Знакомство с ударными инструментами симфонического оркестра

Разделы: Музыка


Оборудование и материалы: музыкальный центр, DVD-плеер, телевизор, музыкальное оформление, набор карточек “Музыкальные инструменты”, иллюстрации: Золотые ворота г. Владимира (фотография), В. Васнецов “Три богатыря” (репродукция), таблица эпитетов.

Оформление доски: тема урока, опорные слова, иллюстративный материал.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с тембрами ударных инструментов.
  2. Развивать внимание, наглядно-образное мышление, наблюдательность, умение публично выступать.
  3. Расширение кругозора учащихся.

Вырабатываемые умения и навыки:

  1. Учащиеся должны определять на слух тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра (скрипку, виолончель, флейту, гобой, трубу, валторну).
  2. Уметь определять основные тембры ударных инструментов (литавры, барабан, треугольник, челеста, кастаньеты, колокола).
  3. Уметь найти нужное изображение инструмента и сопоставить его со звучащим тембром.
  4. Уметь давать словесную характеристику прозвучавшему фрагменту (характер, средства выразительности, свое отношение к музыке).

Тип урока: комбинированный.

Характеристика учащихся: первый год обучения, отделения духовых и народных инструментов; возраст 8-9 лет.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания, повторение пройденного материала.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление новых знаний.
  5. Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся.
  6. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Собрать внимание учащихся. Внимание, ребята, начинаем наше занятие!

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, уже несколько уроков мы с вами знакомимся с тембрами различных музыкальных инструментов. Кто вспомнит, что такое тембр? Зависит ли характер музыки от того, какой инструмент ее исполняет? Дома вы должны были повторить три группы инструментов, давайте проведем устную викторину по пройденным темам.

Блиц-опрос по пройденным темам: “Струнно-смычковые инструменты”, “Деревянные духовые инструменты”, “Медные духовые инструменты”.

  1. Назовите струнно-смычковые инструменты. (Скрипка, альт, виолончель, контрабас).
  2. Назовите имена знаменитых скрипичных мастеров. (Страдивари, Амати, Гварнери).
  3. Как звали гениального итальянского скрипача-виртуоза XIX века? (Никколо Паганини).
  4. Как называется прием игры на скрипке щипком, а не смычком? (Пиццикато).
  5. На каком струнно-смычковом инструменте можно играть только сидя? (Виолончель).
  6. Этот деревянный духовой инструмент обладает нежным, серебристым звуком. Его используют, когда хотят изобразить пение птиц. (Флейта).
  7. Как называется флейта, звучащая на октаву выше? (Флейта-пикколо).
  8. Название какого инструмента в переводе с итальянского значит “вязанка дров”? (Фагот).
  9. Какой инструмент надо добавить, чтобы семейство деревянных духовых стало полным: флейта, кларнет, фагот? (Гобой).
  10. Как переводится слово “валторна”? (Лесной рог).
  11. У какого медного инструмента есть выдвигающаяся трубка-кулиса? (Тромбон).
  12. Какой самый низкий медный духовой инструмент? (Туба).

А сейчас мы послушаем, как звучат разные инструменты, и угадаем их. Музыкальная викторина (Приложение 1). Задание выполняется устно, при опросе делается акцент на характере тембра. Кроме того, необходимо найти нужную карточку с изображением инструмента.

  1. Римский-Корсаков “Шехеразада”, 1 часть (скрипка).
  2. Римский-Корсаков “Шехеразада”, 2 часть (фагот).
  3. Сен-Санс “Лебедь” (виолончель).
  4. Верди Марш из оперы “Аида” (труба).
  5. Глюк Мелодия из оперы “Орфей” (флейта).

Ну, что же, молодцы, вы все правильно отгадали!

3. Новая тема. “Ударные инструменты”.

Вот мы с вами и подошли к знакомству с самыми древними инструментами. Запишите тему нашего урока “Ударные инструменты”. Десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент. Это примитивное приспособление, которое еще не могло дать музыки, но уже могло произвести ритм, сохранилось в быту у некоторых народов до наших дней: например, у аборигенов Австралии и сейчас два обыкновенных камня играют роль ударного инструмента. Ударные гораздо старше всех остальных инструментов: почти все исследователи сходятся во мнении, что инструментальная музыка началась с ритма, а потом уже возникла мелодия. Эту большую, пеструю, разнохарактерную группу объединяет общий способ извлечения звука – удар по натянутой коже, металлическим пластинкам или деревянным брускам. Их главное назначение – подчеркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра, дополнять и украшать ее различными звуковыми эффектами. Кроме того, ударные принято делить на две большие группы.

К первой относятся те ударные инструменты, которые имеют настройку. Это литавры, колокольчики, колокола, ксилофон и др. На них можно сыграть мелодию.

Ко второй группе относятся инструменты, не имеющие определенной высоты звука. Это большой и малый барабаны, тарелки, треугольник, кастаньеты, маракасы, трещотки и другие. Они не имеют точной высоты звучания и поэтому не могут сыграть мелодию. Зато им доступны сложнейшие ритмические партии. Эти партии записываются на одной нотной линейке – “нитке” (дети записывают с доски названия инструментов, затем педагог прохлопывает “нитку” – тему малого барабана из “Болеро” Равеля).

А сейчас, ребята, давайте познакомимся с отдельными инструментами этой группы.

