Урок развития речи

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Формирование умения создавать собственный текст-описание.

Задачи:

  • Формирование умения составлять текст-описание.
  • Развивать умение выделять части в тексте описание, использовать красную строку при записи текста.
  • Способствовать воспитанию интереса к природе.

Оборудование:

  • картинки с изображением птиц и животных;
  • раздаточный материал (карточки с текстом-описанием “Сова”).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

Сегодня на уроке мы будем учиться составлять и записывать текст-описание. Вспомним его особенности.

III. Повторение изученного.

- С какими типами текстов мы знакомы?

(Текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение).

- В чем отличие текста-описания?

(Все о чем говорится в тексте мы можем изобразить на одном снимке.

В тексте-описании говорится о признаках предмета, которые можно увидеть одновременно. Можно задать вопрос: какой предмет? Описание животных, растений, различных предметов).

IV. Работа над текстом.

- Прочитайте предложенный текст.

Сова.

Сова живет в лесу. По ночам сова охотится, а днем спит.

У совы перья мягкие, крылья бесшумные, не свистят, не шумят; когти у совы кривые, никто из таких когтей не вырвется – ни мышь, ни белка.

Сова – хороший охотник.

- О ком говорится в тексте?

(В тексте говорится о сове).

- Прочитайте предложение из которого вы это узнали.

(Сова живет в лесу).

- В какой части текста оно находится?

(В первой. Во вступлении).

- Какова тема текста?

(Сова)

- Выделите главную мысль.

(Сова – охотник).

- Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль.

(Сова – хороший охотник).

- В какой части текста оно находится?

(В концовке).

- К какому типу текста мы отнесем этот рассказ?

(Текст-описание).

- Докажите, что это текст-описание.

(В этом тексте говорится о постоянных признаках совы, которые можно увидеть одновременно.

Все, о чем говорится, можно изобразить на одном снимке).

- Какой вопрос можно задать к этому тексту?

(Какая сова?)

- Найдите описание совы.

(У совы перья мягкие, крылья бесшумные, не свистят, не шумят; когти у совы кривые).

- Перечислите особенности этой птицы.

(Мягкие перья, бесшумно летает, когти кривые и крепкие.

Она хороший охотник).

Как построен этот текст?

На доске.

  1.  Предмет описания.
  2. Внешний вид (признаки) предмета.
  3. Главная мысль.

V. Физминутка.

VI. Беседа.

- Отгадайте загадку.

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

(Снегирь).

- В какое время года прилетают снегири?

(Зимой).

- Откуда они к нам прилетают?

(Их родина – север).

- О ком пойдет речь в нашем сочинении?

(О снегире).

VII. Работа над построением текста.

- Кому из вас приходилось видеть снегиря?

-Что можно сказать о головке снегиря?

(Головка черная).

- О крыльях и хвосте?

(Темные с чернотой).

- Какие глаза?

(Маленькие и блестящие).

- Каков клюв у снегиря?

(Короткий, толстый, черного цвета).

- Что бросается в глаза у этих птиц?

(Грудка).

- Как она выглядит? Подберите синонимы для описания.

(Красного цвета, алая как заря, ярко-красная).

- С чем можно сравнить снегиря?

(Розовые яблочки, комочки, гроздья рябины).

- Что можно сказать в общем об этой птице?

(Красавица, симпатичная птица, красногрудые красавцы, прелестный гость).

- Обрадовались бы вы встрече со снегирем? Почему?

(Эта птица редко встречается).

VIII. Орфографическая подготовка.

На доске.

Сн…гирь ______________________

Б…льшие ______________________

Кр…сивые ______________________

Ч…рные ______________________

Ябл…чки ______________________

К…роткий ______________________

Г…ловка _______________________

Бл…стящие ______________________

Ж…вет _____________________

Какие правила вы будете применять?

IX. Пересказ.

X. Самостоятельная работа.

XI. Анализ работы.

XII. Итог урока.