Цели:
- Создать условия для знакомства студентов с конфликтами, которые могут возникнуть в педагогической сфере;
- Создать условия для рассмотрения некоторых причин возникновения конфликтов и позиции педагога в решении конфликтных ситуаций;
- Создать условия для практического освоения студентами советов психологов и педагогов как снизить конфликтогенность в общении, а так же уделить внимание косвенным методам разрешения конфликтов;
- Создать условия для практического преодоления спорных ситуаций.
Средства обучения:
- Экранные средства: мультимедийное оборудование
- Раздаточный материал для студентов.
Тип занятия: изучения нового материала
Форма проведения: эвристическая беседа
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний студентов.
III. Изучение нового материала.
На экране цитата:
«Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена вначале».
Л.Н. Толстой.
А ссора, как мы знаем, всегда может привести к конфликту.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока: Снижение конфликтогенности в общении. Конфликты и пути их предупреждения.
Я уверена, что материал, с которым мы будем работать, пригодится вам не только в дальнейшей профессиональной деятельности, но и просто в жизни.
Работая над темой, мы обратим внимание на следующие вопросы:
План высвечивается на экране:
- Конфликты – существующие в педагогической среде и их значение.
- Линии поведения в конфликте.
- Методы и рекомендации для снижения конфликтогенности в общении.
- Решение педагогических ситуаций.
1. Рассмотрим первый вопрос сегодняшнего занятия. Конфликты – существующие в педагогической среде и их значение.
Известно, что жизнедеятельность любого человека, невозможна без каких либо противоречий, нередко приводящих к конфликтам. Было бы плохое отношение к человеку, а повод для ссоры всегда найдется, – гласит народная мудрость.
Как правило, главная причина конфликта – негативные эмоции. Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».
- А как бы вы сформулировали определение понятия?
Обсуждение вопроса в аудитории.
Конфликт – это столкновение позиций, интересов, взглядов людей. Конфликт не трагедия, он имеет право на существование. Наивно думать, что в коллективе возможны лишь тишь и гладь, при которых никто ни с кем не вступает в спор, не возникают противоречия. Бесконфликтная жизнь – это иллюзия. Конфликт не следует считать дефектом общения, он во многих случаях – страховка против застоя. Конфликты – это неисчерпаемый объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно всё. Существует наука конфликтология – это наука о закономерностях возникновения, развития и завершения конфликтов, а так же об управлении ими.
- Давайте подумаем, какую роль играют конфликты в жизни людей, общества, человечества?
- Зачем необходима их профилактика?
Обсуждение поднятой проблемы в аудитории. (Подводим собеседников к выводу, что профилактика конфликтов необходима, так как это повышает качество учебно-воспитательного процесса).
А сейчас, мы с вами посмотрим на схему линий противоречий в педагогической среде:
Противоречия между «Учеником – учеником»; «Учеником – учителем»; «Учителем – родителем» (приложение 1).
- Давайте попытаемся выяснить причины возникновения и развития конфликтов, а самое главное, поразмышляем, как заниматься их профилактикой.
Обсуждение поднятой проблемы в аудитории.
Рассмотрев линии противоречий в педагогической сфере, хотелось бы помочь Вам выяснить, насколько конфликтны Вы. (Тест «Конфликтны ли ВЫ?» раздаются всем студентам и выполняются в рабочих тетрадях).
Мы с Вами рассмотрели возможные конфликты в педагогической сфере, а сейчас попытаемся определить линии поведения.
2. Линии поведения в конфликте.
Конфликта не надо бояться, поскольку он свидетельствует о динамике жизни, о возникновении проблем, требующих решений. Надо уметь правильно разрешать конфликты. Известный психолог Томас К.Н. выявил, что для каждого человека в конфликтных ситуациях характерны какие-то свои, предпочтительные линии поведения из пяти возможных. Схема на экране (приложение 2). Раскрытие схемы, знакомство с каждой линией поведения.
После знакомства с каждой линией поведения педагог и студенты приводят примеры.
- Какие из них являются, на Ваш взгляд, наиболее приемлемыми и почему?
Вы сами являетесь участниками образовательного процесса и поэтому должны сказать:
- Какие ошибки допускают сами педагоги, которые могут привести к конфликтам?
- Можно ли предупредить конфликты, не дать им разрастись до состояния резкого столкновения или вражды?
Обсуждение поднятой проблемы в аудитории.
Заранее вам предлагалось подобрать практические советы «Как снизить конфликтогенность в общении». (Студенты зачитывают по одному совету).
- А мы подумаем, какой из этих советов наиболее приемлем лично для каждого из нас.
Принимая во внимание услышанные сегодня рекомендации и имеющиеся у вас знания, прошу Вас решить ряд педагогических ситуаций. (Работа с тестами – в раздаточном материале)
IV. Подведение итогов занятия. Выставление оценок с мотивацией.
V. Рефлексия.
Два рисунка с различными ситуациями в классе отражают разное настроение. Укажите, какой вариант более соответствует Вашему настроению?