Реализация здоровьесберегающих технологий на уроке русского языка по теме "Синонимы и антонимы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • создать условия для осмысления учащимися роли антонимов и синонимов в речи;
  • создать условия для развития умения у учащихся правильно подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы, антонимы);
  • создать условия для обогащения словаря учащихся;
  • создать условия для развития навыков здорового образа жизни;
  • создать условия для воспитания доброжелательных и коллективистических отношений при работе в парах.

Тип урока: формирования умений и навыков учащихся

Форма проведения: эвристическая беседа, работа в парах.

Оборудование: карточки индивидуальных заданий

Ход урока

I. Организационный момент.

Создание мотивации на уроке:

  • Я всё знаю.
  • Я люблю самостоятельно работать, потому что всё знаю и умею.

II. Сообщение темы и цели урока.

1. Узнать тему нашего урока поможет это задание: заменить предложения одним словом.

  • Перечень букв в определенном порядке (Алфавит, азбука)
  • Предмет, при помощи которого изменяют температуру (Градусник, термометр).
  • Человек, который ездит на лошади (Всадник, наездник)

2. Запись этих пар слов

– Что общего у этих пар слов? (Значение одно)

– Чем они различаются? (Написанием)

– Как называются в русском языке слова, которые близкие по значению, но по-разному называют одно и то же? Слова, близкие по значению – синонимы.

3. Как вы думаете, для чего нужны синонимы? Можно ли обойтись без них?

Запись на доске: Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые автомобили.

– Что вы заметили? (повторяется слово – проходят).

– На что влияет повторение слов в предложении? Как можно этого избежать? Запишите получившиеся предложение. (Едут по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, мчатся легковые автомобили).

– Какое предложение вам больше понравилось? Почему? Подчеркните синонимы и главные члены.

– Какую роль играют синонимы в речи?

Вывод: Употребление синонимов делает нашу речь ярче, богаче, разнообразнее.

4. Работа с таблицей «Найди пару» (работа в парах)

Огонь аккуратный
Шалун алый
Чистый пламя
Прыгать озорник
Бросать кидать
Тренироваться упражняться

К слову левого столбика найти близкие по смыслу слова из правого. Кто быстрей: тот победитель!

Скажите, какие из слов помогут нам в укрепление здоровья. (Прыгать, скакать, бросать, кидать, тренироваться, упражняться).

– Чем являются данные слова? (Синонимы).

Физкультминутка

Мы сейчас с вами позаботимся о нашем здоровье и выполним упражнение для осанки.
У меня спина прямая (ходьба на месте, руки за спину)
Я наклонов не боюсь: (наклон вперед)
Выпрямляюсь, прогибаюсь (наклон назад, выпрямиться)
Поворачиваюсь (поворот туловища)
Раз, два, три, четыре
Три, четыре, раз, два (наклон вперед и выпрямиться)
Я хожу с осанкой гордой (повороты туловища)
Прямо голову держу (наклон вперед и выпрямиться)
Никуда я не спешу (ходьба на месте, руки за спину)
Раз, два, три, четыре (повороты туловища)
Три, четыре, раз, два (ходьба на месте, руки за спину)
Я могу и поклониться (поклон и выпрямиться)
И присесть, и поклониться (приседание, наклон вперед)
Повернись, туда-сюда! (повороты туловища направо- налево)
Ох, прямёшенька спина!

5. Слова, противоположные по смыслу.

– Когда мы отдыхали, то выполняли различные упражнения:

Наклонялись – выпрямлялись,
Приседали – вставали,
Ходили – стояли.

– Как можно назвать такие слова, когда они противоположны по своему значению?

ВЫВОД: Слова противоположные по значению это – антонимы.

6. Коллективная работа (работа по таблице). Вставить пропущенные слова в пословицах и поговорках.

  • Кто хочет много знать, тому надо … спать.
  • За маленьким погнался, … потерял.
  • Ученье – свет, а неученье – …
  • Вещь лучше новая, а друг – …
  • Маленькое дело лучше … безделья.
  • В бою горько, а зато потом …
  • Ранняя птичка носик прочищает, а … – глаза продирает.
  • Умный надеется на свои дела, а … полагается на надежду.

– Какую роль играют антонимы в речи? Сделайте вывод.

ВЫВОД: Употребление антонимов делают нашу речь разнообразной, богатой.

Зарядка для глаз.

Мы сменим занятие на отдых.
Мы писали и читали,
Глазки у ребят устали (поморгать глазами)
Посмотрите все в окно (посмотреть влево-вправо)
Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем (закрыть глаза ладошками)
В классе радугу посмотрим,
Вверх по радуге пойдем (посмотреть по дуге вправо-влево)
Вправо, влево повернём
А потом скатимся вниз (посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

III. Обобщение и итог урока.

Проведение игр

1. «Синонимы»

– Какими синонимами из четырех букв можно заменить такие слова приятель, противник, солдатик, шагать, красный, печаль, работа? (друг, враг, воин (боец), идти, алый, горе, труд (дело))

2. «Антонимы»

– Подберите животных и птиц, чтобы назвать храбреца, задиру, хитреца, увальня, безбилетника (орел, петух, лиса, медведь, (тюлень), заяц).

3. О чем говорили сегодня на уроке? Что такое синонимы и антонимы?

Слова-синонимы
Всегда близки по смыслу,
Разняться лишь
Оттенками подчас
Родимый край – Отечество – Отчизна.
Как много в них священного для нас!
Болезнь – здоровье,
Минус – плюс.
Огонь – вода
Все антонимы всегда
Противоположны.

IV. Домашнее задание, инструктаж.

Каждый из вас в начале урока сказал: «Я всё знаю и умею». Теперь полученные знания можете применить при выполнении упражнения №485. Текст списать и подчеркнуть слова антонимы.

V. Подведение итогов. Выставление оценок с мотивацией.

VI. Рефлексия.

(Кто-то сегодня был в хорошем настроении, а кому-то было грустно).

За работу всем спасибо.
Вы ребята молодцы!
Всем здоровья я желаю
Вы трудились от души!