Введение
Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования и воспитания школьников.
Семья играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения учащихся. В качестве основного условия успешного воспитания детей выступает рационально организованный быт, режим жизни в семье. В связи с этим возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов. Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации усилий по всем направлениям воспитания – идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического. Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключатся в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.
Идеальная цель – это полноценный человек, культурная, высоконравственная, творческая личность. Союз с родителями может быть установлен, если обе стороны этого взаимодействия осознают, что только совместными усилиями можно создать условия для реализации намеченной цели. Важно, чтобы педагог и родители действовали как партнеры, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями, чтобы родители стали настоящими и искренними помощниками классного руководителя, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если между педагогом и родителями существует взаимодоверие, значит, и дети будут доверять семье и школе, а это фундамент для сотрудничества и общего успеха.
Как ни парадоксально, но, несмотря на многочисленные методические рекомендации, литературу, посвященную работе с семьей, проблема взаимодействия семьи и школы существует.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.
С одной стороны, происходящие в обществе, кризисные явления, перестройка его социально-экономических структур обостряют кризис семьи. Низкий уровень взаимодействия внутри семьи, многочисленный распад семей, снижение авторитета родителей, ослабление духовных основ семьи, увеличение разрыва между поколениями отрицательно воздействуют на характер педагогических отношений. С другой стороны, ориентацию на воспитание личности нового типа, возрастание значимости процессов самовоспитания и социализации, индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса и другие явления можно рассматривать как позитивное изменение.
Разрешение этих противоречий требует максимального сближения семьи и школы, так как их объединяет общая цель: развитие личности ребенка через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый ребенок одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом ребенке индивидуальное, семья и школа подготавливают его к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества.
Обеспечить такое гармоничное взаимодействие индивидуального и коллективного можно с помощью обновления системы семейно-общественного воспитания. Современный педагог, владея такой информацией, должен хорошо представлять себе особенности семьи, предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение.
Гимназия № 49 работает по программе воспитания «Воспитание успешной личности в условиях демократической гимназии», в соответствии с целями и задачами данной программы и, исходя из диагностики анализа уровня развития классного коллектива, я создала программу развития классного коллектива «Планета детства», цель которой: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе;
Задачи программы:
- развитие творческой личности учащихся на основе формирования педагогической культуры и поддержки творчески устремленных учеников в индивидуальной и совместной деятельности;
- содействие сплочению родительского коллектива, через вовлечение его в жизнедеятельность классного сообщества
Информационная справка
Класс – это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый коллектив имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность.
В классе 28 учеников, из них 13 девочек и 15 мальчиков. Класс сформирован из детей нашей гимназии – 24 человека (4а класс) и 4 детей пришедших из разных школ. Большинство детей – 79% имеют полную семью, 46% – являются единственным ребенком в семье.
Проводимые мною исследования показали, что дети имеют достаточный уровень интеллектуального развития, многие имеют ярко выраженную индивидуальность, ясное, яркое мышление. В основном дети легко и радостно идут на контакт.
87% ребят занимаются в системе дополнительного образования: музыкальных и художественных школах, спортивных кружках.(Шуфлинская Мила, Наместникова Настя, Горохова Аня, Торчинашвили Давид и др.)
В коллективе за это время выделились следующие лидеры: Танасов Георгий, Макарова Аня, Старцева Саша. Эти ребята являются активными помощниками и организаторами любых классных дел. Но есть группа воспитанников – 25% с которыми предстоит индивидуальная работа по культуре поведения на уроке и перемене.
В целом же класс кажется достаточно ярким и перспективным.
Сотрудничество с семьей я начала с изучения условий и микроклимата семейного воспитания. Проведя социологический опрос, я получила следующие результаты:
1) образовательный уровень родителей: высшее образование имеют – 36%, неполное высшее образование имеют – 16%, среднее-специальное – 48%.
2) взаимоотношения обучающегося с родителями и другими членами семьи: атмосфера в семье дружелюбная, теплая – 68%, отношения близкие, доверительные – 32% отношения отчужденные – 0%.
3) особенности семейного воспитания: строгий контроль за поведением ребенка – 31%, ограничение самостоятельности – 13% большая самостоятельность ребенка – 24%;
4) родители сотрудничают с учителям – 82%, вступают в противоречие с учителями – 0%.
