Цель мероприятия: заинтересовать учащихся средних классов (7-8 классы) изучением нового предмета.
Задачи:
- Образовательная: представление предметной области науки "химия"; демонстрация возможностей науки "химия"; развитие познавательного интереса к химии;
- Развивающая: выявление и развитие творческих способностей учащихся; развитие логического мышления; развитие навыков работы с химическими приборами и веществами.
- Воспитательная: воспитание личности через работу в коллективе; воспитание чувства ответственности учащегося через работу в коллективе.
Оборудование и реактивы:
- крутящееся кресло;
- поднос;
- букет бумажных цветов, заранее смоченных раствором щелочи и просушенных,
- сосновая шишка;
- кристалл какого-либо минерала;
- склянки с растворами следующих веществ: сульфат натрия, нитрат бария, гидрокарбонат натрия, уксусная кислота, карбонат натрия, фенолфталеин;
- пульверизаторы с растворами фенолфталеина, уксусной кислоты;
- химические колбы;
- свиток с клятвой юного химика.
Действующие лица:
- капризная принцесса (КП);
- воспитатель-профессор (Проф.);
- ассистенты профессора (А1, А2), они же пажи (ученики старших классов).
(КП входит в сопровождении пажей, садится на трон (крутящееся кресло), они раскручивают её, КП весело смеётся.
Входит Профессор. По его знаку пажи уходят. Кресло КП останавливается, она сидит спиной к Профессору)
Проф– Добрый день, Ваше Высочество! (ответа нет). Осмелюсь напомнить, что настало время учебных занятий!
КП – У меня уже есть занятие, ты что – не видишь?
Проф (Принцесса сидит к нему спиной, скучает) – Итак, Ваше Величество! Вчера мы разбирали с вами вопрос о сезонных миграциях птиц, и выяснили, что “ласточка с весною” не просто так “в сени к нам летит”. Не так ли? Ваше Высочество!
(Принцесса кивает “да”, но не оборачивается).
Тогда, давайте займемся науками. Взгляните, какую чудесную вещицу я для вас приготовил!
(Достаёт огромную шишку, любуется ею. Принцесса медленно поворачивается к нему, делает вид, будто внимательно разглядывает шишку).
Это плод одного из голосеменных растений, попросту говоря - сосны или ели. Представьте, всего из одной такой шишки может вырасти сразу 20 деревьев! Или даже 40!…
Принцесса дожидается удобного момента и ловко вышибает шишку из рук Профессора. Радостно наблюдает, как шишка катится под ноги зрителям. Профессор ошеломлен, смотрит на свою пустую ладонь. Затем поднимает шишку.
Проф. – Ваше Высочество! Вам необходимо иметь полное представление о лесных ресурсах вашего государства!
КП – Полный вздор! Для этого у меня есть министры!
(Начинает снова вращаться на стуле)
Профессор грустно вздыхает. Достает красивый минерал в виде кристалла. Обращается с ним бережно.
Проф. – Взгляните сюда, Ваше Высочество! Из самых глубин Земли извлечен этот чудесный камень. Он необычайно тверд и прозрачен, и зовется – горным хрусталем. С его помощью …
КП (Перебивает Профессора) – А золото у тебя есть? Покажи мне золото!
Проф. – Понимаете ли, Ваше Высочество, золото – это чрезвычайно редкий в природе минерал, добыть его нелегко, да и происходит это далеко в Сибири…
КП – Ха-ха-ха! Золото – редкость! Да у нас его – полная казна! Об этом и папенька знает, и казначей, и всё королевство! Только ты не знаешь (передразнивает), Профессор!
(Снова крутится на стуле).
Профессор грустно разводит руками. Достает букет белых цветов.
Проф.– Ну, а это, Ваше Высочество?! Разве это не чудо? Какие красивые цветы Вам прислали! Прямо из Голландии!
КП:- Фи! Они белые и противные! И вообще, с тобой так скучно! Ты мне ужасно надоел! Скажу папеньке – пусть он тебя уволит!
