Цель урока: совершенствовать различные формы речевых, орфографических и пунктуационных умений учащихся на примере рассказа М.Зощенко "В гостях у клоуна".
Задачи урока:
- Образовательные: совершенствовать знания учащихся по пройденному материалу (уместно проводить эту работу после прохождения темы: "Прямая речь. Диалог"), развивать речь учащихся.
- Воспитательные: продолжить рассказ о различных профессиях людей (профориентация), напомнить о необходимости заботливого отношения к "братьям нашим меньшим"
- Развивающие: совершенствовать методы написания учащимися подробного изложения, развивать творческое воображение, фантазию учащихся.
Оборудование урока:
- Различные виды лингвистических словарей
- Рисунок или фото с изображением клоуна
- Портреты известных клоунов (можно повесить на доску или спроецировать на экран)
- Иллюстрации к рассказу (можно повесить на доску или спроецировать на экран). Лучше использовать отдельные кадры из диафильма (без текста) - материал есть на сайте http://bayun.ru/dia/V_gostyah_u_klouna.html
Ход урока
1. Оргмомент. Объяснение целей и задач урока.
2. Вступительное слово с учащимися (в форме беседы)
Основные моменты беседы:
- о значении слова "клоун" (клоун - цирковой артист, который при помощи различных приемов веселит публику);
- об особенностях профессии клоун, требующей разнообразных знаний и умений (клоуны имеют множество специализаций: музыкальные эксцентрики, ковёрные, акробаты, дрессировщики, пантомимисты и т. д., но чёткого подразделения не существует: большинство цирковых клоунов, как правило, работают в самых разных жанрах). Обратить внимание учащихся на сложность и универсальность этой профессии.
- об известных клоунах (можно рассказать учащимся об одном-двух известных клоунах: Юрии Никулине, Леониде Енгибарове, Олеге Попове, Юрии Куклачеве, Вячеславе Полунине и др.) Я рассказываю обычно о Юрии Куклачеве <Рисунок2>, так как он талантливый дрессировщик, как и герой рассказа М.Зощенко. (материал можно взять на сайте Театра кошек Куклачева http://www.kuklachev.ru/yuri/)
3. Первичное ознакомление учащихся с текстом для изложения (первое прочтение текста учителем).
Текст изложения:
В ГОСТЯХ У КЛОУНА
Один клоун жил за городом. У него была там дача с большим забором. Все люди проходили мимо и ничего особенного не видели.
Однажды клоун позвал меня к себе в гости. Он сказал:
- Зайдите ко мне. Вы увидите много интересного. У меня есть дрессированные животные. Все они исполняют какую-нибудь работу по дому и без дела не сидят.
Открываю я калитку, вхожу в сад и вижу поразительную картину. Слон цветы поливает. Медведь с подносом идет и несет хозяину лимонад. Рыба-пила пилит дрова. Обезьянка на крыше трубу чистит. Дятел носом приколачивает доску, которая отвалилась. А у крыльца на лестнице лежат два огромных льва и хвостами машут. Хозяин говорит:
- Идите смело. Не бойтесь. Все звери у меня дрессированные.
Сели мы с хозяином за столик" и медведь принес на подносе какао. Хозяин спросил:
- Ну как, нравится вам у меня? Я отвечаю:
- Очень нравится. Особенно красиво, что у вас в пруду фонтан устроен. Клоун говорит:
- Нет, это у меня там кит плавает и шалит.
Я выпил какао и стал прощаться с хозяином. Хозяин говорит:
- Как-нибудь в другой раз еще зайдите. Я покажу вам, что у меня внутри дома делается. Там у меня зайцы посуду моют. Белки сапоги чистят. Крабы орехи колют. Кошки двери открывают. Соба-ки в креслах сидят. Лисицы в кроватях спят. Так что мне и деваться некуда. Сижу целый день в саду и лимонад пью. Я попрощался с клоуном и пошёл к выходу. Было уже темно. Жираф с фонарем освещал мне дорогу. Гусь клюнул меня в ногу, когда я нечаянно на грядку наступил. Медведь открыл калитку. Я вышел на улицу и пошел домой.
(По М.Зощенко)
4. Проверка первичного восприятия учащимися текстового материала (устная работа на уроке с текстом изложения). Ответьте на вопросы:
- Почему соседи не замечали животных в доме клоуна?
