Силикатная промышленность. 9-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (676 кБ)


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:

  • Показать значимость силикатной промышленности как в народном хозяйстве, так и в быту.
  • Систематизировать знания учащихся о технологии керамического, стекольного и цементного производств.
  • Обобщить знания о природных соединениях кремния как основе силикатной промышленности.

Развивающая: развивать самостоятельность учащихся в работе с учебником и научно-популярной литературой, развивать познавательную активность учеников, способствовать выработке навыков наблюдения, умения анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы.

Воспитательная: воспитывать патриотическое отношение к своей Родине, ее экономическому развитию.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний:

Записываем тему урока (Слайд 1).

Решение проблемных вопросов - 10 минут

Что включает в себя силикатная промышленность?

Чтобы ответить на этот вопрос я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.

К реке спустился налегке, а став тяжелым домой пошел (Слайд 2).

Из меня посуду тонкую
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор
Называюсь я . . . . . . . . . .

(Слайд 3).

В избе мерзнет, а на дворе и улице не мерзнет (Слайд 4).

На топтале был, на кружале был
На пожаре был, на базаре был
Молод был - людей кормил

(Слайд 5).

Сырая пыль в воду нырь, потом на мастерок и готов домок

(Слайд 6).

2. Постановка цели и задачи урока:

Все эти материалы несут в себе химический смысл и имеют общие и отличительные особенности.

Анализ, сравнение, обобщение - 5 минут

СТАВИМ ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Подумайте и скажите, что же объединяет все эти понятия, что же между ними общего?

(в их состав входят соединения Si)

ВЫВОД: Итак, ребята перед вами представлена продукция силикатной промышленности (Слайд 7).

А теперь давайте подумаем, чем эти материалы отличаются друг от друга? На какие группы вы бы их разделили?

1 группа: стеклянный кувшин, оконное стекло, хрусталь

2 группа: глиняный горшок, кирпич, фарфор

3 группа: цемент (Слайд 8).

Запись схемы в тетрадь - 5 минут

(Слайд 9)

Формирование цели и задачи урока

А что бы вы хотели узнать на уроке об этих изделиях?

(об их составе, как их делают, из чего)

ВЫВОД: какова же цель нашего урока?

ЦЕЛЬ: Дать понятие о силикатной промышленности и показать ее значимость в народном хозяйстве (для этого в конце урока мы должны будем ответить на вопрос: что объединяет все эти изделия между собой, ведь не случайно все эти отрасли относятся к силикатной промышленности)

ЗАДАЧИ: Для этого мы с вами должны привести в систему знания о стекольной, керамической и цементной отраслях силикатной промышленности, а именно о их составе, сырье и химических процессах, которые легли в основу производства данной продукции (Слайд 10).

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

Выполнение дифференцированных заданий - 20 минут

Сейчас каждый из вас получит задание разной степени сложности (Слайд 11):

1 уровень: вам необходимо вставить пропущенные слова в текстах о производстве керамики, стекла и цемента.

2 уровень: заполните таблицу "Сравнительная характеристика керамической, стекольной и цементной отраслей силикатной промышленности".

3 уровень: заполните таблицу, выявив признаки сравнения керамической, стекольной и цементной отраслей силикатной промышленности. (Приложение 1)

Физкульминутка - 5 минут

Проверка дифференцированных заданий - 20 - 25 минут

Выступление 1 уровня, остальные уровни в это время проверяют свои таблицы (Слайд 12, 13, 14).

- Поднимите руки, кто заполнил таблицу правильно?

Проверка таблицы 2 и 3 уровня - редактирование и исправление признаков сравнения (Слайд 15).

- Так что же объединяет все эти объекты между собой? (В их состав входят соединения кремния Si).

Запись в тетради - 5 минут

Силикатная промышленность - это производство различных строительных материалов, стекла и керамики из природных соединений кремния-элемента, который считается царем мертвой природы (Слайд 16).

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

- Что включает в себя силикатная промышленность?

- Что вы узнали сегодня на уроке?

- Почему данная промышленность называется силикатная? (так как в процессе этих производств образуются соли-силикаты металлов).

Na2CO3 + SiO2 Na2SiO3 + CO2

CaCO3 + SiO2 CaSiO3 + CO2

CaO + SiO2 CaSiO3

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Слайд 17)

Запись домашнего задания - 5 минут

1 уровень:

1. Проработайте записи в тетради по теме урока.

2. Подготовьте сообщение о производстве стекла, цемента и керамики.

3. Осуществите превращения:

Si -> SiO2 -> H2SiO3 -> Na2SiO3

Назовите все вещества.

2 уровень:

1. Проработайте записи в тетради по теме урока.

2. Составьте рассказ по таблице (о каком-либо одном производстве)

3. Определите массовую долю выхода силиката Na, если при сплавлении 5 кг гидроксида натрия с песком получено 6,1 кг продукта.

2NaOH + SiO2 =t Na2SiO3 + H2O

3 уровень:

1. Проработайте записи в тетради по теме урока.

2. Используя параграф 39 (старый учебник), запишите, что такое рубиновое стекло, химическое стекло и кварцевое стекло. Опишите их отличительные свойства и области применения.

3. Задача: Какова масса Si, полученного восстановлением 1 кг оксида Si(IV) алюминием, массовая доля примесей в котором 16,6%, если выход Si равен 80% от теоретического.

3SiO2 + 4AL -> 2 AL2O3 + 3 Si