Урок контроля знаний по теме "Движение и силы". 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Цели:

- контроль знаний и умений обучающихся;

- проверка умений обучающихся применять знания;

- развитие умения объяснять и пользоваться языком физики;

- развитие умения работать в группах, умения слушать друг друга, отстаивать свое мнение.

Правила игры

Класс делится на три команды. Команды получают одинаковые задания. Игра состоит из трех частей. Каждая часть длится 10-12 минут.

Во время проведения первой части проверяются теоретические знания обучающихся. Это могут быть как основные вопросы темы, так и качественные задачи.

Вторая часть игры состоит из викторины экспериментальных задач: “Представь, подумай, объясни”.

Третья часть игры называется “Пословица недаром молвится”. Во время проведения данного этапа каждая команда должна объяснить физический смысл пословиц.

За правильный и полный ответ присуждается один балл.

Возможны варианты заданий 3 части: составление рассказа по рисунку, объяснение ситуации, отгадывание кроссвордов.

Данная игра хорошо обеспечивает контроль знаний обучающихся.

Часть 1 “Проверка теоретических знаний”

Отвечаем на вопросы:

  1. Как движется рама велосипеда относительно верхней части колеса?
  2. Одинаковые ли пути проходит электровоз и хвостовой вагон при движении поезда?
  3. Какая стрелка часов движется быстрее: секундная на ручных часах или минутная на башенных часах?
  4. Почему при повороте автобуса пассажиры отклоняются в сторону, противоположную направлению поворота?
  5. Что произойдет с всадником при быстрой езде, если лошадь споткнется?
  6. Объясните, почему на Луне легко ходить, но трудно сохранять равновесие и даже при легком наклоне вперед можно упасть?
  7. Как классифицируются движения по скорости; по траектории?
  8. Что такое инерция? В каких случаях тело будет двигаться по инерции?
  9. Что было бы, если бы не было инерции?

Часть 2 “Представь, подумай, объясни”

  1. На гладком столе стоит тележка, на тележке – электрический вентилятор. Почему при работе вентилятора тележка двигается вместе с ним?
  2. На листе бумаги стоит бутылка или графин с водой. Если тянуть за бумагу до края стола, а затем резко дернуть в горизонтальном направлении, то графин останется на столе. Почему?
  3. В пробку вставлена небольшая игла так, что оба конца иглы находятся на уровне краев пробки. Если поставить пробку на латунную пластинку толщиной 2 мм (пятикопеечную монету) и резко ударить молотком по пробке, то пластинка пробьется иглой. Почему?
  4. Конец шелковой нити двумя узлами привязан к грузу. Почему развязываются узлы, когда нить дергают за другой конец?
  5. Как положить находящийся на столе шарик в банку, не прикасаясь к нему руками и не подкатывая его к краю стола?
  6. К свободному концу нитки привязан груз (легкоразматывающейся катушки, надетой на стержень как на ось). Груз своей тяжестью свободно может размотать катушку. Если уронить катушку с некоторой высоты, то длина размотанной нитки окажется одинаковой. Почему?

Часть 3 “Пословица недаром молвится”

Объяснить физический смысл пословиц:

  1. “Коси коса пока роса, роса долой коса домой”.
  2. “Человек неученый – что топор не точеный”
  3. “На гору десять тянут, под гору и один столкнет”

Подведение итогов игры. Обсуждение и выставление оценок за урок.