- Как герою удалось попасть в дом?
- Что интересного увидел гость? Какую работу по дому выполняли животные? (желательно глаголы, обозначающие действия животных, выписывать в тетрадь, объясняя безударные гласные в корне и личные окончания, где это необходимо)
- Что в рассказе показалось вам странным, не соответствующим действительности? (пояснить ребятам, что рассказ юмористический. М.Зощенко - писатель, которому удавалось подметить в окружающей жизни смешные или просто веселые моменты и поделиться ими с читателями).
- Как автору удается создать веселый рассказ, какими приемами он пользуется? (можно приводить примеры из текста, а учащиеся сформулируют название приема).
Прием преувеличения - рыба-пила пилит дрова (хоть вырост, похожий на пилу, у рыбы острый и достигает в длину до четверти тела, дрова она пилить не может).
Прием включения читательского воображения - медведь с подносом идет и несет хозяину лимонад (представляем эту картину, походку медведя; это вызывает улыбку)
Перенос названия действия по сходству - обезьянка на крыше трубу чистит (конечно, не чистит, а просто совершает похожие действия), дятел носом приколачивает доску (известно, что дятлы в поисках пищи долбят кору и древесину, но ничего не приколачивают).
Прием сопоставления - лежат два огромных льва и хвостами машут (невольно сравниваем их с собачками у двери).
Наделение животных свойствами человека - кит плавает и шалит, лисицы в кроватях спят, зайцы посуду моют, гусь защищает грядки.
О чем этот юмористический рассказ М.Зощенко? (О талантливом клоуне и дрессировщике, очень любящем свою работу и животных. Он дрессирует животных, играя с ними, обращая внимание на их повадки. Поэтому у животных все получается, ведь они показывают то, что и сами любят делать. Рассказ также о том, к чему приводит чрезмерная любовь к животным - клоун им позволяет все, ему самому негде спать ночью и проводить время днем. Необходимо воспитывать животных, разумно ограничивая их желания. Нельзя, чтобы любовь к животным мешала жить хорошему человеку).
5. Второе прочтение текста для изложения.
6. Составление плана изложения.
Какие части можно выделить в тексте? Как их озаглавить?
План изложения (составляется вместе с учащимися и записывается учителем на доске):
- Дача клоуна за забором.
- Приглашение в гости.
- Поразительная картина.
- Разговор с клоуном.
- Прощание.
7. Словарная работа. На доске записываются словарные слова и объясняется их написание: дрессированные, калитка, поразительная, жираф, фонарь, медведь.
8. Устные и письменные задание на развитие речи учащихся и предупреждение пунктуационных, орфографических, речевых ошибок в тексте изложения.
1. Вспомните, какие знаки препинания ставятся при прямой речи? (записываем на доску)
А: "П". | "П", - а. |
А: "П!" | "П!" - а. |
А: "П?" | "П?" - а. |
А как оформляется диалог? (Вспоминаем с учащимися, что в печатных текстах каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки. В этом случае кавычки не употребляются, перед каждой репликой ставится тире, а после неё - необходимый знак препинания. Если перед репликой диалога идут слова автора, то после них ставится двоеточие. Если слова автора сопровождают реплику, то ставятся такие же знаки препинания, как и при прямой речи, кроме кавычек).
2. Какие близкие по смыслу слова и словосочетания можно подобрать к данным словам:
- клоун - хозяин дома, цирковой артист, он
- поразительный - замечательный, удивительный, изумительный
- дрессированный - выученный чему-либо
- дача - дом
- интересный - занимательный, любопытный
3. Объясните правописание согласных в корне слова "лестница". Объясните правописание согласных на конце глаголов "деваться", "делается".
4. Объясните (устно) орфограммы-гласные в корнях слов: исполняют, сидят, поливают, приколачивает, отвалилась, красиво, шалит.
9. Заключительное прочтение текста для изложения (считаю необходимым в пятом классе прочитать текст еще раз перед написанием).
10. Объяснение домашнего задания (учащимся можно предложить подготовить небольшие сообщения про известных клоунов, поговорить об этом на классном часе). Неплохо было бы сходить в цирк на каникулах, понаблюдать за работой клоунов, дрессировщиков.
Итог урока подводится после проверки работ учащихся.