5) о взаимопонимании ребенка с родителями отмечалось, что у 74% полное взаимопонимание, у остальных хорошее.
Мой класс-это дети, обучавшиеся в начальной школе в условиях класса полного дня. Данный режим пребывания детей в школе предусматривал активное вовлечение в учебно-воспитательный процесс родителей. Это были и совместные праздники, экскурсии, занятия в кружках по интересу и другое.
Из своей многолетней педагогической практики я знаю, что когда воспитанники переходят в среднее, а затем в старшее звено связь ребенок – родитель – учитель ослабевает, а иногда и просто прерывается. Обучающиеся становятся старше, появляются проблемы разного характера: педагогические, физиологические, социальные, для решения которых необходимо тесное взаимодействие с родителями.
Я убеждена, что успех в работе с семьей лишь тогда действительно достигнут, когда есть контакт, доверие при котором родитель идет в школу и со своими радостями, и с сомнениями; когда родители класса сплотились в единый коллектив.
Перед нами стояла задача сохранить все то ценное в воспитании, что было в начальной школе и направить совместные усилия на создание воспитательной среды, которая объединила бы общность интересов учителя, ученика и родителей. Это легло в основу создания программы взаимодействия с семьей «Воспитание = семья + школа», которая позволяет скоординировать усилия обучающихся, родителей, классного руководителя, учителей предметников и педагога психолога.
Целью программы является создание условий для формирования и развития личности ребенка, мотивов его учения, ценностных ориентации, раскрытия его индивидуальности и творческого потенциала на основе интеграции развивающего потенциала семьи и гимназии.
Задачи:
- Повышение психолого-педагогической культуры родителей и воспитания успешного ребенка в семье и школе;
- Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
- Развитие активной педагогической позиции родителей;
- На первом этапе работы особенно актуально стало проектирование целей, перспективы и образа жизнедеятельности классного коллектива и каждого воспитанника индивидуально.
В программе определены направления и формы взаимодействия семьи и школы.
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
- Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
- Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
2. Совместная деятельность родителей и учащихся:
- умственное развитие
- воспитание нравственной культуры
- воспитание эстетической культуры
- воспитание физической культуры и здорового образа жизни
- воспитание трудолюбия и профориентация
3. Мониторинг
- анкетирование
- изучение межличностных отношений в классе – метод Богардус
Критерии:
- Качество успеваемости.
- Межличностные взаимоотношения в классе.
- Улучшение взаимоотношений ребенок-родитель, ребенок-учитель, ребенок- ребенок
- Повышение уровня воспитанности обучающихся.
- Удовлетворенность родителей совместной деятельностью в гимназии.
Успех реализации программы зависит от выполнения ряда условий: родители – не просто помощники педагога, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического; переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьей к групповым и индивидуальным формам воздействия, построенным на диалоговой основе; осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям; систематическая и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям; установление эффективного контроля, основанного на диагностике и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей, обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.
Данная программа призвана помочь каждому субъекту образовательного процесса реализовать свои возможности:
Учителю – по-другому взглянуть на себя, свою деятельность. Пересмотреть методы работы и помочь выявить способности ребенка, осуществлять связь с семьей.
Родителям – включиться жизнь своего ребенка и стать активным участником всех школьных мероприятий.
Детям – дать почувствовать их ценность, неповторимость, талант и вселить уверенность, что их ценят, любят, заботятся о них.
Ожидаемые результаты:
Реализация основных направлений данной программы позволит
- Укрепить связь с семьёй;
- Повысить просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики;
- Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей.
- Сформировать позитивные ценностные ориентации обучающихся;
- Обеспечить положительную динамику мотивации достижений обучающихся;
- Достичь высокой степени удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством образования.
