Цели:
- Закрепить знания о номенклатуре и свойствах различных классов соединений.
- Развивать умение выделять главное, сравнивать и обобщать.
- Выявлять и устанавливать взаимосвязи между различными классами неорганических соединений.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация: Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»; видео-ролик Восстановление оксида меди(II) водородом»; реактивы: CuSO4, NaOH, нагревание.
Ход урока
Учитель. Тема нашего урока «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений».
Мы с вами изучили 4 класса неорганических соединений, давайте повторим состав и свойства этих классов. Для этого я предлагаю совместно составить схему «Основные классы неорганических соединений» (слайд 2).
Вопросы:
На какие две группы можно классифицировать все вещества? (Простые и
сложные.)
Дать определение простым веществам, на какие две группы делятся простые
вещества? (Металлы и неметаллы).
Дать определение сложным веществам, как классифицируются сложные вещества?
Выполнить задание
Дать определение классу соединений и назвать вещества. Слайд 3
(оксиды), 4 (кислоты), 5 (основания), 6 (соли).
Выполнения тестового задания «Классификация неорганических веществ» с использованием компьютерного тестирования (приложение 2).
Слайд 7 из формул (H2SO3, NaCl, Ba(OH)2, H2O, S, BaO, Ba, SO2, HNO3, BaSO3, MgO, KOH) которые вы видите на экране выберите те которые содержат один и тот же элемент, но принадлежат разным классам соединений, распределите их по усложнению состава начиная с простого к более сложному, по вариантам.
1 вариант в качестве повторяющего элемента использует металл, 2 вариант – неметалл.
У нас получилось 2 цепочки или ряда, в каждой есть что-то общее.
В 1-м ряду – химический элемент Ва, во 2-м – химический элемент S.
Эти элементы переходят от одного класса соединений к другому, как бы по наследству. Как в биологии называется носитель наследственной информации? (Ген). Как вы думаете какой элемент является геном для 1 цепи (Ва), для второй цепи (S). Поэтому эти цепи или ряды мы называем генетическими.
Генетический ряд – это ряд веществ, разных классов соединений, содержащий в своем составе один и тот же химический элемент( слайд 8).
Итак, генетический ряд начинаем с простого вещества и постепенно усложняем состав:
Простое вещество — оксид — гидроксид — соль. (слайд 9)
Мы с вами уже знаем, что простые вещества делятся на 2 группы металлы и неметаллы (слайд 12), поэтому существует 2 вида генетических рядов, 1—генетический ряд металлов (слайд 9) и генетический ряд неметаллов (слайд 9) .
Задание
Осуществите цепочки превращений (слайд 7)
— BaO — Ba(OH)2 — BaSO3;Ba
S — SO2 — H2SO3 — BaSO3.
Творческое задание
Можно ли составить обратный генетический ряд? Как вы думаете, с какого
класса веществ можно начать? Например возьмем соль CuSO4 и
практически осуществим цепочку превращений
CuSO4 — Cu(OH)2 — CuO — Cu
1) CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 ( демонстрационный опыт )
2) Cu(OH)2 = CuO + H2O ( демонстрационный опыт)
3) СuO + H2 = Cu + H2O (показ видеоролика слайд 10 )
Вывод. Составление генетического ряда можно начинать с любого класса неорганического соединения.
Закрепление
Осуществить цепочку превращений: (слайд 11)
Fe(OH)2 — FeO — FeSO4 — Fe
Подведение итогов
Сегодня на уроке вы узнали:
- Существует взаимосвязь между классами неорганических соединений.
- Металлы и неметаллы образуют соответствующие генетические ряды (ряд Ме, ряд неМе).
- Научились осуществлять цепочки превращений.
Домашнее задание
38, упр. 9 (3 элемента), (слайд13).
Литература:
- Кузнецова Н.Е., Титова И.М. Химия-8. – М.: «Вентана-Граф», 2009.
- Егоров А.С. Репетитор по химии. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.
- Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии 8 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2009.
- Интернет ресурсы.