Цель: способствовать формированию представлений детей о взаимоотношениях с другими людьми.
Задачи:
- углубить знания школьников о культуре поведения;
- способствовать формированию коммуникативной культуры;
- создание условий для раскрытия и реализации творческого потенциала учеников.
Оборудование:
- сочинения детей на тему “Настоящий друг…”;
- слово ДРУЖБА (сказочные буквы);
- декорации к сказке “Лягушка-обманщица” (лес, муравейник, болото, домик – сказочницы));
- цветок дружбы;
- детали колеса – настроения;
- костюмы детей для инсценировки сказки, костюм кота Леопольда;
- слова на карточках, для составления пословицы;
- музыкальное сопровождение.
Ход праздника
Учитель: Внимание! Внимание! Академия праздничных наук начинает свою работу. Праздничные науки – это добрые, волшебные науки, поэтому сегодня праздник для весёлых и дружных ребят. Итак, мы начинаем.
Поднимите руки и похлопайте в ладоши. Молодцы! Я вам открою тайну, аплодисменты – это самый древний магический способ начать праздник.
Сегодня мы будем говорить о дружбе.
Ребята, попробуйте вспомнить слова с корнем -друж-.
Ученики: дружба, дружок, дружить, подружиться, дружелюбие, дружелюбный, дружественный.
Учитель: Сколько замечательных слов вы назвали. И самое прекрасное из них слово – “дружба”.
Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
Произносишь слово “дружба” - и сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов, мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, который дарит нам прекрасное общение друг с другом.
Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней,
друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту,
друг – это школьный учитель, который поможет заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
Учитель: А как вы думаете, с чего же всё началось? Как возникло само слово “друг”? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется “Слово друг”.
Ученик: Когда ещё никто не знал ни слова,
Ни “здравствуйте”, ни “солнце”, ни “корова”,
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и то же).
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленнее лицо, умение руки,
И человек придумал слово “друг”,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
Не для того наш предок шёл сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал:
“Дурак!” Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и то же).
Учитель: К сожалению, грубые слова иногда можно слышать на перемене в нашей школе, а иногда бывает так, как в стихотворении “Два козла”. Может быть, прослушав его, кто - то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожими на этих персонажей.
Ученик:
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один лягнул приятеля немного посильней,
Другой боднул приятеля немного побольней,
Один разгорячился, лягнул, что было сил,
Другой его рогами под брюхо зацепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос.
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной,
На школьной перемене такой же вспыхнул бой.
Учитель:
Да, такие отношения дружескими не назовёшь. Лучше, если всё происходит, как в стихотворении “Надёжный друг”.
Ученики:
Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших, славных дел.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
Песня “Ты да я, да мы с тобой”.
Учитель:
Умению дружить, общаться с людьми надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.
Ученик:
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Учитель:
Можно ли назвать этого героя настоящим другом? Почему?
(Ответы детей)
А вот ещё одно стихотворение, которое называется “Требуется друг”.
Все живут, не тужат, А со мной не дружат! Бант у Кати расписной, Красные колготки И характер кроткий. Я шепчу: - Дружи со мной… Мы же одногодки, Как сестрички мы почти, Мы как две голубки Из одной скорлупки. Я шепчу: - Но ты учти – Ты во всём должна идти Другу на уступки. Предлагаю Ильиной: - Ты дружи со мной одной! – Есть разряд у Ильиной, И спортивный свитер, |
И девчонок свита. Подружусь я с Ильиной, Стану знаменита! Все пятёрки до одной У Светловой Нади. Я прошу: - А ты со мной Подружись хоть на день! Мы с тобой поладим: Будешь ты меня спасать – Дашь контрольную списать. А девчонки на дыбы! Говорят: Молчала бы! Не вставать же на колени, Уговаривать подруг… Напишу я объявленье: Срочно требуется друг. |
- Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?
А сейчас я хочу прочитать вам рассказ Николая Чабаевского “Одинаковые”. (Рассказ до конца не дочитываем)
– Как вы думаете, что сказала мама Соне? (Затем рассказ читаем до конца)
Если у людей одинаковые интересы, вкусы или нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры и отзывчивы, то и дружба бывает настоящей, крепкой, верной и долгой.
Ученики:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живёшь ты не зря!
Будь весел, чтоб радостней стало
Тому, с кем подружишься ты,
Чтоб каждому в жизни хватало
Прекрасной людской доброты.
Услышишь ты песенку чью-то,
И станет светлее кругом:
Волшебное самое чудо
Мы дружбой недаром зовём.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть,
Мгновенный.
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Ребята, давайте посмотрим какими качествами, по вашему мнению, должен обладать настоящий друг. Вы должны были обсудить в своих пятёрках и написать на каждом лепестке по одному качеству, которые должны быть присущи настоящим друзьям. (Капитаны команд объясняют по лепесткам ромашки)
Песня “Настоящий друг”.
