Организация взаимодействия музыкальных руководителей ДОУ с семьей через семейный клуб

Разделы: Работа с дошкольниками


Методическая разработка составлена Адгамовой М.В. семейный клуб “В гостях у Кузи” для организации взаимодействия музыкальных руководителей ДОУ с организованными и не организованными семьями с детьми от 1 года до 3 лет средствами музыкально-творческой деятельности.

Вопросы взаимодействия ребенка с окружающими актуальны не только в условиях детского сада, но и внутри семьи. Современным родителям не хватает времени на общение с собственным ребенком, а порой не достает и соответствующих знаний и умений, необходимых для полноценного общения и понимания ребенка.

Семья – это целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт “жизни среди людей”.

Любая педагогическая система без семьи - чистая абстракция. Для нас, педагогов, важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции развития детей.

Я использую в своей деятельности различные формы работы с семьей. И одной из таких форм является взаимодействие педагогов с родителями в семейном клубе. Я считаю, что эффективно организованное сотрудничество в клубе дает импульс построения взаимодействия ДОУ с семьей на качественно новой основе в вопросах воспитания и развития детей, предполагающих не просто совместное участие, но и осознание общих целей, доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.

Мною было разработано положение о клубе, в котором обозначены цель, задачи, условия приема и членства в клубе, составлен примерный планы работы.

Занятия в клубе выстроены так, что каждая встреча это тематические занятия с включением музыкально-игровых упражнений выполняемых мамой с ребёнком, элементы тактильно-игрового массажа, пение и игры–имитации, изготовление простейших шумовых инструментов, пальчиковые игры, игры с пением. Составленные таким образом занятия, дают детям яркие художественные впечатления, учат внимательно следить за развёртывающимся сюжетом, побуждает малышей вместе с мамами принять активное участие в действии. Все участники клуба имеют возможность потанцевать, помузицировать на шумовых, музыкальных инструментах, попеть, поиграть в подвижные и пальчиковые игры.

Занятия в клубе “В гостях у Кузи” позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыкально-игровой деятельности, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка. Все занятия построены на активном участии родителей в процессе. Это позволяет решить несколько задач:

  • cоздание благоприятного психологического и эмоционального климата;
  • налаживание тесного эмоционального контакта между родителями и ребенком в процессе совместной музыкально-игровой деятельности, упрощение процесса социальной адаптации ребенка в коллективе;
  • возможность контроля родителями процесса развития своего ребенка, приобретение необходимых знаний, методов и способов занятий с малышом в домашних условиях.

Большое значение, на занятиях клуба, имеет настроение и активность родителей. Ведь, если родители ведут себя пассивно, не проявляют активности, то это будет сказываться в какой-то степени и на ребенке: он может быть зажатым, капризным, отвлекаться на различные предметы и ненужные действия. Одним словом, только совместная работа и активные действия родителей помогают создать условия для положительного эмоционального состояния детей и их непосредственного участия в занятиях.

Музыкальный материал, используемый на занятиях – это золотой фонд отечественной музыкальной педагогики (произведения Е.Тиличеевой, М.Красева, Т.Попатенко, Е.Макшанцевой, Т.Бабаджан), народный музыкальный фольклор.

Специфическим эффектом работы в родительской группе является повышение их сензитивности (чувствительности) к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности и продуктивная перестройка арсенала средств общения с ребенком. А также помогает раскрыть детям свои творческие способности, почувствовать радость от участия в игровом действии.

Рекомендуемые родителям игры, песни и упражнения.

Игра “Пальчики и Мишка”

Вот как пляшут пальчики
У девочек и мальчиков.
Подошел к нам мишка,
Мишка косолапый,
Пальчики потрогать
Хочет у ребяток.
А мы пальцы спрятали,
Спрятали, спрятали.
Не заденешь лапою,
Лапою мохнатою.

Мишка: У-у!... Ни у кого пальчики не задел! (Отворачивается)

Логоритмическая игра

“Раз, два, три, четыре, пять”

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать!
Крепкие и дружные, (стр. 28 развивающие игры с.п.)
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Очень, очень чистые.

Пальчиковая игра “Оркестр”

Наши пальчики – артисты
Пианисты, баянисты,
Скрипачи и трубачи,
Гитаристы, гармонисты, -
Все хорошие артисты,
Музыканты хоть куда,
Веселят народ всегда.

(Пальцы обеих рук выполняют движения, соответствующие игре на перечисленных инструментах).

Игра “Выбираем инструменты”

(Исполняется на мелодию песни “Два весёлых гуся”).

Шли мы, шли, потом устали, (Мамы и дети идут по кругу.
Инструменты в руки взяли,  Поднимают инструмент играют в такт музыке. 
Инструменты в руки взяли, Кладут инструменты на пол).
На них марш мы заиграли.
Побежали, побежали, (Бегут по кругу).
И немножко мы устали,
Инструменты в руки взяли, (Поднимают инструменты, играют полечку).
На них полечку сыграли.
По дорожке побежали,
Ножки вновь у нас устали.
Инструменты в руки взяли,
Пляску русскую сыграли. (Играют плясовую).

Перечень необходимого оборудования.

1. Детские музыкальные инструменты: погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики, деревянные ложки, бубны.

2. Синтезатор, пианино, магнитофон, центр “Караоке”.

3. Аудиозаписи, видеозаписи.

4. Игровой мягкий набор модулей.

5. Фланелеграф.

6. Игрушки.

7. Бросовый материал для изготовления шумовых инструментов.

Список используемой литературы

  1. М.Ю. Картушина. “Забавы для малышей”, Москва. 2007 г.
  2. М.Ю. Картушина. “Сценарии оздоровительных досугов для детей 3–4 лет”, Москва. 2007 г.
  3. М.Ю. Картушина. “Конспекты логоритмических занятий” Москва 2005 г.
  4. Е.Черенкова. “Развивающие игры с пальчиками”, Москва. 2007 г.
  5. Г.И. Анисимова. “100 музыкальных игр для развития дошкольников”, Ярославль. 2005 г.
  6. Е.В.Ларечина. “Развитие эмоциональных отношений матери и ребёнка”, Санкт-Петербург. 2004 г.
  7. Н.Р.Кононова. “Музыкально-дидактические игры для дошкольников”, Москва. 1982 г.
  8. Е.Д.Мактанцева. “Детские забавы”. Москва. 1991 г.
  9. Т.В.Раланова. “Развивающие игры с малышами до трех лет”, Ярославль. 2001 г.
  10. Н.В.Ветлугина. “Музыка в детском саду” вторая младшая группа. Москва. 1989 г.
  11. Е.Мактанцева. “Скворушка”. Москва. 1998.г.
  12. С.Чешева. “Мы поём, играем и танцуем”. Москва. 1976 г.
  13. Н.Луконина, Л.Чадова. “Праздники в детском саду” для детей 2-4 лет. Москва. 2003 г.
  14. Н.В.Зарецкая. “Календарные музыкальные праздники” для детей раннего и младшего дошкольного возраста, Москва. 2000 г.
  15. Н.Ветлугина, И.Дзержинская. “Музыка в детском саду”, Москва. 1995 г.
  16. М.Ю.Картушина: “Русские народные праздники в детском саду”, Москва. 2006 г.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3