные символы
http://irina-ermakova.com/2010/05/деловой-мужчина-символы-статусной-пр/
http://www.m-2.ru/news/15/10/2010/562949978958147.shtml статусные символы
http://archive.kremlin.ru/articles/ConstChapter4.shtml полномочия президента
http://www.politika.su/prez/prez.html статус и полномочия президента
http://school4.mmc24308.cross-edu.ru/prava.htm права и обязанности ученика
Ход урока
I. Организационно-мотивационный момент (притча о бабочке).Очень часто мы слышим в обществе следующие выражения: “Твой статус не позволяет тебе себя так вести” или “Ты выбрал не ту роль”.
Проблемный вопрос: Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает? Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности?
Об этом и пойдёт сегодня речь на уроке. Тема урока: “Социальные статусы и роли”.
II. Изучение нового материала.Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутренне строение общества. Чтобы полнее представить это, сравним общество со строящимся зданием.
– Что представляет собой структура обыкновенного кирпичного дома? (ответы учащихся).
Вывод: структура здания – это вертикальные опоры и горизонтальные перекрытия, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и делаю здание прочным.
– Чем удерживаются атомы кристаллической решетки? (ответы учащихся).
Вывод: атомы решетки удерживаются особыми связями, которые не позволяют решетке распасться.
Подобное происходит и в обществе.
Только роль горизонтальных перекрытий играют статусы, роли и социальные группы, а вертикальных опор – слои (страты) и классы, входящие в социальную стратификацию.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми составляющими этого здания, которые играют роль горизонтальных перекрытий, то есть узнаем, что такое СТАТУС, РОЛЬ.
Долгое время понятие “статус личности” приравнивалось преимущественно к характеристике правового положения человека. Вспомните, полемизируя с К.Марксом, немецкий социолог М.Вебер утверждал, что не только экономическое положение, но и общественное является важнейшей характеристикой места и роли человека в обществе.
Итак, статус – это место человека в обществе. Роль – способ его поведения.
Каждый статус включает несколько ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами. Таким образом, статус указывает на место, а роль – на способ поведения. Давайте более подробно остановимся на характеристике этих понятий. Перед вами глоссарии и рабочие листы. Некоторым учащимся было дано опережающее задание. Прослушав сообщение, заполните задания в ваших рабочих листах.
Группа № 1. Главный, личный и социальный статусы.
Вопросы и задания:
- Что такое главный статус? Определите свой главный статус.
- Какие два вида статуса вам надо различать? Приведите примеры каждого своего статуса.
Группа № 2. Предписываемый и достигаемый статусы.
Вопросы и задания:
- Что такое предписываемый статус.
- Какие три социальных статуса считаются прирождёнными?
- Что такое достигаемый статус?
- Каким образом человек его достигает?
- Определите в схеме свой статусный набор.
Группа № 3. Социальные роли личности.
Вопросы и задания:
- Что такое социальная роль? Какой конкретный набор действий предполагает роль ученика.
- Что такое ролевой конфликт? Приведите пример подросткового ролевого конфликта.
Практикум
Для закрепления изученного материала мы выполним 3 задания по группам. Эти задания связаны с поиском информации в сети Интернет.
1 группа – статусный портрет известного человека. Статусный портрет человека носит в социологии еще одно название – статусный набор индивида, которое ввел в середине XX века американский социолог Р. Мертон.
Статусный набор – это совокупность всех статусов, при надлежащих одному индивиду.
Формулировка задания. Построить статусный портрет политического деятеля в различные пери оды его жизни, перечислить статусы, которые были в его жизни. Проследить изменение статусного портрета на протяжении жизненного цикла индивида.
Например:
Группа 2 – содержание социального статуса. Статус требует от человека определенного поведения. Социологи говорят о существовании статусных прав и обязанностей.
Формулировка задания. Давайте попробуем определить какими правами и обязанностями наделены:
– президент страны или премьер-министр;
– ученик или родитель.
Например:
Шофер.
Права: может водить машины каких-либо категорий, может сдавать экзамены на новую категорию, менять место работы, заключать контракте работодателем, увольняться, уходить в отпуск.
Обязанности: обязан знать правила дорожного движения, соблюдать их, содержать машину в идеальном состоянии, вовремя ремонтировать технику, проводить техосмотры, проходить медкомиссии, соблюдать технику безопасности, выполнять указания вышестоящих.
Студент
Права: может получать образование в любом учебном заведении, переходить с одного факультета на другой, переходить из одного учебного заведения в другое, обучаться на нескольких факультетах сразу, участвовать в обсуждении вопросов улучшения образовательных процессов.
Обязанности: обязан соблюдать правила поведения в учебных заведениях, соблюдать законодательство об образовании, беречь имущество учебного заведения.
Группа 3 – статусные символы. Статусный символ – символ, свидетельствующий о социальном положении человека (автомобиль, коттедж, зарубежный отдых и т.д.).
Статусный имидж-это представление в общественном мнении о том, как должен вести себя человек с определенным социальным статусом
Формулировка задания. Познакомьтесь с дополнительным материалом, проанализируйте его и покажите что такое статусная символика.
- Каким образом люди демонстрировали свои привилегии в обществе при помощи одежды?
- Можно ли сказать, что в России сегодняшней демонстрационная функция одежды доминирует, а ее стиль регламентируется очень жестко с позиции статусности?
В реальной жизни роли человека не заданы ему от рождения. Человек сам творец своей судьбы. Всё в ваших руках. Так может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает? Что для этого нужно? Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности?
Ключевые термины
Главный статус. Достигаемый статус. Жизненный цикл. Личный статус. Приписываемый статус. Социальный статус. Статус. Статусная идентификация. Статусные символы. Статусный набор. Статусный портрет. Эпизодический статус.
Ключевые мысли
- Статусное приписывание является универсальной чертой, свойственной всем культурам и эпохам, и продолжающимся во времени процессом.
- Число социальных статусов возрастает пропорционально усложнению социальной структуры.
- Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой.
- В социальные отношения вступают не статусы, а их носители.
- Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов.
- Статусная несовместимость выступает причиной личной неудовлетворенности и социального напряжения.
Глоссарий
Главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.
Достигаемый статус – статус, который приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.
Жизненный цикл – понятие, описывающее относительно замкнутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельного человека.
Имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.
Личный статус – это позиция человека в малой группе.
Приписываемый статус – статус, обладание или изменение которого находится вне нашего контроля.
Ранг статуса – место данного статуса в социальной иерархии.
Реальная траектория жизни – линия жизненной судьбы, измеряемая количеством приобретенных статусов и их рангом.
Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус.
Статус – позиция индивида в группе или в обществе.
Статусная идентификация – отождествление себя с чем-то или с кем-то.
Статусная несовместимость – противоречие между двумя статусами одного человека, дисгармония в его статусном наборе.
Статусный портрет (статусный набор) человека – совокупность всех статусов, принадлежащих данному индивиду.
Эпизодический статус – статус, который принадлежит человеку достаточно короткое время.