Комплексное подгрупповое занятие по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картинок

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин.

Задачи: расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков; развитие произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, логического мышления; упражнение детей в подборе вариантов, придумывании названия рассказа по данной серии картин; стимулирование мыслительной и речевой активности детей; воспитание бережного отношения, любви к живой природе.

Оборудование: серия сюжетных картин "День рождения цыпленка", мяч.

Ход занятия

I Организационный момент.

- Сядет тот, кто даст правильный ответ на вопрос "Кто кем был?".

  • Собака была:щенком.
  • Свинья была:поросёнком.
  • Корова была:телёнком.
  • Курица была :цыплёнком.
  • Кошка была :котёнком.

Интеллектуальная разминка

Логопед предлагает детям вспомнить домашних животных и птиц и то, какую пользу человеку они приносят. Затем логопед зачитывает детям загадки, предлагает их отгадать.

Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица)

Явился в жёлтой шубке: Прощайте две скорлупки!
(Цыплёнок)

 Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище. 
(Кошка)

Логопед просит детей объяснить, почему они так решили, вспомнить слова-признаки и слова-действия, которые использовались в загадках.

Лексические игры с мячом.

"Подбери действие"

Логопед предлагает детям, передавая друг другу мяч, называя словосочетания, которые могут выполнять кот, курица и цыплята. При затруднении детей логопед использует вопросы-подсказки:

  • ловит мышей, поёт песенки, умывается лапкой.
  • Курица (что делает?): квохчет, клюёт зёрнышки, пьёт воду, чистит пёрышки, заботится о цыплятах.
  • Цыплята (что делают?): пищат, прячутся, зовут маму-курицу, клюют друг друга.

"Подбери признак"

  • Кот (какой?): пушистый, ласковый, умный, хитрый, ленивый, толстый, серый, рыжий, полосатый, большой, ловкий, усатый.
  • Курица (какая?): большая, заботливая, добрая, пёстрая, быстрая, шустрая, внимательная.
  • Цыплята (какие?): маленькие, шустрые, жёлтые, пушистые, забавные, весёлые, дружные, слабые, смешные.

II Основная часть

Дорогие ребята, сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на четырёх картинах. Внимательно рассмотрев их, вы сами расскажите, что же произошло и о ком эта история.

Беседа по содержанию каждой картины.

На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.

  • Картина №1: Какое время года изображено на этой картине? Почему вы так думаете? Кого вы видите на этой картине? Во что одета девочка? Какое имя можно дать девочке? Как вы думаете, Оля находится в городе или деревне? Почему вы так думаете? Почему у Оли такой озабоченный вид? Что Оля увидела в траве? Чей это хвост?
  • Картина №2: Почему Оля так удивлена? Что увидела девочка в траве? Почему кот не выходил на зов Оли? Что лежало в гнезде? Как выдумаете, кто свил гнездо в траве? Как выглядел кот? Что он собирался делать? А что сделала Оля?
  • Картина № 3: Кого вы видите на этой картине? Что делает девочка? Почему Оля взяла яйцо в руки? Что произошло на глазах у девочки с яйцом? Кто появился из него? Что сделал кот? Как он смотрит на девочку и птенчика? Почему появление цыплёнка из яйца похоже на чудо?
  • Картина № 4: Куда отправилась девочка? Кто подбежал к ней? Сколько было цыплят у курицы? А сколько стало? Как выглядит курица? А как цыплята? Что сказала Оля на прощанье маленькому цыплёнку?

Физкультминутка.

Кот Антипка

Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе.)
Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх - вдох.)
В два на кухне крал сосиски (Наклоны влево-вправо.)
В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.)
В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.)
В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.)
В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.)
В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.)
В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.)
В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте.)
Потому что в час вставать. (Шагаем на месте.)

Игра на развитие зрительной памяти.

"Фотограф"

Логопед предлагает детям внимательно посмотреть на карточки-фотографии (жёлтое яблоко на красном фоне) и запомнить количество, форму и цвет. Дети стараются и запоминают. Логопед показывает цветной фон, но без предмета. Примерный ответ детей: - "На зелёной фотографии было нарисовано жёлтое яблоко".

Упражнение в договаривании предложений с опорой на сюжетные картины.

Логопед предлагает придумать подходящий конец к каждому предложению.

После договаривания предложения ребята соотносят его соответствующей картинкой.

- Оля подошла поближе и увидела, что кот:

- Вдруг девочка увидела, как в траве мелькнул:

- Вокруг курицы бегали:

- Цыплёнок пищал и звал свою:

5. Игра "Путаница"

Установление причинно-следственных связей, смысловых ассоциаций и последовательности событий в рассказе по серии сюжетных картин. Логопед говорит детям о том, что кот поиграл с картинками, но перепутал их порядок. Логопед просит детей вспомнить, что было в начале этого рассказа, что в середине, что в конце и расставить картины по порядку.

6. Придумывание предложений с опорой, на правильно расположенные картины серии.

  • Картина № 1: Оля гостит у бабушки в деревне. В траве мелькнул чёрный хвост.

Таня идёт по тропинке и зовёт кота Малыша.

  • Картина № 2: Оля увидела Малыша в траве. В траве было гнездо. Малыш лапкой выкатил яйцо.
  • Картина № 3: Оля взяла яйцо в руки. Яйцо треснуло, и из него показался маленький жёлтый комочек. Цыплёнок был очень маленький, и постоянно пищал.
  • Картина № 4: Важная белая курица гуляла по тропинке с цыплятами. Шесть одинаковых цыплят бегали за курицей и постоянно пищали. Оля принесла цыплёнка. Шесть цыплят радостно бежали навстречу новому братцу.

7. Придумывание названия рассказу или подбор из предложенных логопедом вариантов.

Предлагается и несколько абсурдных вариантов названий для исключения их детьми по несоответствию содержанию серии сюжетных картин.

  • Как кот научил считать. Индюки и утки.
  • Маленькое чудо. Лето Оли в деревне.
  • День рождения цыплёнка.

III Подведение итогов занятия

Логопед задаёт вопросы по содержанию занятия.

- Чем вы сегодня занимались?

- Чему научились?

- Что запомнили по содержанию рассказа?

- Что понравилось в картинах?