Праздник "Новогоднее путешествие"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Ход мероприятия

I часть

Вход учеников.

1-й ученик:

Пусть Новый год, который Вы встречаете,
Счастливым годом в Вашу жизнь войдет.
И все хорошее, о чем мечтаете,
Пусть сбудется и обязательно придет!

2-й ученик:

Желаем Вам под Новый год
Веселья звонкого, как лед,
Улыбок светлых, как янтарь,
Здоровья, как мороз в январь.
Пусть этот год звездой счастливой
Войдет в семейный Ваш уют,
Со старым годом торопливо
Пускай невзгоды все уйдут!

3-й ученик:

Старому году оставьте печали,
Забудьте тревоги, обиды, беду.
Только здоровья, успехов и счастья
Мы вам желаем в Новом году!

1-й ученик: Новый год настает!
2-й ученик: По планете идет!

3-й ученик:

Счастье, радость и смех
Всем землянам несет!

4-й ученик:

Новый год шагает в звездном небе
Катится секунд круговорот,
Жители на всей большой планете
По-разному встречают Новый год!

5-й ученик:

Мы сегодня к ним заглянем в окна
Мы узнаем, как они живут,
Что за танцы, песни, игры знают
И традиции свои как чтут!

II часть

Звучит японская музыка (видеоряд пейзажей с изображением природы Японии).
(Выходит мальчик в кимоно. Поклон.)

– Здравствуйте, учительница-сан!
– Здравствуйте, ребята и Вы, гости уважаемые.
– Догадайтесь, в какую страну Вы попали и почему отсюда начали свое путешествие (ответы ребят).
– Правильно. В Японию, ведь именно японцы встречают Новый год первыми на планете. Чтобы окончательно почувствовать себя японцами давайте сядем, как в Японии. Так, как показывает наш уважаемый гость. (Садиться на коврик нужно так: опустившись на колени, усаживаетесь на собственные пятки).

1-й ученик: Колокола буддийских храмов в новогоднюю ночь бьют 108 раз. Считается, что после последнего удара колокола наступает Новый год. А ударов 108 потому, что согласно буддийским верованиям у человека есть 6 пороков:

(Дети хором считают до 6) – жадность (удар колокола); – злость (удар колокола); – глупость (удар колокола); – легкомыслие (удар колокола); – нерешительность (удар колокола); – алчность (удар колокола).

А у каждого порока – 18 оттенков, если умножить на 6 – получается 108.

Таким образом, с каждым ударом колокола японцы очищаются от одного из пороков. После 108 удара колокола всем полагается лечь спать, чтобы с рассветом выйти на улицу и встретить Новый год с чистым сердцем.

2-й ученик: А еще у японцев существует традиционная форма стихотворений – ХАЙКУ, трехстишие. Вот такие хайку можно услышать перед Новым годом:

Уходи! Уходи!
От всех дверей его гонят…
Кончается старый год.
Рыбам и птицам
Не завидую больше…
Забуду все горести года.
Сколько снегов уже видели.
Но сердцем не изменились они –
Ветки сосны зеленые.

Учитель: Сосна в Японии символизирует силу, долголетие, здоровье.

О приближении Нового года в Японии свидетельствуют КАДОМАЦУ – специальные новогодние украшения, перевод дословно означает «сосна у входа», т.к. в этот букет непременно входит веточка сосны.

1-й ученик: Уважаемые гости, мы, в соответствии с японской традицией, изготовили кадомацу и дарим ее Вам, чтобы в наступающем году Вы были здоровы и сильны. (Дети дарят гостям букетики из веточек сосны).

Учитель: Одним из самых распространенных видов борьбы в Японии является дзюдо. Сейчас ребята покажут нам наглядно, что это за борьба. (Показательный бой. Музыкальное сопровождение).

(Дзюдом (яп. дзю: до:?, «Мягкий путь» или «Путь мягкости» (в России также часто используется название «Путь гибкости») – японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века).

Девочка в национальном японском костюме

А я принесла Вам сюрпризики из Японии. У нас принято в канун Нового года вручать детям О ТИСИ ДАМА. Это конвертики с денежками – на счастье. И символ благополучия – мандарин.

(Девочка раздает детям конверты и мандарины. Прощается. Уходит).

