Цель урока: Формирование умения создавать собственный текст-описание.
Задачи:
- Формирование умения составлять текст-описание.
- Развивать умение выделять части в тексте описание, использовать красную строку при записи текста.
- Способствовать воспитанию интереса к природе.
Оборудование:
- картинки с изображением птиц и животных;
- раздаточный материал (карточки с текстом-описанием “Сова”).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение цели урока.
Сегодня на уроке мы будем учиться составлять и записывать текст-описание. Вспомним его особенности.
III. Повторение изученного.
- С какими типами текстов мы знакомы?
(Текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение).
- В чем отличие текста-описания?
(Все о чем говорится в тексте мы можем изобразить на одном снимке.
В тексте-описании говорится о признаках предмета, которые можно увидеть одновременно. Можно задать вопрос: какой предмет? Описание животных, растений, различных предметов).
IV. Работа над текстом.
- Прочитайте предложенный текст.
Сова.
Сова живет в лесу. По ночам сова охотится, а днем спит.
У совы перья мягкие, крылья бесшумные, не свистят, не шумят; когти у совы кривые, никто из таких когтей не вырвется – ни мышь, ни белка.
Сова – хороший охотник.
- О ком говорится в тексте?
(В тексте говорится о сове).
- Прочитайте предложение из которого вы это узнали.
(Сова живет в лесу).
- В какой части текста оно находится?
(В первой. Во вступлении).
- Какова тема текста?
(Сова)
- Выделите главную мысль.
(Сова – охотник).
- Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль.
(Сова – хороший охотник).
- В какой части текста оно находится?
(В концовке).
- К какому типу текста мы отнесем этот рассказ?
(Текст-описание).
- Докажите, что это текст-описание.
(В этом тексте говорится о постоянных признаках совы, которые можно увидеть одновременно.
Все, о чем говорится, можно изобразить на одном снимке).
- Какой вопрос можно задать к этому тексту?
(Какая сова?)
- Найдите описание совы.
(У совы перья мягкие, крылья бесшумные, не свистят, не шумят; когти у совы кривые).
- Перечислите особенности этой птицы.
(Мягкие перья, бесшумно летает, когти кривые и крепкие.
Она хороший охотник).
Как построен этот текст?
На доске.
- Предмет описания.
- Внешний вид (признаки) предмета.
- Главная мысль.
V. Физминутка.
VI. Беседа.
- Отгадайте загадку.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь).
- В какое время года прилетают снегири?
(Зимой).
- Откуда они к нам прилетают?
(Их родина – север).
- О ком пойдет речь в нашем сочинении?
(О снегире).
VII. Работа над построением текста.
- Кому из вас приходилось видеть снегиря?
-Что можно сказать о головке снегиря?
(Головка черная).
- О крыльях и хвосте?
(Темные с чернотой).
- Какие глаза?
(Маленькие и блестящие).
- Каков клюв у снегиря?
(Короткий, толстый, черного цвета).
- Что бросается в глаза у этих птиц?
(Грудка).
- Как она выглядит? Подберите синонимы для описания.
(Красного цвета, алая как заря, ярко-красная).
- С чем можно сравнить снегиря?
(Розовые яблочки, комочки, гроздья рябины).
- Что можно сказать в общем об этой птице?
(Красавица, симпатичная птица, красногрудые красавцы, прелестный гость).
- Обрадовались бы вы встрече со снегирем? Почему?
(Эта птица редко встречается).
VIII. Орфографическая подготовка.
На доске.
Сн…гирь ______________________
Б…льшие ______________________
Кр…сивые ______________________
Ч…рные ______________________
Ябл…чки ______________________
К…роткий ______________________
Г…ловка _______________________
Бл…стящие ______________________
Ж…вет _____________________
Какие правила вы будете применять?
IX. Пересказ.
X. Самостоятельная работа.
XI. Анализ работы.
XII. Итог урока.