Страницы истории

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (715 кБ)


"Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека,
ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних".
Сократ (ок. 470 - 399 до н.э.)

В выходной день беру пульт от телевизора и начинаю "листать". Что вижу? Пара тройка фильмов ужасов, два фильма, где секс и насилие через каждые пять - семь минут, а если добро, то обязательно с кулаками, по-другому, быть не может, и, причем у положительного героя лицо садиста (лысый, низкий лоб, глубоко посаженные глаза, почти нет шеи, широкие и тяжелые надбровные дуги, презрительный взгляд, тоненькие губы, скудная мимика и т.д.), который может выстрелить, ударить, убить, оскорбить, унизить и все это - положительный герой, обязательно несколько каналов расскажут о наркомании, убийствах, самоубийствах, если мультики, то за пять минут я услышала: "убей, уничтожь, истребим, разрушим, избавимся, придави его, бей его, давай его обманем" и не одного слова "давай поможем, услышь меня:". Включила радио, из динамика услышала: "...мне ничего не надо, только бы ты ходила голая рядом..." А это гадкая реклама! Из 5-6 роликов больше половины содержат в себе эротический подтекст: вздохи, "придыхания", стиль разговора, бесконечная демонстрация обнаженных тел, телодвижения (даже в рекламе автомобилей, животные) можно перечислять до бесконечности. Марк Твен, как то заметил: "Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой". Действительно культура может, как создать человека, так и полностью его разрушить. А сейчас, она только разрушает: мыльные оперы с "happy end", сериалы в которых никто ничем не занят, а только едят и "гадят", или развлекательные программы некоторых каналов, где людей "развлекают матом", юмором "ниже пояса" или такая тупость, что просто смотришь и диву даешься, кто дает деньги на такой примитивизм?! Возмущает такое телевиденье и радио. А дети слушают, скачивают на сотки и смотрят на переменах, да с таким удовольствием:. А на вопрос: "Что вы сейчас читаете?" Они просто пожимают плечами или слышишь тихий ответ: "Учебники, ну там еще журналы разные, а так все в интернете есть, скачал, и мучиться не нужно.."

Так и получается, что, мы все дальше от собственного духа и нравственности.

О духовно-нравственном воспитании говорится и пишется много.

Главная задача системы образования - создание необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностях; реализация прав ребенка на воспитание, образование и всесторонние развитие, сохранение родного языка и культуры, национальных обычаев и традиций, на информированность и укрепление здоровья.

В условиях перехода на новую модель образования и усиление роли воспитания в образовательном процессе правомерно рассмотреть вопрос о переориентации содержания воспитания. Воспитание нравственности и формирование духовности становится стержнем всего воспитательного процесса. Ведь духовно-нравственное воспитание предполагает создание условий для развития самосознания, формирования этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями жизни общества, формирование и развитие системы духовно - нравственных знаний и ценностей; реализация знаний связанных с нормами нравственности; формирование у воспитанников репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных и моральных ценностей. Самопознание как учебный предмет призвано выполнять ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации. Содержание предмета предполагает использование приемов и методов, направленных как на расширение знаний и представлений школьников о ценностях и нравственных качествах человека, так и на развитие их мышления, эмоционально-волевой сферы, на эмоционально-образное восприятие учебного материала, активизацию познавательного интереса, раскрытие творческого потенциала.

Размышляя об этом, пришла к выводу о том, что одним из основных условий духовно-нравственного воспитания является приобщение учащихся к истинным сокровищам культуры. В прошлом году приобрела замечательную книгу "Всеобщая история нравов народов мира" Н. Черкашиной. Эта книга - о повседневной жизни людей различных стран и эпох. Она дает представление о том, что почти всегда остается за кулисами фундаментальных исторических исследований. Ведь люди во все времена остаются, прежде всего, мужчинами и женщинами со своими слабостями и страстями, с ежедневным бытом и развлечениями. Я решила попробовать создать несколько презентаций (ведь не читают!) о древней Греции (Презентация 1.) и Риме, средние века и эпоха Ренессанса, Галантном и Буржуазном веках. Содержание презентации: идеалы красоты, домашние устои, брак и семья, отношения мужчины и женщины, добродетели и пороки, праздники и увеселения и др. На уроках самопознания, показала сначала несколько слайдов, созданных по материалам данной книги, дети заинтересовались. Таким образом, начиная с 7 класса, я знакомлю детей с историей нравов народов мира и Казахстана. Используемый мной методический прием "Страницы истории" - это 8-10 минут в конце урока перед "Кругом "От сердца к сердцу". Перед тем как я знакомлю детей с нравственными устоями определенной страны, я предлагаю мини - тест, в котором не больше 5 вопросов по материалу, который я приготовила для урока. Они письменно отвечают на вопросы в тетради. Затем знакомлю с материалом и возвращаю их к ответам на мини - тест. Прошу составить простую пропорцию и посчитать количество правильных и неправильных ответов (%). Затем исправить неправильные ответы, и написать заключение или рецензию.

Целью и задачами, таких "Страниц истории" - является:

  • стимулирование духовно-нравственного развития личности учащихся; способствовать усвоению ими знаний об общечеловеческих ценностях; содействие формированию социально значимых личностных качеств и жизненных навыков школьников
  • формирование способности нравственного переживания.
  • формирование знания о морали и моральных нормах
  • формирование навыков нравственного воспитания
  • развитие мотивации к познанию себя, других, мира и человечества
  • развитие у учащихся интеллектуальной, информационной, коммуникативной и рефлексивной культур.

Таким образом, использование "Страниц истории" на уроках самопознаиня и не только, позволяет нам педагогам дать детям представление о идеале красоты, домашних устоях, браке и семье, отношениях мужчины и женщины, добродетели и пороках, праздниках и увеселениях и многом другом, развивать критическое мышление, расширить представление детей об истории нравов народов мира, морали, моральных норм, ценностей, побуждать детей к повышению интеллектуального уровня и расширению кругозора, изучению духовного опыта народа, воспитывать бережное отношение к его культурному наследию.