III часть

(Звучит китайская мелодия. Видеоряд – пейзажи природы, исторические памятники).

Учитель: Отгадайте, ребята, в какую страну мы попали? Правильно, мы в Китае. Давайте расскажем, как празднуют Новый год в Китае.

1-й ученик: По китайскому календарю Новый год наступает согласно лунному календарю, каждый год дата праздника выпадает между 21 января и 19 февраля, каждый год по-разному.

Учитель: Сейчас мы приглашаем сюда символы каждого из 12-летнего цикла:

(Выходят дети с символами-игрушками).

Собака, свинья, мышь, бык, тигр, кролик, дракон, змея, лошадь, обезьяна, овца, петух.

Читают стихотворение:

Есть японское поверье
Сказка проще говоря
Собрались однажды звери
Выбирать себе царя.
И собака и петух.
Собрались под Новый год
Лошадь, тигр, мышь и кролик
Бык, дракон, коза, свинья,
Обезьяна и змея.
И собака и петух
Мчались к елке во весь дух.
Стали выть, мяукать, лаять
Спор и крики до зари
Все хотят друг другом править.
Все хотят попасть в цари.
Подрались под Новый год
Лошадь, тигр, мышь и кролик
Бык, дракон, коза, свинья,
Обезьяна и змея.
Шерсть летит и в прах и в пух.
Но с небес на это строго
Посмотрел китайский бог
И сказал «Пора ей богу
Прекратить переполох
Будут править каждый год
Лошадь, тигр, мышь и кролик
Бык, дракон, коза, свинья,
Обезьяна и змея.
И собака и петух.
Чтоб царил тут добрый дух!»
И пошли править
По кругу соблюдая календарь
Птицы, звери, все друг другу
Друг, товарищ, брат и царь.

Учитель: Новый год в Китае называется «Праздник Весны». После наступления Нового года нельзя пользоваться ножом, чтобы не «отрезать» счастье будущего года.

Перед Новым годом китайцы прикрепляют к дверям домов дощечки в форме ромба с надписями иероглифами с благими пожеланиями. Мы смастерили такие дощечки для гостей нашего праздника. (Проносится дерево с дощечками среди гостей. На них надписи на русском языке буквами, стилизованными под иероглифы).

Ученик: В Китае существует интересный обычай. Перед Новым годом дети бегают с утиным яйцом, выкрикивая: «Продаю лентяя!», потом яйцо съедали считая, что в наступающем году не будут лениться. Предлагаю испробовать этот обычай нашим ребятам. Заодно посмотрим – какая команда быстрее избавится от лени. Дети встают в две колонны и по очереди перетаскивают по одному яйцу в ложке с возгласом: «Продаю лентяя!». (По окончании эстафеты дети садятся на место).

Не забудьте потом взять домой по яйцу, съесть его и окончательно избавиться от лени.

IV часть

(Звучит индийская музыка. Видеоряд с видами индийской природы и городов).

Девочка в индийском национальном костюме Приветствует всех поклонами.

Учитель: Готовы ли вы к встрече Нового года?

Девочка: Конечно, да! Ведь в Индии Новый год празднуется часто.

В Индии много народов живет,
Каждый свое летоисчисление ведет!
Кто-то справляет зимой Новый год,
А кто-то все делает наоборот
И так 30 раз за один год!

Учитель: Мы путешествуем по странам и знакомимся с традициями разных народов. Расскажи нам о Ваших традициях.

Девочка: Давайте попробуем посидеть как индийские йоги в позе Лотоса. (Дети садятся).

Для большинства индийцев Новый год – это праздник в часть богини богатства Лакшми. Символом этой богини считается кошка и ее в день праздника угощают сладостями! А так как цыгане выходцы из Индии, наши девочки сейчас исполнят «Цыганский танец» в честь богини Лакшми. (Исполняется «Цыганский танец»).

Но богиня Лакшми не любит темноты, поэтому при праздновании зажигают тысячи огней. Давайте и мы с Вами зажжем огни на нашей елке.

О! Лакшма, богиня, проснись!
О! Елка, для всех, ты зажгись!

Дети: Зажгись! Зажгись! Зажгись! (Загораются огни на елке). Танец вокруг елки.