Барабанодин из самых распространенных инструментов. Две разновидности барабана – большой и малый – уже давно входят в состав симфонического оркестра. Большой барабан звучит мощно. Его голос напоминает раскаты грома или пушечные выстрелы. Поэтому его часто используют в изобразительных целях. Малый барабан имеет сухой, отчетливый звук. Его дробь хорошо подчеркивает ритм, иногда оживляет музыку, иногда вносит тревогу. Играют на нем двумя палочками. <Рисунок 1>. Многие считают, что играть на барабане – проще простого. Хочу привести вам пример: когда исполняется “Болеро” Равеля, малый барабан выдвигают вперед и ставят рядом с дирижерским пультом, потому что в этом произведении Равель поручил барабану очень ответственную роль. Музыкант, играющий на малом барабане, должен выдержать единый ритм испанского танца, не замедляя и не ускоряя его. Постепенно музыка становится взволнованней, прибавляются все новые и новые инструменты, барабанщика тянет играть чуточку быстрее. Но это исказит замысел композитора, и у слушателей впечатление получится уже другое.

Звучит: Равель “Болеро” (малый барабан). Приложение 2.

Треугольникэто свободно подвешенный стальной прут, изогнутый в форме треугольника. <Рисунок 2>. При ударе металлической палочкой он издает светлый, звенящий звук небольшой силы и поэтому обычно применяется в легких, грациозных эпизодах. Очаровательный живописный колорит привносит треугольник в пьесу Грига “Танец Анитры” из сюиты “Пер Гюнт”, где его нежное позванивание присоединяется к звучанию струнных инструментов.

Звучит: Григ “Танец Анитры” из сюиты “Пер Гюнт” (треугольник). Приложение 2.

Познакомимся с другими инструментами, встречающимися в ударной группе. Вот бубен, металлическое позвякивание которого красиво оттеняет танцевальную музыку восточного и экзотического характера. <Рисунок3>. Кастаньетыдеревянный инструмент испанского происхождения с суховатым, прищелкивающим звуком. <Рисунок 4>. Они употребляются в танцевальной музыке или там, где присутствует испанский национальный колорит. Давайте послушаем, как звучат кастаньеты и бубен в испанском танце из балета Чайковского “Лебединое озеро”.

  

Звучит: Чайковский Испанский танец из балета “Лебединое озеро” (кастаньеты, бубен). Приложение 2.

Ребята, к какой группе можно отнести прозвучавшие инструменты, почему?

Литаврыочень древние музыкальные инструменты. <Рисунок 5>. Они представляют собой медные котлы, отверстие которых обтянуто кожей. Ударяют по ним специальными палочками с мягкими наконечниками. Посредством винтов и зажимов, натягивающих кожу, литавра настраивается на определенную высоту звука. У литавр огромные выразительные возможности: от подражания раскатам грома, до тихого, еле уловимого шороха или гула.

Звучит: Гайдн Симфония №96 (литавры). Приложение 2.

В конце XIX века во Франции была изобретена челеста – небольшое пианино. <Рисунок 6>. Клавиатура у него фортепианная, такая же молоточковая система. Только вместо струн в челесте звучат металлические пластинки, вставленные в деревянные коробочки – резонаторы. Звук у челесты тихий, но очень красивый и нежный. Не случайно ей дали такое название: челеста по-латыни – “небесная”.

Звучит: Чайковский Балет “Щелкунчик”, танец феи Драже (челеста). Приложение 2.

Колоколаих роль в оркестре выполняют свободно подвешенные металлические брусья или трубки. <Рисунок 7>. Колокола нужны там, где необходимо создать особую праздничность, торжественность и величавость, то есть в ярких моментах, где звучит весь оркестр. Мы можем услышать колокола в сцене коронации Бориса Годунова из оперы Мусоргского.

Звучит: Мусоргский Опера “Борис Годунов”, сцена коронации (колокола). Приложение 2.

4. Закрепление новых знаний.

Ребята, сегодня мы познакомились с ударными инструментами, услышали, как они звучат. Попробуйте отгадать названия инструментов, спрятанные в этих “перевертышах”:

Лирытав – литавра
Небуб – бубен
Киньуголтер – треугольник
Атечелс – челеста

Ну что же, дети, теперь мы с вами знакомы со всеми инструментами симфонического оркестра. Давайте попробуем наши знания применить на практике.

Практическая работа. Мусоргский “Богатырские ворота” из сюиты “Картинки с выставки”. Прослушать фрагмент пьесы в фортепианном исполнении. Приложение 3. Показать Золотые ворота г. Владимира <Рисунок 8>, Васнецов В.М. “Богатыри” <Рисунок 9>.

img8.jpg (131693 bytes)

Вопросы учащимся:

  1. Какой характер музыки?
  2. Какие средства выразительности создают этот характер?

Ответы:

  1. Мощный, торжественный, величавый, мужественный. Воспевается великая богатырская сила русского народа.
  2. Мелодия – изложена аккордами (созвучиями).

Лад – мажор.
Пульс – 2-х дольный.
Темп – умеренный.
Динамические оттенки – форте, фортиссимо.
Тембр – рояль.

Прослушать фрагмент пьесы в оркестровом исполнении. Приложение 3.

Вопросы учащимся:

  1. Что изменилось в средствах выразительности в музыке?
  2. Изменился ли характер музыки?

Ответы:

  1. Изменился только тембр.
  2. Да, он стал более ярким и торжественным.

Вывод: Тембр является важным средством выразительности в музыки, влияющим на характер и образ музыкального произведения.

5. Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся.

6. Домашнее задание.

Выучить название ударных инструментов, придумать “перевертыши” любых четырех инструментов.