Цели урока:
- создать условия для осмысления учащимися роли антонимов и синонимов в речи;
- создать условия для развития умения у учащихся правильно подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы, антонимы);
- создать условия для обогащения словаря учащихся;
- создать условия для развития навыков здорового образа жизни;
- создать условия для воспитания доброжелательных и коллективистических отношений при работе в парах.
Тип урока: формирования умений и навыков учащихся
Форма проведения: эвристическая беседа, работа в парах.
Оборудование: карточки индивидуальных заданий
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание мотивации на уроке:
- Я всё знаю.
- Я люблю самостоятельно работать, потому что всё знаю и умею.
II. Сообщение темы и цели урока.
1. Узнать тему нашего урока поможет это задание: заменить предложения одним словом.
- Перечень букв в определенном порядке (Алфавит, азбука)
- Предмет, при помощи которого изменяют температуру (Градусник, термометр).
- Человек, который ездит на лошади (Всадник, наездник)
2. Запись этих пар слов
– Что общего у этих пар слов? (Значение одно)
– Чем они различаются? (Написанием)
– Как называются в русском языке слова, которые близкие по значению, но по-разному называют одно и то же? Слова, близкие по значению – синонимы.
3. Как вы думаете, для чего нужны синонимы? Можно ли обойтись без них?
Запись на доске: Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые автомобили.
– Что вы заметили? (повторяется слово – проходят).
– На что влияет повторение слов в предложении? Как можно этого избежать? Запишите получившиеся предложение. (Едут по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, мчатся легковые автомобили).
– Какое предложение вам больше понравилось? Почему? Подчеркните синонимы и главные члены.
– Какую роль играют синонимы в речи?
Вывод: Употребление синонимов делает нашу речь ярче, богаче, разнообразнее.
4. Работа с таблицей «Найди пару» (работа в парах)
Огонь | аккуратный |
Шалун | алый |
Чистый | пламя |
Прыгать | озорник |
Бросать | кидать |
Тренироваться | упражняться |
К слову левого столбика найти близкие по смыслу слова из правого. Кто быстрей: тот победитель!
Скажите, какие из слов помогут нам в укрепление здоровья. (Прыгать, скакать, бросать, кидать, тренироваться, упражняться).
– Чем являются данные слова? (Синонимы).
Физкультминутка
Мы сейчас с вами позаботимся о нашем здоровье и выполним упражнение для осанки.
У меня спина прямая (ходьба на месте, руки за спину)
Я наклонов не боюсь: (наклон вперед)
Выпрямляюсь, прогибаюсь (наклон назад, выпрямиться)
Поворачиваюсь (поворот туловища)
Раз, два, три, четыре
Три, четыре, раз, два (наклон вперед и выпрямиться)
Я хожу с осанкой гордой (повороты туловища)
Прямо голову держу (наклон вперед и выпрямиться)
Никуда я не спешу (ходьба на месте, руки за спину)
Раз, два, три, четыре (повороты туловища)
Три, четыре, раз, два (ходьба на месте, руки за спину)
Я могу и поклониться (поклон и выпрямиться)
И присесть, и поклониться (приседание, наклон вперед)
Повернись, туда-сюда! (повороты туловища направо- налево)
Ох, прямёшенька спина!
5. Слова, противоположные по смыслу.
– Когда мы отдыхали, то выполняли различные упражнения:
Наклонялись – выпрямлялись,
Приседали – вставали,
Ходили – стояли.
– Как можно назвать такие слова, когда они противоположны по своему значению?
ВЫВОД: Слова противоположные по значению это – антонимы.
6. Коллективная работа (работа по таблице). Вставить пропущенные слова в пословицах и поговорках.
- Кто хочет много знать, тому надо … спать.
- За маленьким погнался, … потерял.
- Ученье – свет, а неученье – …
- Вещь лучше новая, а друг – …
- Маленькое дело лучше … безделья.
- В бою горько, а зато потом …
- Ранняя птичка носик прочищает, а … – глаза продирает.
- Умный надеется на свои дела, а … полагается на надежду.
– Какую роль играют антонимы в речи? Сделайте вывод.
ВЫВОД: Употребление антонимов делают нашу речь разнообразной, богатой.
Зарядка для глаз.
Мы сменим занятие на отдых.
Мы писали и читали,
Глазки у ребят устали (поморгать глазами)
Посмотрите все в окно (посмотреть влево-вправо)
Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем (закрыть глаза ладошками)
В классе радугу посмотрим,
Вверх по радуге пойдем (посмотреть по дуге вправо-влево)
Вправо, влево повернём
А потом скатимся вниз (посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).
III. Обобщение и итог урока.
Проведение игр
1. «Синонимы»
– Какими синонимами из четырех букв можно заменить такие слова приятель, противник, солдатик, шагать, красный, печаль, работа? (друг, враг, воин (боец), идти, алый, горе, труд (дело))
2. «Антонимы»
– Подберите животных и птиц, чтобы назвать храбреца, задиру, хитреца, увальня, безбилетника (орел, петух, лиса, медведь, (тюлень), заяц).
3. О чем говорили сегодня на уроке? Что такое синонимы и антонимы?
Слова-синонимы
Всегда близки по смыслу,
Разняться лишь
Оттенками подчас
Родимый край – Отечество – Отчизна.
Как много в них священного для нас!
Болезнь – здоровье,
Минус – плюс.
Огонь – вода
Все антонимы всегда
Противоположны.
IV. Домашнее задание, инструктаж.
Каждый из вас в начале урока сказал: «Я всё знаю и умею». Теперь полученные знания можете применить при выполнении упражнения №485. Текст списать и подчеркнуть слова антонимы.
V. Подведение итогов. Выставление оценок с мотивацией.
VI. Рефлексия.
(Кто-то сегодня был в хорошем настроении, а кому-то было грустно).
За работу всем спасибо.
Вы ребята молодцы!
Всем здоровья я желаю
Вы трудились от души!