Учитель: Все, наверное, знают, что индийские боги многорукие. Я предлагаю ненадолго превратиться в индийских богов. Игра «Нарисуй Деда Мороза». Для этого нужно разбиться на пары примерно одного роста. Каждая пара встает перед листом бумаги и одновременно четырьмя руками рисует потрет Деда Мороза. (звучит музыка, дети рисуют).

V часть

(Звучит итальянская мелодия. Видеоряд с видами Италии).

Учитель: Итак, мы в Европе, в солнечной Италии. Здесь живут очень общительные, веселые и красивые люди. Они любят песни и танцы.

(Танец с зонтиками).

Ученик:

В городе Риме ночь уже, темно.
Ровно в 12 открылось окно.
И полетело наружу оттуда
Дырявое кресло, разбитое блюдо,
Все вещи, ненужные в Новом году
Выброшу я и снова куплю!

Учитель: Что значит этот обычай? (Дети объясняют).

Учитель: Давайте выбросим наши плохие привычки, оценки, поступки в это символичное окно (дети выбирают карточки с названиями поступков, черт характера, оценок, привычек и выбрасывают в макет окна).

Ученик: Вносит большую нарисованную пиццу, разрезанную на много кусочков, на обратной стороне каждого – рисунки, предсказывающие будущее:

«5» – отличная учеба, Сердце – новый друг, Книга – знания, 1 коп. – деньги, Ключ – новая квартира, Солнце – успех, Письмо – хорошее известие, Лошадь – новая машина, Стрелы – достижение цели, Часы – перемены в жизни, Дорога – поездка, Подарок – сюрприз, Кораблик – путешествие, Самолет – дальнее путешествие, Мяч – успехи в спорте и т.д.

Гости разбирают по одному кусочку пиццы.
В зале появляется Фея Бефана на метле.

Я, добрая фея, Бефаной зовусь.
Я ночью по небу с метлою несусь
В Италии ждут ребятишки меня
Ведь книжки, игрушки в мешке у меня
В сапожки, их деткам, я все разложу
И счастье, веселье в Ваш дом запущу!

Игра «Срезать сапожок с сюрпризом!».

VI часть

(Звучит самба. Видеоряд с видами Кубы, Бразилии).

Учитель: И вот наконец мы в Южной Америке.

Ученик: На Кубе перед Новым годом всю посуду, которая есть в доме, наполняют водой, а после наступления Нового года выплескивают на улицу – считается, что ручейки обещают светлый, как вода путь. А когда бьют часы, кубинцы с каждым ударом глотают по виноградинке, чтобы быть счастливыми.(Всем предлагается съесть виноградинки под удары часов).Танец «Ча-ча-ча»

Ученик: Колумбийцы за один день до Нового года делают больших кукол, изображающих Старый год, одевают их на себя и бродят по улицам, читая смешные завещания, кому какое наследство оставил уходящих год. (Входит Старый год и читает завещание).

В полночь этих кукол оставляют на площади и ровно в 12 часов взрывают пороховые заряды, спрятанные в этих куклах.

Учитель: Давайте окунемся в атмосферу настоящего бразильского карнавала и все вместе станцуем «Ламбаду».

Учитель: А теперь традиционный карнавальный конкурс – «Пройди под лентой…» (высота ленты постоянно меняется).

Учитель: Ну что же, пора возвращаться домой в Россию, ведь у нас тоже много интересного происходит под Новый год.

VII часть

(Звучит русская народная песня «Зимушка-зима». Видеоряд с пейзажами русской природы).

Зима:

В расписной карете, что с конем игривым
Едет, мчится зимушка по полям и нивам.
Снежная волшебница все переиначила,
Серебром искристым Русь мою украсила!

(Звучит Вальс. Снежинки читают стихи и поочередно вступают в танец «Снежинок».)

1-я снежинка

С неба падают пушинки
На замерзшие поля
Ель закутали косынкой
Белой шубкой – тополя!

2-я снежинка

Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от вьюги сберегли.

3-я снежинка

Мы пушистые снежинки,
Покружиться мы не прочь,
Мы снежинки-веселинки,
Мы танцуем день и ночь!

4-я снежинка

Закружимся в хороводе,
Пусть звенит веселый смех!
С новым годом, с новым счастьем
Поздравляем нынче всех!

5-я снежинка

Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица – душа.
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!

