Цели урока:
- Познакомить учащихся с Красной книгой.
- Расширить и углубить их знания о животных, которые внесены в Красную книгу.
- Раскрыть основные причины сокращения численности животных.
- Учить бережно относиться к животным.
- Рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, Красная книга РФ , Красная книга Приморского края, Международная Красная книга, распечатанные тесты, кроссворд.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Индивидуально: 4 чел. (Тесты, смотри Приложения 1-4)
Коллективно:
- под руководством учителя заполняют таблицу на доске
- по вопросам учебника “Окружающий мир” 3 класс А..А. Плешаков с.110
3. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги.
Тема нашего урока “Охрана животных”
4. Работа над темой урока.
– Кто знает, для чего нужна Красная Книга?
– На земле уже исчезло очень много животных и многим грозит уничтожении.
К счастью, в X I X веке были предприняты первые шаги по охране редких животных. В Америке были созданы первые организации защитников природы. Постепенно это движение охватило весь мир. Наиболее известной организацией, выступающей за сохранение природы и окружающей среды, является “Гринпис”. Движение “зелёных” существует и в нашей стране. Ещё одной организацией, борющейся за охрану природы, является Международный союз охраны природы (МСОП).
Комиссия подготовила список редких млекопитающих и птиц. В 1966 году этот список был оформлен в специальную книгу, которую учёные решили назвать Красной.
– А почему именно Красной? (Ответы учащихся)
Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: “Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя”.
Международная Красная книга состоит из цветных страниц:
- чёрные – списки тех животных, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер;
- красные – особо редкие и исчезающие животные;
- жёлтые – животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы;
- белые – животные, которые до сих пор мало изучены;
- зелёные – животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.
В 1971 году в Международную Красную книгу попал и ряд животных, обитающих в нашей стране. Это амурский тигр, красный волк, белый медведь, морж, чёрный журавль.
Но в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои Красные книги.
В России Красная книга появилась в 1978 году. Страницы в ней не разноцветные, а белые. В нашей книге две группы: первая – виды, находящиеся под угрозой исчезновения, вторая – редкие (показ книги).
В Приморском крае есть своя Красная книга, в которую занесены животные, нуждающиеся в охране (показ книги).
5. Работа по учебнику.
- С. 112, чтение цепочкой.
- Животные Красной книги. (Выступления учащихся) – Слайды 1-19
Белый медведь – крупный хищный зверь. Живёт в Арктике среди льдов и снегов, прекрасно приспособлен к суровым условиям, питаются тюленями, моржами, но могут и полакомиться рыбой. В прошлом на белых медведей охотились, в результате чего численность их резко упала.
Журавль -….
Амурский тигр – презентация
Синий кит – самое большое животное на Земле. Его длина достигает 33 метра, а масса – 150 тонн. Кит дышит воздухом через специальное отверстие в спине.
Сейчас синий кит находится на грани исчезновения. В нашей стране его промысел полностью запрещён.
Осётр – самая древняя и самая крупная рыба озера Байкал. Живут осётры 50–60 лет, достигают 160–180 см длины и 100–130 кг веса. Питается моллюсками, бычками, рачками – бокоплавами, личинками насекомых. Занесён в Красную книгу как редко встречающий вид.
Лебедь – самая красивая водоплавающая птица – это лебедь. У лебедя длинная, красиво изогнутая шея и большие крылья. А ещё у лебедя есть широкий клюв, которым очень удобно доставать из воды пищу. Живут лебеди более двадцати лет. Лебеди бывают чёрные и белые, а названия им даются в зависимости от их особенностей или от того, как они кричат, например кликун или шипун.
Жук–олень – знаменит огромными рогами, благодаря которым напоминает оленя.
Длина наиболее крупных жуков – оленей достигает 75 мм. Питаются соком, вытекающим из стволов деревьев.
Журавль – крупная длинноногая птица с длинной шеей и клювом. В 2–3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются.
Аполлон и махаон – одни из самых красивых бабочек нашей страны. Их численность сокращается. Среди причин, вызывающих гибель этих бабочек, – отлов для коллекций.
В нашей стране накоплен некоторый опыт в деле сбережения природных ресурсов. Спасены от полного истребления и восстановили свою численность такие ценные животные, как соболь, бобр, лось, сайгак, зубр.
Соболь – ценный пушной зверь. Длина тела – 50 см, масса – 1–1,5 кг. Живёт в лесу, питается мелкими животными, насекомыми, ягодами, орехами кедра.
Соболю грозило исчезновение, но запрет охоты на него и создание заповедников сохранили этого зверька.
– Кроме того, что животные занесены в Красную книгу, как ещё их охраняют?
Слайд 20
Заповедники – это территории, на которых запрещена хозяйственная деятельность людей: охота, рыбная ловля, сбор ягод и грибов, добыча полезных ископаемых.
Слайд 21
Заказники – это участки природы, в которых берутся под охрану только отдельные виды растений и животных.
Слайд 22
– Какие заповедники есть на территории нашего края, недалеко от нас?
6. Работа в тетради.
Почему многие виды диких животных становятся редкими?
C. 51, задание 2.
7. Экологические правила.
Нам в класс поступили жалобы от животных.
Слайд 23
Жалоба 1.
“Ох, не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба”.
Сова с 1964 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Слайд 24
Жалоба 2.
“Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая”.
Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород.
Давайте вспомним экологические правила.
Слайды 25 – 29
- Не будем подходить близко к гнёздам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. Не будем прикасаться к гнезду, чтобы птицы – родители не покинули его.
- Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
- Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
- Весной и в начале лета в лесу и парке не будем отпускать собаку с поводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и детёнышей зверей.
8. Закрепление.
Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили и разгадайте кроссворд.
Слайы 30– 31
Кроссворд
- Очень ценный пушной зверёк. Был на грани уничтожения, но предпринятые людьми меры по его охране спасли этот вид животных.
- Владыка Арктики.
- В двух – трёхлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются.
- Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности.
- Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости.
- Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.
Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце.
9. Рефлексия. Итог урока. Выставление оценок.
- Какие открытия вы сделали на уроке?
- Чему научил вас урок?
- Кто доволен своей работой?
- Кто считает, что может работать лучше?
10. Домашнее задание.
Слайд 32
Учебник с.112–117. Рабочая тетрадь с. 51–54, № 4, 6, 7.
Список использованной литературы:
- Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Ч. 1,2. -М.: Просвещение, 2008 г.
- Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир” М. Издательство “Экзамен”, 2009 г.
- Атлас животных изд. “Русич” г. Смоленск 1997 г.
- “Мир живой природы” изд. “Росмен” г. Москва 2000 г.
- Красная книга Приморского края.
- Бессонов С.А. Красная книга РФ (животные, растения).