Урок окружающего мира "Охрана животных"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с Красной книгой.
  • Расширить и углубить их знания о животных, которые внесены в Красную книгу.
  • Раскрыть основные причины сокращения численности животных.
  • Учить бережно относиться к животным.
  • Рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, Красная книга РФ , Красная книга Приморского края, Международная Красная книга, распечатанные тесты, кроссворд.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Индивидуально: 4 чел. (Тесты, смотри Приложения 1-4)

Коллективно:

  • под руководством учителя заполняют таблицу на доске
  • по вопросам учебника “Окружающий мир” 3 класс А..А. Плешаков с.110

3. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги.

Тема нашего урока “Охрана животных”

4. Работа над темой урока.

– Кто знает, для чего нужна Красная Книга?

– На земле уже исчезло очень много животных и многим грозит уничтожении.

К счастью, в X I X веке были предприняты первые шаги по охране редких животных. В Америке были созданы первые организации защитников природы. Постепенно это движение охватило весь мир. Наиболее известной организацией, выступающей за сохранение природы и окружающей среды, является “Гринпис”. Движение “зелёных” существует и в нашей стране. Ещё одной организацией, борющейся за охрану природы, является Международный союз охраны природы (МСОП).

Комиссия подготовила список редких млекопитающих и птиц. В 1966 году этот список был оформлен в специальную книгу, которую учёные решили назвать Красной.

– А почему именно Красной? (Ответы учащихся)

Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: “Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя”.

Международная Красная книга состоит из цветных страниц:

  • чёрные – списки тех животных, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер;
  • красные – особо редкие и исчезающие животные;
  • жёлтые – животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы;
  • белые – животные, которые до сих пор мало изучены;
  • зелёные – животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

В 1971 году в Международную Красную книгу попал и ряд животных, обитающих в нашей стране. Это амурский тигр, красный волк, белый медведь, морж, чёрный журавль.

Но в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои Красные книги.

В России Красная книга появилась в 1978 году. Страницы в ней не разноцветные, а белые. В нашей книге две группы: первая – виды, находящиеся под угрозой исчезновения, вторая – редкие (показ книги).

В Приморском крае есть своя Красная книга, в которую занесены животные, нуждающиеся в охране (показ книги).

5. Работа по учебнику.

  1. С. 112, чтение цепочкой.
  2. Животные Красной книги. (Выступления учащихся) – Слайды 1-19

Белый медведь – крупный хищный зверь. Живёт в Арктике среди льдов и снегов, прекрасно приспособлен к суровым условиям, питаются тюленями, моржами, но могут и полакомиться рыбой. В прошлом на белых медведей охотились, в результате чего численность их резко упала.

Журавль -….

Амурский тигр – презентация

Синий кит – самое большое животное на Земле. Его длина достигает 33 метра, а масса – 150 тонн. Кит дышит воздухом через специальное отверстие в спине.

Сейчас синий кит находится на грани исчезновения. В нашей стране его промысел полностью запрещён.

Осётр – самая древняя и самая крупная рыба озера Байкал. Живут осётры 50–60 лет, достигают 160–180 см длины и 100–130 кг веса. Питается моллюсками, бычками, рачками – бокоплавами, личинками насекомых. Занесён в Красную книгу как редко встречающий вид.

Лебедь – самая красивая водоплавающая птица – это лебедь. У лебедя длинная, красиво изогнутая шея и большие крылья. А ещё у лебедя есть широкий клюв, которым очень удобно доставать из воды пищу. Живут лебеди более двадцати лет. Лебеди бывают чёрные и белые, а названия им даются в зависимости от их особенностей или от того, как они кричат, например кликун или шипун.

Жук–олень – знаменит огромными рогами, благодаря которым напоминает оленя.

Длина наиболее крупных жуков – оленей достигает 75 мм. Питаются соком, вытекающим из стволов деревьев.

Журавль – крупная длинноногая птица с длинной шеей и клювом. В 2–3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются.

Аполлон и махаон – одни из самых красивых бабочек нашей страны. Их численность сокращается. Среди причин, вызывающих гибель этих бабочек, – отлов для коллекций.

В нашей стране накоплен некоторый опыт в деле сбережения природных ресурсов. Спасены от полного истребления и восстановили свою численность такие ценные животные, как соболь, бобр, лось, сайгак, зубр.

Соболь – ценный пушной зверь. Длина тела – 50 см, масса – 1–1,5 кг. Живёт в лесу, питается мелкими животными, насекомыми, ягодами, орехами кедра.

Соболю грозило исчезновение, но запрет охоты на него и создание заповедников сохранили этого зверька.

– Кроме того, что животные занесены в Красную книгу, как ещё их охраняют?

Слайд 20

Заповедники – это территории, на которых запрещена хозяйственная деятельность людей: охота, рыбная ловля, сбор ягод и грибов, добыча полезных ископаемых.

Слайд 21

Заказники – это участки природы, в которых берутся под охрану только отдельные виды растений и животных.

Слайд 22

– Какие заповедники есть на территории нашего края, недалеко от нас?

6. Работа в тетради.

Почему многие виды диких животных становятся редкими?

C. 51, задание 2.

7. Экологические правила.

Нам в класс поступили жалобы от животных.

Слайд 23

Жалоба 1.

“Ох, не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба”.

Сова с 1964 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Слайд 24

Жалоба 2.

“Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая”.

Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород.

Давайте вспомним экологические правила.

Слайды 25 – 29

  1. Не будем подходить близко к гнёздам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. Не будем прикасаться к гнезду, чтобы птицы – родители не покинули его.
  2. Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
  3. Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
  4. Весной и в начале лета в лесу и парке не будем отпускать собаку с поводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и детёнышей зверей.

8. Закрепление.

Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили и разгадайте кроссворд.

Слайы 30– 31

Кроссворд

  1. Очень ценный пушной зверёк. Был на грани уничтожения, но предпринятые людьми меры по его охране спасли этот вид животных.
  2. Владыка Арктики.
  3. В двух – трёхлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются.
  4. Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности.
  5. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости.
  6. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.

Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце.

9. Рефлексия. Итог урока. Выставление оценок.

  • Какие открытия вы сделали на уроке?
  • Чему научил вас урок?
  • Кто доволен своей работой?
  • Кто считает, что может работать лучше?

10. Домашнее задание.

Слайд 32

Учебник с.112–117. Рабочая тетрадь с. 51–54, № 4, 6, 7.

Список использованной литературы:

  1. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Ч. 1,2. -М.: Просвещение, 2008 г.
  2. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир” М. Издательство “Экзамен”, 2009 г.
  3. Атлас животных изд. “Русич” г. Смоленск 1997 г.
  4. “Мир живой природы” изд. “Росмен” г. Москва 2000 г.
  5. Красная книга Приморского края.
  6. Бессонов С.А. Красная книга РФ (животные, растения).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4