Пояснительная записка
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Курс информатики в школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.
При составлении данной программы использовались следующие первоисточники:
1. Учебный курс Microsoft Office:
Питер 2004 г.
2. Учебники по информатике для 5 – 6 классов автора Л.Л. Босова – «Информатика и
ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
3. Методические пособия к учебникам по информатике для 5 – 6 классов автора Л.Л.
Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
4. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 1-11 классы.
Задачи обучения информатике школе, связанные с
1) обучением:
- развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»,
- познакомить школьников с основными свойствами информации,
- научить их приемам организации информации,
- формирование общеучебных умений и навыков,
- приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией,
- формирование умения применять теоретические знания на практике.
2) развитием:
- памяти, внимания, наблюдательности,
- абстрактного и логического мышления,
- творческого и рационального подхода к решению задач.
3) воспитанием:
- настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
- умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога
- бережного отношения к школьному имуществу,
- навыков здорового образа жизни.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:
- представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
- создавать свои источники информации – информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы;
- создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
- владеть основами компьютерной грамотности;
- использовать на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач;
- готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
- Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
Программа рассчитана на учащихся 5 – 6 классов.
Срок реализации программы – 1 год:
1 (2 часа) занятие в неделю – 34 занятия (67-68 часов)
Цели кружка:
Поскольку изучение такого предмета, как информатика в школах отводится всего лишь 1 час в неделю, организован кружок "Занимательная информатика. Работаем в программе Word ", который помогает детям получать дополнительные знания и умения по информатике, и поэтому можно выделить следующие задачи в своей работе с детьми на кружке:
- помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
- помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;
- изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
- помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
- творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
- развитие умственных и творческих способностей учащихся;
- адаптация ребенка к компьютерной среде;
- овладение основами компьютерной грамотности;
- использование на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач;
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Наименование тем занятий | Общее количество учебных часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | |||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях кружка. Знакомство с текстовым редактором Word. |
2 | 1 | 1 |
2 3 |
Создание документа. Ввод текста, перемещение курсора, исправление ошибок. Сохранение документа. | 4 | 1 | 3 |
4 | Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста. | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов. | 2 | 0,5 | 1,5 |
6 | Оформление текста: выделение текста цветом | 2 | 0,5 | 1,5 |
7 | Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал. | 2 | 0,5 | 1,5 |
8 | Нумерация и маркеры | 2 | 0,5 | 1,5 |
9 | Изменение формата нумерации и маркировки | 2 | 0,5 | 1,5 |
10 | Вставка специальных символов, даты и времени | 2 | 0,5 | 1,5 |
11 | Проверка орфографии и грамматики | 2 | 0,5 | 1,5 |
12 | Использование режима предварительного просмотра, разрыв страницы, изменение ориентации и размера страницы | 2 | 0,5 | 1,5 |
13 | Выравнивание текста по вертикали, установка полей, параметры печати | 2 | 0,5 | 1,5 |
14 | Форматирование разделов, создание и изменение нумерации страниц | 2 | 0,5 | 1,5 |
15 16 |
Создаем деловые документы: справки, приказы, заявления и т.п. | 4 | 1 | 3 |
17 | Используем элементы рисования: автофигуры, заливка | 2 | 0,5 | 1,5 |
18 | Используем элементы рисования: линии, стрелки | 2 | 0,5 | 1,5 |
19 | Используем элементы рисования: тени, объем | 2 | 0,5 | 1,5 |
20 | Используем элементы рисования: вставка картинок, рисунков | 2 | 0,5 | 1,5 |
21 | Используем элементы рисования: объект WordArt | 2 | 0,5 | 1,5 |
22 | Используем элементы рисования: объект Надпись | 2 | 0,5 | 1,5 |
23 | Создание проекта Поздравительная открытка «С днем рождения» |
2 | - | 2 |
24 | Создание проекта Поздравительная открытка «С Новым годом» |
2 | - | 2 |
25 | Создание проекта Поздравительная открытка «8 марта – праздник весны» |
2 | - | 2 |
26-27 | Работа с колонками: оформление газетных колонок | 4 | 1 | 3 |
28 | Создание проекта Школьная стенгазета (в формате колонок) «День защитника Отечества»» |
2 | - | 2 |
29 | Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста | 2 | 0,5 | 1,5 |
30 | Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек | 2 | 0,5 | 1,5 |
31 | Форматирование таблиц: добавление границ и заливки | 2 | 0,5 | 1,5 |
32 | Эффективная работа с Word: создание и переопределение стиля | 2 | 0,5 | 1,5 |
33 | Создание проекта «Расписание уроков» | 2 | - | 2 |
34 | Заключительное занятие. | 1 | 1 | - |
Итого: | 67 | 15,5 | 51,5 |