Проф. – Воля ваша, Ваше Высочество! (Кладет цветы на стол). Однако не изволите ли подождать еще пару минут?
Профессор хлопает в ладоши, входят А1 и А2 с подносами в руках. На подносах склянки с веществами, колбы и т.д., накрытые полупрозрачной тканью.
КП:- Как жарко вдруг стало, что-то пить хочется…
Ассистенты наливают в стакан “воды” (сульфат натрия), Профессор подает его КП.
Проф. – Пожалуйста, вода для Вашего Высочества!
КП:- Нет, я хочу молока!
Проф. (крайне удивлен) Вы же его терпеть не можете?! У вас на него аллергия?!
КП – А я говорю, хочу! Хочу, и всё! (Топает ногой)
Проф.- Пожалуйста! (В стакан добавляет раствор соли бария)
(Приговаривает) Мне ведь это по плечу – я же химию учу! (Подает КП)
КП:- Я передумала! Хочу …. малинового сиропа!
Проф.- Сиропа?!?! Пожалуйста... (Наливает в стакан раствор гидрокарбоната натрия, добавляет фенолфталеин, размешивает, приговаривает). “Мне ведь это по плечу – я же химию учу!” (Подает КП). Сироп для Вашего Высочества!
КП:- Нет! Теперь хочу газировки!
Проф.- Пожалуйста! (Наливает в стакан , добавляет карбонат натрия, приговаривает). “Мне ведь это по плечу – я же химию учу!” (Подает КП).
КП:- Ух, ты! Здорово! А вот эти цветы вы можете перекрасить в другой цвет?
Проф.- С удовольствием! (Бумажные цветы, предварительно смоченные слабым раствором щелочи, опрыскивает из пульверизатора раствором фенолфталеина, они окрашиваются в розовый цвет)
КП:- Что вы наделали! Вы испортили мои любимые цветы! Сейчас же верните им прежний цвет!
Проф.- Сейчас все исправим! (Из другого пульверизатора со слабым раствором уксусной кислоты опрыскивает цветы еще раз, они бледнеют) “Мне ведь это по плечу – я же химию учу!” Вот видите, все в порядке.
КП (Разглядывая каждый цветок) - Как это здорово, как интересно! Я тоже так хочу!
Пока КП восхищается цветами, ассистенты быстро уносят хим.оборудование, а Профессор уходит в зал, даже не попрощавшись с КП.
Принцесса кричит ему вслед, бежит за ним.
КП – Научите меня! Как это там говорят… Пожалуйста! Я хочу учиться!
Проф.- Правда? Не может быть?
КП – Пожалуйста!
Проф. - Но для этого нужно долго учиться и много трудиться…
КП:- Я буду, я хочу!
Проф.- Но для этого надо сидеть за книжками и выполнять домашние задания…
КП:- Я согласна!
Проф.- И учить всякие длинные, скучные формулы…
КП:- Формулы?!… Ну, я… Я постараюсь!
Проф.- Хорошо. Я научу Вас, Ваше Высочество.
КП (гордо) – И я скоро стану таким же химическим волшебником, как и Вы!
А вам, ребята, хочется так уметь?
Зал:- Да!
Проф.:- Что-то я плохо слышу? Давайте еще раз, погромче. Хочется?
Зал:- Да!
Проф.:- Тогда все вместе вы будете изучать науку ХИМИЮ. А пока мы посвятим вас в юные химики. Для этого вы дадите клятву химика. Встаньте и повторяйте.
(Все встают и повторяют вслух клятву химика.)
Профессор читает вслух клятву химика, а учащиеся ее повторяют:
КЛЯТВА ХИМИКА
Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:
Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.
Знать все элементы Периодической системы наизусть.
Порошкообразные вещества не просыпать.
Жидкие - не проливать.
Газообразные - не выпускать наружу.
Не тратить зря спирт в спиртовке.
Жить, учиться и химичить, как завещали великие
Ломоносов,
Менделеев
и Бутлеров.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!