Застенчивость занимает одно из первых мест среди проблем взаимодействия дошкольников в образовательной среде. Застенчивость можно диагностировать при общении с ребёнком, они выглядят удивительно похоже:
- опущенная голова, сутулые плечи;
- взгляд в пол, в сторону, в потолок и почти никогда в глаза собеседнику;
- неусидчивость;
- тихий голос;
- затруднения при ответах на самые простые вопросы.
Застенчивые дети склонны идти по проторенной дорожке и поэтому направлять их на новую стезю трудно. Такой ребёнок не претендует на безусловное лидерство. Обладая повышенной чувствительностью, он обострённо реагирует на критику в свой адрес, легко впадает в уныние. Этому ребёнку часто кажется, что он хуже других, и поэтому он не проявляет активности даже в знакомых детских видах деятельности. Такой ребёнок сосредоточен на своих переживаниях, не начинает первым общение с другими детьми. Ему, например, часто бывает трудно кого – ни будь пожалеть, он склонен считать себя несчастным и обиженным.
При анализе научно – методической литературы по проблеме застенчивости у детей дошкольного возраста и собственных наблюдений, можно выделить два основных направления работы с данной категорией детей.
Первое направления заключается в повышении самооценки ребёнка старшего дошкольного возраста.
Второе направление предполагает работу, которая направлена на “разворот” вектора внимания ребёнка во внешний мир. Необходимо обратить внимание застенчивого ребёнка на многообразие мира людей, вещей, природы. Постараться пробудить в детской душе отзывчивость, доброжелательность, заботливость.
Повышение самооценки начинается с заслуженной похвалы. Захвалить человека с пониженной самооценкой невозможно, даже если с утра до ночи говорить ему, какой он хороший, это лишь частично вознаградит ребёнка за пережитые обиды. Такие дети очень впечатлительны и часто малейшие уколы самолюбия воспринимаются ими болезненно. Неосторожное слово, презрительный жест, резкий тон могут врезаться им в память, оставить след на долгие годы.
Разумеется, заслуженная похвала вовсе не исключает критики и даже наказаний за конкретные поступки. Уверенный в себе человек реагирует на замечания достаточно спокойно. Поэтому формирование адекватной самооценки и погружение застенчивого ребёнка в разнообразные игровые ситуации в совместной деятельности и являются основой коррекционной работы.
Как показывает практика, непосредственная работа с застенчивым ребёнком осуществляется не реже 2 раз в день:
- на основе перспективного планирования.
- в специально созданных условиях и в естественной, привычной для ребёнка обстановке;
- индивидуально и в подгруппе детей;
С целью целенаправленной организации совместной и непосредственно организованной деятельности с данными детьми разработан перспективный план по принципу системности (задания используются с усложнением), доступности, вариативности, последовательности, научности и т.д.
Цель работы: раскрытие творческого потенциала ребёнка с учётом его индивидуальных типологических особенностей посредством совершенствования его коммуникативных навыков и развития эмоционально – волевой сферы.
Задачи:
- Создать условия и предметно – развивающую среду для развития эмоционально – волевой сферы ребёнка.
- Формировать адекватную самооценку посредством погружения в игровые ситуации.
- Обучать способам общения с использованием жестовой речи, мимики, пантомимики.
- Развивать и совершенствовать речемыслительную сферу ребёнка, так как застенчивость чаще появляется у ребёнка, неспособного раскрыть свою мысль в общении со сверстниками и взрослыми.
Для преодоления застенчивости организуются игры разной направленности: чаще всего используются игры и упражнения, направленные на повышение самооценки, развитие творческого мышления, формирующие коммуникативные навыки, а именно:
- театрализованные игры, развивающие мимическую, двигательную, интонационную выразительность, актёрские способности;
- различные виды театров (пальчиковый, настольный, теневой и т.д.), инсценировки;
- подвижные игры, где отрабатываются коммуникативные навыки и умения расслабляться;
- сюжетно – ролевые игры и подключение застенчивых детей к ним;
- упражнения, психологические этюды, направленные на формирование эмоционально – волевой сферы.
- игры – драматизации, организация мини – спектаклей, с целью раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.
- дидактические игры и задания на формирование произвольности психических процессов и развитие креативности мышления.
- работа по продуктивным видам деятельности с использованием элементов арттерапии и оригами.
Приведём ниже краткий перечень игр и упражнений, направленных на повышение самооценки и развитие творческого мышления ребёнка.
- Игра “Скажи фразу, как” (любое животное, разные люди ит.д.).
- Упражнение “Повтори фразу” (печально, весело, испуганно и т.д.).
- Этюд “Испорченный телефон” (на основе использования художественных произведений).
- Этюд “Иностранец” (с использованием жестов и мимики).
- Игра “Зоопарк” (передача настроений, характеров, особенностей животных).
Различные виды рисования и дорисовки цветовых фигур, закорючек и т.д.
Игры и упражнения, развивающие словесное творчество и формирующие коммуникативные навыки общения.
- Упражнение “Закончи необычное” (“я умею…”, “я смогу…”, “я хочу…”).
- Игра “Комплименты” (передать комплименты своим соседям).
- Игра “Три заветных желания” (придумать рассказ о желаниях).
В соответствии с результатами психолого – педагогической диагностики подбирается картотека игр и упражнений, работа по данному направлению осуществляется на основе личностно – ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком. Для каждого ребёнка определяется индивидуальный набор игр и упражнений, а так же выделяются формы и методы организации образовательной деятельности.
Приведём пример коллективной игры “Зоопарк” с целью совершенствования эмоционально – волевой сферы и отслеживания результатов проводимой работы.
Игра “Зоопарк”
Цель: Оценить методом педагогического наблюдения уровень сформированности коммуникативных компетенций у детей 4-5 лет в условиях организованной коллективной игры.
Задачи:
- Повышения интереса и мотивации к коллективным играм.
- Совершенствование коммуникативных навыков.
- Развитие творческого мышления и воображения.
- Формирование групповой сплочённости.
- Организация целенаправленного, динамического наблюдения в части сформированности коммуникативных навыков общения и проявления индивидуально - личностных особенностей.
Оборудование: детские стулья (кубы, пуфики) для постройки автобуса, набор предметов – заместителей (атрибутов водителя).
Технические средства обучения: магнитофон, фонограмма “Песенка друзей”, слова С.Михалкова, музыка М.Старокадомского.
Перечень этюдов.
- Этюд “Весёлое путешествие”, направлен на выражение радости и удовольствия.
- Этюд “Первая встреча с зоопарком”, направлен на выражение восхищения, удивления и радости.
- Упражнение “Дразнилка”, направленные на умение передавать настроение, эмоции и характер животных.
- Игровое упражнение “Доброе животное”, направлено на единение с коллективом.
- Игровое упражнение “Преврати точки в животное”, направленное на развитие воображения творчества и внимание.
- Игровое упражнение “Я – лев”, направленное на снятие психо-эмоционального напряжения.
Подводя итоги работы в данном направлении, мы отмечаем изменения во взаимоотношениях в детском коллективе: это уже не отдельные подгруппы детей, порой агрессивно настроенных друг против друга, а цельный, умеющий понимать и принимать коллектив.