Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела, развивать самооценку учащихся, воспитание гуманного отношения к людям.
Девиз урока:
«Девчонки, мальчишки – вся детвора,
Идите по жизни тропинками добра!»
Оборудование: плакаты с пословицами: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху», «Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Спешите делать добро»; игрушки, рисунки сказочных героев (добрых и злых); рисунки учащихся; планета «Земля», рисунки кота Леопольда и запись его слов, компьютер, запись песни «Если добрый ты», «Улыбка», звук летящей ракеты.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.
На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё…(видят)
Уши внимательно слушают и всё…(слышат)
Голова хорошо…(думает).
– Улыбнитесь друг другу, или скажите просто добрые слова.
2. Вступительная беседа
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок, урок-путешествие на планету «Добро».
Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.
3. Ознакомление с темой
Учитель: Итак, что такое добро? Где вы его встречали? (Дети отвечают)
– Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например…
– Что такое зло? Где встречались со злом? (Дети отвечают)
– Это нечто, противоположное добру. Например …
– Ребята, а вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправляемся с вами на ракете в космическое пространство.
Сесть поудобнее.
Пристегнуть ремни.
Ключ на старт.
Контакт.
Включить мотор.
Пуск.
Дети:
Есть сесть поудобнее.
Есть пристегнуть ремни.
Есть ключ на старт.
Есть контакт.
Есть включить мотор.
1, 2, 3, 4, 5 – ВЖИК.
Звук ракеты.
Учитель: Итак. Мы приземлились с вами на планету «Добро». Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Дети отвечают)
– А знаете, кто самый главный на этой планете? Кот Леопольд. Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышатам? (Дети отвечают: «Ребята, давайте жить дружно».)
– Жить дружно – это хорошо или плохо? Дружба– это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классном уголке, чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.
– А сейчас кот Леопольд приглашает вас посмотреть одну историю, которая произошла на планете «Добро».
Дети показывают сценку по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – ответил мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!
4. Беседа по содержанию рассказа
Учитель: Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот случай? (Дети отвечают).
– А теперь прочитайте пословицу «Доброе слово человеку, как дождь в засуху».
Как вы понимаете её смысл? Какие добрые слова знаете? (Дети отвечают)
– Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица «Не одежда красит человека, а его добрые дела». (Пословица на доске)
– Трудно ли быть добрым? (Ответы детей)
– Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто «Вовка – добрая душа».
Ученик читает отрывок из стихотворения:
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Появляются сказочные герои Баба-Яга и Фея.
Б-Я: Что я вижу? Все собрались, разговаривают, а почему меня никто не пригласил? Ну что ж, я вам устрою! Вы у меня попляшете! Сейчас я буду колдовать, и все хорошие дела испарятся. Ха– ха– ха! Я начинаю.
Фея: Бабуся-Ягуся, не надо колдовать! Мы приглашаем тебя к нам.
Б-Я: Ну, ладно, уговорили. Но тогда помогите мне. У нас с Феей есть фотоальбомы. Но вот по дороге фотографии все выпали и перепутались.
Фея: Мы вам будем показывать фотографии. Если на ней добрый герой, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.
Дети играют.
Б-Я: Ну, спасибо! А теперь прощайте, спешу в лес, там у меня дел невпроворот.
Баба-Яга уходит.
Фея: Ну, а я желаю вам быть добрыми, вежливыми ребятами.
Фея уходит.
5. Физкультминутка
В тёмном лесу есть избушка,
Стоит задом наперёд,
В той избушке есть старушка,
Бабушка – Яга живёт.
Нос крючком,
Глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят!
– А теперь вернёмся на родную планету, чтобы делать добрые дела.
Сесть поудобнее.
Пристегнуть ремни.
Ключ на старт.
Контакт.
Включить мотор.
Пуск.
Дети:
Есть сесть поудобнее.
Есть пристегнуть ремни.
Есть ключ на старт.
Есть контакт.
Есть включить мотор.
1, 2, 3, 4, 5 – ВЖИК.
6. Коллективное составление аппликации.
– Поздравляю вас с удачным приземлением. Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка». Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.
– Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Дети отвечают).
– А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Выступление детей:
Если с другом разделил
Ты свои конфеты –
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты – культурный человек,
Мировой мальчишка!
Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это – просто красота,
Только так и нужно!
Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.
Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
Учитель: Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! Ведь делать добро – это здорово!
7. Итог урока
– Ребята, а теперь давайте подведём итог нашего урока.
– Вам понравился урок? Что нового узнали, чему научились?
– Доброту можно сравнить с солнышком. Ведь от добрых людей исходит тепло, радость, также как от солнца. И я хочу, чтобы в каждом из вас жило солнышко, которое излучало бы доброту. Примите, пожалуйста, от меня вот такие солнышки, которые будут вам напоминать об этом.
– Ребята, а улыбка может помочь нам стать добрее? Давайте улыбнёмся, друг другу споём песню «Улыбка».
– Молодцы! На этой весёлой нотке мы заканчиваем наш урок доброты.