Классный час "Жизнь без сигарет"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни
  • воспитание негативного отношения к курению
  • расширение знаний о вреде курения

Оборудование: Плакаты с антиникотиновым содержанием; аудиозаписи; листы бумаги и фломастеры; листовки с антирекламой курения.

Табак приносит вред телу,
разрушает разум; отупляет целые нации.
Оноре де Бальзак

Ход классного часа

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово кл.руководителя:

Основная конкурсная программа состоит из пяти туров (названия туров на доске). Представление членов жюри.

Тур 1. “В объятиях табачного дыма.”

(выступление учащегося)

Курение табака возникло еще в глубокой древности. В Европу табак попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор Колумб. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы - взрослые и дети- держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснили, что “дикари” традиционно используют листья для частого вдыхания дыма.

Туземцы предлагали путешественникам покурить и воспринимали отказ как проявление враждебности или недоверия.

Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев “табакко” и … нескольких курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицые “дикари”, украшенные перьями и пускающие дым изо рта, поразили весь испанский двор.

Вскоре табак попал во Францию: Жан Нико, бывший послом в Испании, привез оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве Екатерине Медичи. От фамилии Нико произошло слово “никотин” - так называют основной компонент табака, самый ядовитый.

Постепенно курение стало “путешествовать” по Европе, дошло до России, но активного распространения не получило, пока царевич Петр Алексеевич, постоянно общавшийся с чужеземцами, не научился курить… А потом он стал царем и начал, как известно, вводить в России “европейские” порядки, в том числе и не препятствовал распространению курения.

При Петре I в России появились первые табачные фабрики. Курение распространилось по всей стране. Тогда еще никто не знал, насколько опасна эта привычка.

А теперь проверим, что вы знаете из истории табака. За правильный ответ команде присуждается очко.

Родина табака:

а) Южная Америка

б) Южная Африка

в) Южный полюс

Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы и увидел аборигенов с дымящейся травой, употребляемой для курения, которую они называли…

а) Папироссо

б) Сигаро

в) Самокруто

3. Кто обнаружил в табаке никотин?

А) Жан- Жак Руссо

Б) Жан Поль Бельмондо

В) Жан Нико

4. Екатерина Медичи использовала табак как лекарственное средство от…

А) Насморка

Б) Мигрени

В) Простуды

5. В какой стране табак в XVI веке был объявлен “забавой дьявола”?

А) В Испании

Б) В Италии

В) В Бразилии

6. Книга, написанная английским королем Яковом I в 1604 году называется…

а) “О вреде табака”

б) “О пользе курения”

в) “Об истории трубки”

7. Самый популярный способ употребления табака в США до XIX века?

А) Курение

Б) Нюханье

В) Жевание

8. Кого называют “ курильщиками поневоле”?

а) Тех, кто находится в обществе курящих

б) Тех, кого заставляют курить принудительно

в) Тех, кто курит в тюрьме

Тур 2. “Этикет говорит: нет”.

В XIX веке в обществе существовали довольно строгие правила этикета. Если в доме устраивался бал или прием, для курения отводилось специальное помещение – отдаленная комната или кабинет хозяина. Если бы кто - то вздумал закурить за столом или в танцевальном зале, такого гостя немедленно перестали бы принимать. Курить в гостиной при дамах было просто непозволительно: в курительной комнате, разумеется, находились только мужчины. Курящая женщина была такой же редкостью, как сказочная Баба-Яга. Курение даже на улице считалось неприличным.

Продолжая тему, попробуйте сделать антирекламу курению.

Придумайте четверостишия на заданные рифмы: “зря – нельзя – бросай - меняй”, “вред - бред - табак – рак”, “ курить - вредить - береги – беги”, “ сигареты – конфеты – будешь – не забудешь”.

Команды зачитывают четверостишия.

Тур 3. “Курить – здоровью вредить”.

Сейчас многие начинают курить, но знаете ли вы к чему это приводит? Например, у юноши под воздействием никотина замедляется рост. Вдыхание дыма в лёгкие приводит к бронхитам, создаёт опасность пневмонии, повышает вероятность раковых заболеваний.

Курение поражает сердечнососудистую, эндокринную систему, органы пищеварения, дыхания – и этот список можно продолжать.

Геннадий Касмынин писал:

Утром наполнить спешу никотином
Хилые лёгкие. Пусть похрипят.
Так я воюю и с медициной,
И с утвержденьем - “Курение-яд!”
Это не просто: щёки обвисли,
Сердце в груди совершает прыжки.
Выпали волосы. Спутались мысли.
Руки дрожат. Под глазами мешки.
Но с ненавистным журналом “Здоровье”,
Что издается на радость ханже,
Вплоть до победы биться готов я.
Врач успокоил: “Недолго уже”.

Тур 4. “Преступление и наказание”.

С табачным зельем в давние времена велась жестокая борьба. В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади. Французский король Людовик XIII издал специальный указ о том, что лишь аптекарям разрешается продавать табак, и только как лечебное средство. В Турции курильщиков сажали на кол. В Италии, в назидание потомству, пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. В Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. В России в царствование Михаила Федоровича уличенных в первый раз наказывали палочными ударами, во второй – отрезанием носа и ушей.

А что знают наши команды? В этом туре мы вновь проверим знание участниками команд истории табака и борьбы с курением. Мы опять будем задавать вам вопросы, предлагая три варианта ответов, один из которых верный. Какой?

1. В XIX веке в Петербурге запрещалось курить на улице. Нарушителей порядка строго штрафовали. Кто выступал инициатором запрета на курение?

а) Медики

б) Пожарные

в) Церковь

2) При каком царе за курение табака – “дьявольского зелья” - в России секли кнутом, рвали ноздри и ссылали в Сибирь?

а) При Петре I

б) При Михаиле Федоровиче

в) При Алексее Михайловиче

3. В школах Китая юного курильщика ожидает изнурительное наказание. Какое же?

а) Тренировка на велотренажере

б) Бег на 1,5 км.

В) Мытье полов в школе

4. Широко ведется борьба с курением в Болгарии. Какие профессии там объявлены “профессиями некурящих”?

А) Учителя и медики

Б) Пожарный милиционеры

В) Егери и подводники

Тур 5. “Хочешь жить - бросай курить”

С табаком, к сожалению, мы встречаемся на каждом шагу: дымят на улице, дома, в общественных местах. Любимое место многих мальчиков и девочек – это школьный туалет, где они покуривают тайком от родителей. Юноши, а в последние время и некоторые девушки, считают шиком, когда с независимым, как им кажется, “взрослым видом они проходят по улице с сигаретой в зубах. Такому юноше или девушке кажется, что он (она) похож ну крутого парня или “современную независимую девушку без комплексов, которых ничто не волнует. Поверьте, большинству взрослых и пожилых людей неприятно видеть с сигаретой молодого паренька, а уж тем более девушку.

Предлагаю вам нарисовать плакаты на тему “ Хочешь жить – бросай курить”. А вот где вы разместите свой плакат и с каким уклоном он должен быть, мы сейчас узнаем.

  • В роддоме для будущих мам.
  • Для курильщиков в школьном туалете.
  • Для курящих пассажиров.
  • Для детей детского сада.

Игроки вытягивают бумажки с заданием и рисуют плакат.

А теперь пока подводятся итоги нашей игры, я хочу зачитать вам брошюру Департамента Здравоохранения Тверской области “Курение или здоровье”.