Театрализованное представление "Капризная принцесса"

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Цель мероприятия: заинтересовать учащихся средних классов (7-8 классы) изучением нового предмета.

Задачи:

  • Образовательная: представление предметной области науки "химия"; демонстрация возможностей науки "химия"; развитие познавательного интереса к химии;
  • Развивающая: выявление и развитие творческих способностей учащихся; развитие логического мышления; развитие навыков работы с химическими приборами и веществами.
  • Воспитательная: воспитание личности через работу в коллективе; воспитание чувства ответственности учащегося через работу в коллективе.

Оборудование и реактивы:

  • крутящееся кресло;
  • поднос;
  • букет бумажных цветов, заранее смоченных раствором щелочи и просушенных,
  • сосновая шишка;
  • кристалл какого-либо минерала;
  • склянки с растворами следующих веществ: сульфат натрия, нитрат бария, гидрокарбонат натрия, уксусная кислота, карбонат натрия, фенолфталеин;
  • пульверизаторы с растворами фенолфталеина, уксусной кислоты;
  • химические колбы;
  • свиток с клятвой юного химика.

Действующие лица:

  • капризная принцесса (КП);
  • воспитатель-профессор (Проф.);
  • ассистенты профессора (А1, А2), они же пажи (ученики старших классов).

(КП входит в сопровождении пажей, садится на трон (крутящееся кресло), они раскручивают её, КП весело смеётся.

Входит Профессор. По его знаку пажи уходят. Кресло КП останавливается, она сидит спиной к Профессору)

Проф– Добрый день, Ваше Высочество! (ответа нет). Осмелюсь напомнить, что настало время учебных занятий!

КП – У меня уже есть занятие, ты что – не видишь?

Проф (Принцесса сидит к нему спиной, скучает) – Итак, Ваше Величество! Вчера мы разбирали с вами вопрос о сезонных миграциях птиц, и выяснили, что “ласточка с весною” не просто так “в сени к нам летит”. Не так ли? Ваше Высочество!

(Принцесса кивает “да”, но не оборачивается).

Тогда, давайте займемся науками. Взгляните, какую чудесную вещицу я для вас приготовил!

(Достаёт огромную шишку, любуется ею. Принцесса медленно поворачивается к нему, делает вид, будто внимательно разглядывает шишку).

Это плод одного из голосеменных растений, попросту говоря - сосны или ели. Представьте, всего из одной такой шишки может вырасти сразу 20 деревьев! Или даже 40!…

Принцесса дожидается удобного момента и ловко вышибает шишку из рук Профессора. Радостно наблюдает, как шишка катится под ноги зрителям. Профессор ошеломлен, смотрит на свою пустую ладонь. Затем поднимает шишку.

Проф. – Ваше Высочество! Вам необходимо иметь полное представление о лесных ресурсах вашего государства!

КП – Полный вздор! Для этого у меня есть министры!

(Начинает снова вращаться на стуле)

Профессор грустно вздыхает. Достает красивый минерал в виде кристалла. Обращается с ним бережно.

Проф. – Взгляните сюда, Ваше Высочество! Из самых глубин Земли извлечен этот чудесный камень. Он необычайно тверд и прозрачен, и зовется – горным хрусталем. С его помощью …

КП (Перебивает Профессора) – А золото у тебя есть? Покажи мне золото!

Проф. – Понимаете ли, Ваше Высочество, золото – это чрезвычайно редкий в природе минерал, добыть его нелегко, да и происходит это далеко в Сибири…

КП – Ха-ха-ха! Золото – редкость! Да у нас его – полная казна! Об этом и папенька знает, и казначей, и всё королевство! Только ты не знаешь (передразнивает), Профессор!

(Снова крутится на стуле).

Профессор грустно разводит руками. Достает букет белых цветов.

Проф.– Ну, а это, Ваше Высочество?! Разве это не чудо? Какие красивые цветы Вам прислали! Прямо из Голландии!

КП:- Фи! Они белые и противные! И вообще, с тобой так скучно! Ты мне ужасно надоел! Скажу папеньке – пусть он тебя уволит!

