Цели
- Углубление и закрепление знаний по правилам дорожного движения и безопасности на дорогах ; формирование умения предвидеть последствия поступков пешеходов на дороге.
- Воспитание у детей высокой общей культуры безопасного поведения на улице.
Задачи:
- Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
- Воспитывать культурного пешехода, желание и стремление изучать и выполнять правила дорожного движения.
- Развивать мышление, устную речь, память, внимание.
Форма проведения: игра с применением ИКТ.
Продолжительность: 40–45 минут.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация (Приложение 1) экран, карточки с заданиями.
Ход мероприятия
Ведущий: Сегодня ребята, у нас необычный урок, урок-игра. По статистике примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:
- Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест – 35–40%
- Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору – 25–30%
- Неподчинение сигналам светофора – 10–15%
- Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара – 5–10%
Как можно уберечься от необдуманных действий на дороге? Как не допустить роста ДТП с участием школьников? Вы изучаете правила дорожного движения на уроках ОБЖ и цель нашей игры – проверить, как вы усвоили эти правила, сможете ли применить их не только в экстремальной ситуации, но и в обычных условиях.
Мы поступим следующим образом: вы разделитесь на три команды. Для этого каждый вытянет из мешочка бейдж с названием и эмблемой команды (Приложение 2.)
Команды определены и вам надо выбрать командира.
Ребята делятся на команды, выбирают командира, рассаживаются за три стола так, чтобы всем была видна интерактивная доска с презентацией. На столе каждой команды ставятся соответствующие эмблемы. (Приложение 3 «Зебра» (1), «Пешеходы» (2), «Светофорик» (3)
Ведущий: А теперь представляю наше жюри:…
(если это родители или старшеклассники им выдаётся «Протокол игры» (Приложение 4), если в роли жюри сам учитель, все результаты записываются на классной доске.
За правильно выполненное задание команда получает от 1 до 5 очков. Победитель тот, у кого больше очков.
Ведущий: И так, все готовы. Для начала, как и положено во всякой игре, мы проведём разминку. Конкурс оценивается в «2» балла. Я зачитаю стихотворение А. Пляцковского «Светофор». Команды должны сосчитать сколько раз в стихотворении встречается буква «Р».
«Светофор»
Стоп машина, стоп мотор!
Тормози скорей шофёр!
Красный глаз глядит в упор-
Это строгий светофор.
Вид он грозный напускает,
Дальше ехать не пускает…
Обождал шофёр немножко,
Снова выглянул в окошко,
Светофор на этот раз
Показал зелёный глаз.
Подмигнул и говорит:
«Ехать можно,
Путь открыт!»
(Правильный ответ: 15 раз встречается буква «Р».)
Дополнительный вопрос и дополнительный балл получит команда, давшая правильный ответ: почему именно буква «Р»? Какое отношение она имеет к правилам дорожного движения?
(Ответ «Р» – знак, означающий «Стоянка автомобилей».)
Ведущий: Второе задание командам называется «Собери фразу» (Приложение 5) – каждой команде я дам листок с записанной фразой, правильно прочитать которую можно следуя по стрелочке от слога к слогу, начиная с красного и заканчивая зелёным. Листочки я положу надписью вниз на стол каждой команде и по сигналу свистка вы, перевернув листок, прочитаете и запишите свою фразу над схемой.
Конкурс оценивается в «3», «2» и «1» балл, в зависимости от правильности и скорости выполнения задания. Внимание! Свисток!
(Правильные ответы:
Команда 1 – «Дорога требует ответственности»
Команда 2 – «Будь очень внимателен на дороге»
Команда 3 – «Правила движения – закон улиц и дорог»
Подводятся итоги конкурса)
Ведущий: «Блиц-опрос»- это следующий конкурс нашей викторины. Каждой команде поочерёдно я буду задавать вопросы, требующие быстрого ответа. Если одна команда не знает ответа или отвечает неправильно, право ответа переходит к следующей команде. За каждый правильный ответ команда получает одно очко. Команда, ответившая на все вопросы получает «9» очков.
(задаются вопросы)
Вопросы БЛИЦ-ТУРНИРА
1. Какие сигналы светофора вы знаете? (Красный, жёлтый, зелёный.)
2. Что такое перекрёсток? (Место пересечения улиц и дорог на одном уровне.)
3. Самые верные друзья и помощники на улицах это… (Дорожные знаки.)1. Где должен ходить пешеход? (По тротуару.)
2. Когда можно начинать переходить улицу? (Когда загорится зелёный свет светофора, надо убедиться, что все машины остановились, и тогда можно переходить улицу.)
3. Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки? (Белый круг с красной каймой.)1. По какому номеру телефона вызывают милицию? (02.)
2. По какой стороне улицы у нас принято движение транспорта? (По правой.)
3. Правила движения пешехода по загородной дороге? (Двигаться по обочине навстречу транспорту.)1. Где устанавливается знак «Пункт питания»? (Возле кафе, ресторанов.)
2. Какие части дороги вы знаете? (Проезжая часть и тротуар.)