Входят глашатаи (Звучит торжественная музыка).

1-й глашатай:

Царь издал указ,
Чтобы детворе
Новый год встречать
Только в январе.
Зиму он любил, наверно,
Кто же это… (Петр I)

2-й глашатай:

Люди, велено до вас
Донести в сей час указ.

1-й глашатай: Указом от 15 декабря 1699 года предписывалось, как русским людям надобно встречать Новый год.

2-й глашатай: В знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве в ночь на 1 января 1700 г. на Красной и других площадях, на улицах и во дворах знатных бояр учинить огневые потехи, дать трехкратный салют из больших пушек и ружей, выпустить несколько ракет… Должны быть зажжены огни либо из дров, либо из соломы, а также из хвороста в худых бочках, прибитых к столбам. А на воротах учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… Детей забавлять, на санках катать с гор. Всем приказывалось поздравлять друг друга с Новым годом.

3-й глашатай:

Каждый год сего числа
Как гласит указник
Людям города, села
Выходить на праздник
Непременно все должны
Быть на празднике зимы.

Учитель: Через 200 лет в 1903 г. было опубликовано стихотворение «Елка». Его написала Раиса Адамовна Кудашева, музыку – композитор Леонид Карлович Бекман. Песню назвали «В лесу родилась елочка…» (Дети исполняют песню).

Учитель: из Вас ребята знает: сколько лет нашему Деду Морозу? (Несмотря на богатую родословную древних персонажей, образу современного Деда Мороза в привычном для нас одеянии с посохом и мешком за плечами около 150 лет). Да вот он и сам к нам пожаловал.

Глашатаи: Едет! Едет! Дед Мороз в ледяной коляске

К нам он с радостью спешит из народной сказки.

(Песня «Три белых коня» из к/ф «Чародеи»). 3 мальчики в масках коней запряжены в новогоднюю упряжку. Дед Мороз объезжает елку.

Дед Мороз:

Здравствуйте, мои друзья любезные
Ребятушки расчудесные
Веселые и забавные
Умные и славные
Ребята вы мои отличные
Приветливые и симпатичные.

Подросли, большими стали
А меня-то вы узнали
Все такой же я седой
Но совсем как молодой
Будет праздник нам чудесный
Коль польется звонко песня.

(Песня «Российский Дед Мороз»).

Учитель: Дедушка, а где же внучка твоя Снегурочка? Или занята и не придет сегодня к нам?

Дед Мороз: Придет обязательно. Только надо нам немного потрудиться. Нужно назвать 20 слов, без которых не бывает новогоднего праздника. Как только я стукну посохом 20-й раз, тут Снегурочка и появится. (Дети называют слова, Дед Мороз считает и стучит посохом. На счет 20 появляется Снегурочка с Дед Морозами из разных стран).

Снегурочка:

Всем привет, мои друзья!
Вот и добралася я
Не одна пришла сюда
Гостей новых привела
Гости эти не простые
Помощники молодые
Дед Морозы разных стран!
Они сейчас представятся вам:

(Отзываются)

Я – Санта Клаус из Америки.
Я – Пер Ноэль из Франции.
Я – Шэнь Дань Лаожен из Китая.
Я – Одзи-сан из Японии.
Я – Святой Василий из Греции.
Я – Баббе Натале из Италии.
Я – Дед Микулаш из Чехии.

Санта Клаус

В разных странах мы живем
Но мечтаем об одном
Чтобы счастливы вы были
Крепко-крепко все дружили.
Ну а мы не подведем
В Новый год мы к Вам придем.
И подарки принесем!

Дед Мороз:

Пора друзья! Проститься нужно.
Всех поздравляю от души
Пусть Новый год встречают дружно
И взрослые, и малыши!

Снегурочка:

Всем желаю счастья я,
Будьте веселы друзья!
Скажем дружно, всем народом:
С Новым годом!

Ученик:

Минувший год был годом славным,
Но время торопливое не ждет.
Листок последний сорван календарный,
Навстречу нам шагает Новый год!
Внимание, внимание!

До Нового года остаются считанные минуты (бой курантов! Дети считают до 12).

Все дети хором: «С Новым годом! (3 раза)». Дед Мороз и Снегурочка вручают подарки.
Звучит песня «Мы желаем счастья Вам».