Игра “Ковёр- самолёт”.
Учитель: Какое надёжное и ёмкое слово “дружба”! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе и в семье, но всё-таки самая главная дружба начинается дома. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растём и взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит …
Слова рассыпались на доске.
(“Нет лучше дружка, чем родная матушка”)
Ученик: Со Светкой соседкой
Не буду водиться –
Она то смеётся, то плачет,
То злится.
Но мама сказала,
Что так не годиться,
Что с девочкой нужно
Уметь подружиться.
Что с папой они
Ещё с детства дружили,
И вместе играли,
И рыбу удили.
С такою девчонкой,
Как мама моя,
Конечно бы, мог
Подружиться и я!
Песня “Счастливая семья”
Так случилось видно, это судьба
Лучше всех на свете – наша семья.
Видно, счастье к нам приходит лишь раз,
Поняла я это только сейчас.
Мне не нужно ни конфет, ни цветов
Мне побольше бы друзей, не врагов,
Мне нужна моя родная семья –
Папа, мама, братик и я!
Припев.
Сейчас пою
О том, как я их всех люблю,
Пусть знают все,
Что лучше нет их на земле.
Комплименты маме все говорят
Отмечая её новый наряд
Мы вам с братиком откроем секрет:
Лучше нашей мамы нет!
Вместе ходим на каток и в музей.
Посещаем и родных и друзей.
У нас дружная большая семья
Папа, мама, братик и я.
Припев.
(Раздаётся стук в дверь)
Учитель:
Ребята, это к нам стучатся. Интересно кто там.
(Входит кот Леопольд) песня “Неприятность эту мы переживём”.
Кот Леопольд:
Здравствуйте, ребята! Покажите свои ладошки… Ага…так это самые волшебные ладошки, которые я когда – нибудь видел. А покажите ваши глаза… так это самые умные и добрые глаза на свете. Значит, я попал именно туда. Это класс самых дружных детей. Как здорово! Я узнал, что у вас сегодня праздник дружбы. Правильно? А у нас в стране Мультляндии тоже много друзей.
Давайте с вами поиграем в игру “Кто с кем
дружит”.
Молодцы!
Игра “Угадай пословицу”.
О дружбе сложено много пословиц. Давайте поиграем в игру “Угадай пословицу”. Я называю первую половину, а вы заканчиваете.
- Не имей сто рублей, …..(а имей сто друзей)
- Друга ищи, ….(а найдёшь - береги)
- Дружба не гриб, …..(в лесу не найдёшь)
- Дерево живёт корнями, ….(а человек друзьями)
- Дружба – как стекло: ….(разобьёшь – не сложишь)
- Дружбой дорожи, ….(забывать её не спеши)
Какие молодцы! Сколько пословиц о дружбе вы знаете.
Учитель: А хотите услышать легенду о возникновении пословицы “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”.
Легенда
К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им:
- Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей. Кто что выбирает?
Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года.
- Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить?
Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища покой.
А у того, у кого были друзья по-настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай.
Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать.
Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Учитель:
Дорогой Леопольд наши ребята знают ещё много сказок о дружбе, и одну из них мы сейчас покажем. Сказка называется “Лягушка-обманщица”. (Приложение 1)
Показ сказки.
Леопольд: Какая интересная сказка. Ребята, а какие качества, без которых не может состояться дружба вы увидели в этой сказке. (Придти на помощь, быть добрым)
- Ребята, я хочу предложить поиграть вам в игру “Плетёнки”.
Ребята, мне пора возвращаться назад, но на прощание я хочу с вами вместе спеть песню.
Песня “Если с другом вышел в путь”.
До свиданья, ребята! Я надеюсь, что у вас в груди большое, доброе сердце, готовое любить и помогать друг другу. На память я оставляю вам свои любимые слова, давайте их скажем вместе: “Ребята, давайте жить дружно!”.
Ученики:
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется,
Есть на нашей Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий – для всех настоящее.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желание исполнится.
Учитель:
Вот и подходит к концу наш праздник, праздник дружбы. Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте, выбирать хороших и верных друзей.
Встали в круг и заканчиваем наш праздник “Танцем дружбы”.
Звучит песня “Девчонки и мальчишки”, дети под неё танцуют.
Мне думается, что этот праздник даст начало той большой дружбе, которую мы понесём через всю школьную жизнь. И в честь нашей дружбы я предлагаю провести салют.
Игра “Салют”.
(Круг разбит на три команды: красный, жёлтый и зелёный. По команде “Красный” хлопает 1-я команда, “Жёлтый” - 2-я команда, “Зелёный” - 3-я команда. Затем, учитель даёт команду: “Красный! Жёлтый! Зелёный!”
(Общий салют)
Учитель: Спасибо. Праздник окончен.
(Эмоциональное состояние детей на конец праздника – цветной домик)
- жёлтый (весёлое, радостное…),
- зелёный (спокойное…),
- синий (скучно, грустно…).