3. Что означает жёлтый знак светофора? (Сейчас будет смена сигнала.)1. Чем регулировщик управляет движением? (Жезлом.)
2. Где ожидают автобус? (На автобусной остановке.)
3. Какая часть дороги предназначена для пешехода? (Тротуар.)1. С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по дороге? (С 14 лет.)
2. Какую форму и цвет имеют знаки сервиса? (Синий прямоугольник с белым квадратом внутри.)
3. По какому номеру телефона вызывают «скорую помощь»? (03.)1. Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два: зелёный и красный.)
2. Где устанавливается знак «Дети»? (Около школ, детских садов.)
3. Какие машины оборудованы сигналами типа «Сирена»? («Скорая помощь», милицейская, пожарная.)1. Какой перекрёсток называется регулируемым? (Тот, где стоит регулировщик или светофор.)
2. Разрешающий знак светофора? (Зелёный.)
3. Какая часть дороги предназначена для машин? (Проезжая часть.)
И последний вопрос, правильный ответ на который принесёт каждой команде ещё по «3» балла. «Что означает этот дорожный знак?» (Если есть возможность, знаки показываются из презентации, если нет – это просто картинки или рисунки детей. Желательно, показать сложные знаки «автомагистраль», «железнодорожный переезд без шлагбаума», «железнодорожный переезд со шлагбаумом».
Ведущий: Молодцы, справились с очень сложным заданием. А теперь задание, требующее слаженных действий всей команды. Посмотрите на картинку этого светофора. Точно такой же вы должны будете собрать на своих столах. Задание начинаем выполнять по моему сигналу. Конкурс оценивается в «3», «2» и «1» балл, в зависимости скорости выполнения задания.
(«Собери пазл» (Приложение 6) – на плотной бумаге напечатать 3 картинки светофора и, разрезав на 12 частей каждую, сложить в отдельные файлы. Если используется презентация, то целая картинка-образец показывается на экране.)
Ведущий: Внимание, внимание! «Конкурс капитанов»! Капитанов попрошу выйти к доске и встать лицом к командам и болельщикам. Конкурс пройдёт в форме игры «Верите ли вы?» Для ответов на вопросы капитанам потребуется по красный и зелёный «глазок». (Выдаются «глазки» из набора первоклассника.) При ответе «ДА, ВЕРЮ!» капитаны поднимают зелёный «глаз светофора», при ответе «НЕТ, НЕ ВЕРЮ!» – красный. За каждый правильный ответ присуждается «2» балла. Итак, внимание!
- Верите ли вы, что впервые стали строить дороги в Древнем Риме? (Да – зелёная.)
- Верите ли вы, что пешеходный двухколёсный экипаж, прообраз велосипеда, назывался «тандем»? (Нет – красная, такой экипаж назывался хобби-хора – игрушечная лошадка.)
- Верите ли вы, что в 1878 году в Англии вышел закон, который ограничивал скорость передвижения автомобилей до скорости пешехода? (Да – зелёная.)
- Верите ли вы, что Правила дорожного движения разрешают перевозить детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла? (Нет – красная.)
- Верите ли вы, что разрешается управлять мотоциклом с 14 лет? (Нет – красная.)
- Верите ли вы, что в России установлено левостороннее движение транспортных средств? (Нет – красная.)
(Подведение итогов.)
Ведущий: Ещё один «мозговой штурм» в нашей игре. Разгадай кроссворд. (Приложение 7.) Каждой команде я даю экземпляр кроссворда. Десять вопросов в кроссворде, десять баллов может заработать команда.(Вопросы написаны в презентации или на самом листе.) Напоминаю! Ребята! Тема нашей игры-викторины «Правила дорожного движения»! И подсказываю, что в кроссворде использованы слова, имеющие непосредственное отношение к данной теме, а так же названия знаков дорожного движения. Внимание! По сигналу начинаем отгадывать кроссворд!
Ведущий: Предлагаю вам одно из самых сложных заданий нашей игры – игра по сигналам светофора. Шифровка! Оценивается конкурс в «5» баллов. (Приложение 8.) В тексте шифровки буквы расположены в цветовой последовательности сигнала светофора «Красный, жёлтый, зелёный». Выполнение задания требует усиленного внимания от всех участников, а главное, слаженности и сплочённости команды.
(Зашифрована фраза « Помни правила движенья как таблицу умноженья!» Задание сложное. Возможно, потребуется дополнительное объяснение. Если не используется презентация, то листы с заданием выдаются каждой команде. Работать начинаем по сигналу.)
(Подведение общих итогов, награждение команд дипломами.)
Ведущий: Друзья! Поздравляю победителей и всех участников нашей игры. Вы показали отличные знания правил дорожного движения и поведения на улице. Очень надеюсь, что они навсегда сохранятся в вашей памяти и помогут избежать мелких неприятностей и грубых нарушений на пути в школу, во время прогулок и игр во дворе. Желаю вам крепкого здоровья, благополучия и отличных осенних каникул!
Список используемой литературы:
- Цвилюк Г.Е.