Применение диалоговых технологий для снижения конфликтности в общении

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели:

  • Создать условия для знакомства студентов с конфликтами, которые могут возникнуть в педагогической сфере;
  • Создать условия для рассмотрения некоторых причин возникновения конфликтов и позиции педагога в решении конфликтных ситуаций;
  • Создать условия для практического освоения студентами советов психологов и педагогов как снизить конфликтогенность в общении, а так же уделить внимание косвенным методам разрешения конфликтов;
  • Создать условия для практического преодоления спорных ситуаций.

Средства обучения:

  • Экранные средства: мультимедийное оборудование
  • Раздаточный материал для студентов.

Тип занятия: изучения нового материала

Форма проведения: эвристическая беседа

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний студентов.

III. Изучение нового материала.

На экране цитата:

«Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена вначале».
Л.Н. Толстой.

А ссора, как мы знаем, всегда может привести к конфликту.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока: Снижение конфликтогенности в общении. Конфликты и пути их предупреждения.

Я уверена, что материал, с которым мы будем работать, пригодится вам не только в дальнейшей профессиональной деятельности, но и просто в жизни.

Работая над темой, мы обратим внимание на следующие вопросы:

План высвечивается на экране:

  1. Конфликты – существующие в педагогической среде и их значение.
  2. Линии поведения в конфликте.
  3. Методы и рекомендации для снижения конфликтогенности в общении.
  4. Решение педагогических ситуаций.

1. Рассмотрим первый вопрос сегодняшнего занятия. Конфликты – существующие в педагогической среде и их значение.

Известно, что жизнедеятельность любого человека, невозможна без каких либо противоречий, нередко приводящих к конфликтам. Было бы плохое отношение к человеку, а повод для ссоры всегда найдется, – гласит народная мудрость.

Как правило, главная причина конфликта – негативные эмоции. Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

  • А как бы вы сформулировали определение понятия?

Обсуждение вопроса в аудитории.

Конфликт – это столкновение позиций, интересов, взглядов людей. Конфликт не трагедия, он имеет право на существование. Наивно думать, что в коллективе возможны лишь тишь и гладь, при которых никто ни с кем не вступает в спор, не возникают противоречия. Бесконфликтная жизнь – это иллюзия. Конфликт не следует считать дефектом общения, он во многих случаях – страховка против застоя. Конфликты – это неисчерпаемый объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно всё. Существует наука конфликтология – это наука о закономерностях возникновения, развития и завершения конфликтов, а так же об управлении ими.

  • Давайте подумаем, какую роль играют конфликты в жизни людей, общества, человечества?
  • Зачем необходима их профилактика?

Обсуждение поднятой проблемы в аудитории. (Подводим собеседников к выводу, что профилактика конфликтов необходима, так как это повышает качество учебно-воспитательного процесса).

А сейчас, мы с вами посмотрим на схему линий противоречий в педагогической среде:

Противоречия между «Учеником – учеником»; «Учеником – учителем»; «Учителем – родителем» (приложение 1).

  • Давайте попытаемся выяснить причины возникновения и развития конфликтов, а самое главное, поразмышляем, как заниматься их профилактикой.

Обсуждение поднятой проблемы в аудитории.

Рассмотрев линии противоречий в педагогической сфере, хотелось бы помочь Вам выяснить, насколько конфликтны Вы. (Тест «Конфликтны ли ВЫ?» раздаются всем студентам и выполняются в рабочих тетрадях).

Мы с Вами рассмотрели возможные конфликты в педагогической сфере, а сейчас попытаемся определить линии поведения.

2. Линии поведения в конфликте.

Конфликта не надо бояться, поскольку он свидетельствует о динамике жизни, о возникновении проблем, требующих решений. Надо уметь правильно разрешать конфликты. Известный психолог Томас К.Н. выявил, что для каждого человека в конфликтных ситуациях характерны какие-то свои, предпочтительные линии поведения из пяти возможных. Схема на экране (приложение 2). Раскрытие схемы, знакомство с каждой линией поведения.

После знакомства с каждой линией поведения педагог и студенты приводят примеры.

  • Какие из них являются, на Ваш взгляд, наиболее приемлемыми и почему?

Вы сами являетесь участниками образовательного процесса и поэтому должны сказать:

  • Какие ошибки допускают сами педагоги, которые могут привести к конфликтам?
  • Можно ли предупредить конфликты, не дать им разрастись до состояния резкого столкновения или вражды?

Обсуждение поднятой проблемы в аудитории.

Заранее вам предлагалось подобрать практические советы «Как снизить конфликтогенность в общении». (Студенты зачитывают по одному совету).

  • А мы подумаем, какой из этих советов наиболее приемлем лично для каждого из нас.

Принимая во внимание услышанные сегодня рекомендации и имеющиеся у вас знания, прошу Вас решить ряд педагогических ситуаций. (Работа с тестами – в раздаточном материале)

IV. Подведение итогов занятия. Выставление оценок с мотивацией.

V. Рефлексия.

Два рисунка с различными ситуациями в классе отражают разное настроение. Укажите, какой вариант более соответствует Вашему настроению?