Содержание программы
Направления и содержание деятельности | Формы проведения | сроки | ответственные |
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей | |||
1. Трудности адаптации пятиклассника | практикум | 5 класс | Психолог, классный руководитель |
2. Физические проблемы взросления детей | педагогический треугольник | 6 класс | Врач, классный руководитель |
3. Физиология подросткового возраста, здоровье, личная гигиена. | дискуссионный клуб | 6 класс | Классный руководитель, родители И.И.Кукарская, Д.А.Ушков |
4. Психологические и психофизические особенности подростка | родительский лекторий | 7 класс | Психолог |
5. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. | ролевая игра | 7 класс | Психолог, классный руководитель |
6. Психологические и возрастные особенности развития подростка | Лекция + психологический практикум | 8 класс 9 класс |
Психолог, классный руководитель |
7. Искусство воспитания | Педагогическая мастерская | 8 класс | Классный руководитель |
8. Профориентация: «Выбор дальнейшего пути: за и против» | родительская конференция | 9 класс | Родители, классный руководитель, психолог |
9. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? | консультации индивидуальные и групповые | 7 класс | Классный руководитель |
10. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании | интерактив | 6 класс | Психолог, классный руководитель |
11. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения | дискуссионный клуб | 8 класс | Классный руководитель. Родители: Речкина С.В., Торчинашвили Л.Ш. |
12. Результативность школьного урока. От чего она зависит? | беседа | 6 класс | Классный руководитель |
13. Педагогический такт родителей | Родительский ринг | 7 класс | Классный руководитель |
14. Школа – второй дом. Какой мы ее хотим видеть? | организационно-деятельностная игра. | 7 класс | Классный руководитель |
15. Человек, которому я доверяю. | родительские чтения | 9 класс | классный руководитель |
16. Информационное окно | Интернет форум | 8 класс, 9 класс | Классный руководитель, родители |
17. Вопросы, которые нас волнуют: трудный диалог с учебой. | собрание-диалог, вечер вопросов и ответов | 9 класс | Классный руководитель, учителя предметники |
2. Совместная деятельность родителей, обучающихся и гимназии | |||
1. Давайте познакомимся | тренинг | 5 класс | Классный руководитель |
2. Страна «Семь Я» | Конкурс, выпуск газеты | 6 класс | Классный руководитель, родители: Л.Г.Исупова, О.Г.Осокина |
3. Дети глазами родителей, родители глазами детей | Совместное с детьми родительское собрание | 5 класс, конец года | Классный руководитель, актив класса |
4. Моя семья – моя радость | Совместное с детьми родительское собрание | 6 класс, конец года | Классный руководитель, актив класса |
5. Алло, мы ищем таланты | Совместное с детьми родительское собрание | 7 класс, конец года | Классный руководитель, совет класса, родители |
6. Семья года | Совместное с детьми родительское собрание | 8 класс, конец года | Классный руководитель, совет класса, родители |
7. Звездный бал | Совместное с детьми родительское собрание | Окончание 9 класса |
Классный руководитель, родительский комитет |
8. Путешествие в осенний и зимний лес | Туристические походы | ежегодно | Классный руководитель, родительский комитет |
9. «Сибиряк, твой подвиг бессмертен», «Навек остались молодыми»(героический подвиг выпускников школ г.Тюмени), «Улицы нашего города», | экскурсии | 1 раз в четверть | Родительский комитет |
10. «Тобольск – жемчужина России», «Славный город Санкт-Петербург», «По золотому кольцу России» | путешествия | ежегодно | Родительский комитет |
11. Мисс и миссис Весна. Рыцарь 21 века |
праздник | ежегодно | Классный руководитель, совет класса, родители |
12.Встреча поколений | праздник | 7 класс | Классный руководитель, совет класса, родители |
13. Спорт, семья и я. | Спортивная эстафета | 5, 6, 7, 8 класс | Классный руководитель, учитель физической культуры, род.комитет |
14. Профессии, которые мы выбираем. | Круглый стол | 8, 9 класс | Классный руководитель, родительский актив |
15. Мы и наше время | Дискуссионный клуб | 9 класс | Классный руководитель, совет класса |
16. Что, где, когда? | Интеллектуальная игра | 9 класс | Классный руководитель, совет класса |
17. Мы и наши дети | Проект | 7 класс | Классный руководитель, родительский актив |
18.Семейный альбом | Проект | 8 класс | Классный руководитель, инициативная группа |
3. Мониторинг | |||
1. Изучение удовлетворенности родителей совместной деятельностью с гимназией | Анкетирование | ежегодно | Классный руководитель, психолог |
2. Изучение межличностных отношений в классе. | Анкетирование | ежегодно | Классный руководитель, психолог |
3. Изучение уровня воспитанности обучающихся | Анкетирование | ежегодно | Классный руководитель |
4. Изучение взаимоотношений ребенок-родитель, ребенок-учитель, ребенок- ребенок. | Анкетирование, тестирование | ежегодно | Классный руководитель, психолог |
У педагога и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится беднее. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает жизненный практический опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.