Цели:
- контроль знаний и умений обучающихся;
- проверка умений обучающихся применять знания;
- развитие умения объяснять и пользоваться языком физики;
- развитие умения работать в группах, умения слушать друг друга, отстаивать свое мнение.
Правила игры
Класс делится на три команды. Команды получают одинаковые задания. Игра состоит из трех частей. Каждая часть длится 10-12 минут.
Во время проведения первой части проверяются теоретические знания обучающихся. Это могут быть как основные вопросы темы, так и качественные задачи.
Вторая часть игры состоит из викторины экспериментальных задач: “Представь, подумай, объясни”.
Третья часть игры называется “Пословица недаром молвится”. Во время проведения данного этапа каждая команда должна объяснить физический смысл пословиц.
За правильный и полный ответ присуждается один балл.
Возможны варианты заданий 3 части: составление рассказа по рисунку, объяснение ситуации, отгадывание кроссвордов.
Данная игра хорошо обеспечивает контроль знаний обучающихся.
Часть 1 “Проверка теоретических знаний”
Отвечаем на вопросы:
- Как движется рама велосипеда относительно верхней части колеса?
- Одинаковые ли пути проходит электровоз и хвостовой вагон при движении поезда?
- Какая стрелка часов движется быстрее: секундная на ручных часах или минутная на башенных часах?
- Почему при повороте автобуса пассажиры отклоняются в сторону, противоположную направлению поворота?
- Что произойдет с всадником при быстрой езде, если лошадь споткнется?
- Объясните, почему на Луне легко ходить, но трудно сохранять равновесие и даже при легком наклоне вперед можно упасть?
- Как классифицируются движения по скорости; по траектории?
- Что такое инерция? В каких случаях тело будет двигаться по инерции?
- Что было бы, если бы не было инерции?
Часть 2 “Представь, подумай, объясни”
- На гладком столе стоит тележка, на тележке – электрический вентилятор. Почему при работе вентилятора тележка двигается вместе с ним?
- На листе бумаги стоит бутылка или графин с водой. Если тянуть за бумагу до края стола, а затем резко дернуть в горизонтальном направлении, то графин останется на столе. Почему?
- В пробку вставлена небольшая игла так, что оба конца иглы находятся на уровне краев пробки. Если поставить пробку на латунную пластинку толщиной 2 мм (пятикопеечную монету) и резко ударить молотком по пробке, то пластинка пробьется иглой. Почему?
- Конец шелковой нити двумя узлами привязан к грузу. Почему развязываются узлы, когда нить дергают за другой конец?
- Как положить находящийся на столе шарик в банку, не прикасаясь к нему руками и не подкатывая его к краю стола?
- К свободному концу нитки привязан груз (легкоразматывающейся катушки, надетой на стержень как на ось). Груз своей тяжестью свободно может размотать катушку. Если уронить катушку с некоторой высоты, то длина размотанной нитки окажется одинаковой. Почему?
Часть 3 “Пословица недаром молвится”
Объяснить физический смысл пословиц:
- “Коси коса пока роса, роса долой коса домой”.
- “Человек неученый – что топор не точеный”
- “На гору десять тянут, под гору и один столкнет”
Подведение итогов игры. Обсуждение и выставление оценок за урок.