Проф. – Воля ваша, Ваше Высочество! (Кладет цветы на стол). Однако не изволите ли подождать еще пару минут?

Профессор хлопает в ладоши, входят А1 и А2 с подносами в руках. На подносах склянки с веществами, колбы и т.д., накрытые полупрозрачной тканью.

КП:- Как жарко вдруг стало, что-то пить хочется…

Ассистенты наливают в стакан “воды” (сульфат натрия), Профессор подает его КП.

Проф. – Пожалуйста, вода для Вашего Высочества!

КП:- Нет, я хочу молока!

Проф. (крайне удивлен) Вы же его терпеть не можете?! У вас на него аллергия?!

КП – А я говорю, хочу! Хочу, и всё! (Топает ногой)

Проф.- Пожалуйста! (В стакан добавляет раствор соли бария)

(Приговаривает) Мне ведь это по плечу – я же химию учу! (Подает КП)

КП:- Я передумала! Хочу …. малинового сиропа!

Проф.- Сиропа?!?! Пожалуйста... (Наливает в стакан раствор гидрокарбоната натрия, добавляет фенолфталеин, размешивает, приговаривает). “Мне ведь это по плечу – я же химию учу!” (Подает КП). Сироп для Вашего Высочества!

КП:- Нет! Теперь хочу газировки!

Проф.- Пожалуйста! (Наливает в стакан , добавляет карбонат натрия, приговаривает). “Мне ведь это по плечу – я же химию учу!” (Подает КП).

КП:- Ух, ты! Здорово! А вот эти цветы вы можете перекрасить в другой цвет?

Проф.- С удовольствием! (Бумажные цветы, предварительно смоченные слабым раствором щелочи, опрыскивает из пульверизатора раствором фенолфталеина, они окрашиваются в розовый цвет)

КП:- Что вы наделали! Вы испортили мои любимые цветы! Сейчас же верните им прежний цвет!

Проф.- Сейчас все исправим! (Из другого пульверизатора со слабым раствором уксусной кислоты опрыскивает цветы еще раз, они бледнеют) “Мне ведь это по плечу – я же химию учу!” Вот видите, все в порядке.

КП (Разглядывая каждый цветок) - Как это здорово, как интересно! Я тоже так хочу!

Пока КП восхищается цветами, ассистенты быстро уносят хим.оборудование, а Профессор уходит в зал, даже не попрощавшись с КП.

Принцесса кричит ему вслед, бежит за ним.

КП – Научите меня! Как это там говорят… Пожалуйста! Я хочу учиться!

Проф.- Правда? Не может быть?

КП – Пожалуйста!

Проф. - Но для этого нужно долго учиться и много трудиться…

КП:- Я буду, я хочу!

Проф.- Но для этого надо сидеть за книжками и выполнять домашние задания…

КП:- Я согласна!

Проф.- И учить всякие длинные, скучные формулы…

КП:- Формулы?!… Ну, я… Я постараюсь!

Проф.- Хорошо. Я научу Вас, Ваше Высочество.

КП (гордо) – И я скоро стану таким же химическим волшебником, как и Вы!

А вам, ребята, хочется так уметь?

Зал:- Да!

Проф.:- Что-то я плохо слышу? Давайте еще раз, погромче. Хочется?

Зал:- Да!

Проф.:- Тогда все вместе вы будете изучать науку ХИМИЮ. А пока мы посвятим вас в юные химики. Для этого вы дадите клятву химика. Встаньте и повторяйте.

(Все встают и повторяют вслух клятву химика.)

Профессор читает вслух клятву химика, а учащиеся ее повторяют:

КЛЯТВА ХИМИКА

Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:
Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.
Знать все элементы Периодической системы наизусть.
Порошкообразные вещества не просыпать.
Жидкие - не проливать.
Газообразные - не выпускать наружу.
Не тратить зря спирт в спиртовке.
Жить, учиться и химичить, как завещали великие
Ломоносов,
Менделеев
и Бутлеров.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!