ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная:
- Показать значимость силикатной промышленности как в народном хозяйстве, так и в быту.
- Систематизировать знания учащихся о технологии керамического, стекольного и цементного производств.
- Обобщить знания о природных соединениях кремния как основе силикатной промышленности.
Развивающая: развивать самостоятельность учащихся в работе с учебником и научно-популярной литературой, развивать познавательную активность учеников, способствовать выработке навыков наблюдения, умения анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы.
Воспитательная: воспитывать патриотическое отношение к своей Родине, ее экономическому развитию.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний:
Записываем тему урока (Слайд 1).
Решение проблемных вопросов - 10 минут
Что включает в себя силикатная промышленность?
Чтобы ответить на этот вопрос я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.
К реке спустился налегке, а став тяжелым домой пошел (Слайд 2).
Из меня посуду тонкую
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор
Называюсь я . . . . . . . . . .
(Слайд 3).
В избе мерзнет, а на дворе и улице не мерзнет (Слайд 4).
На топтале был, на кружале был
На пожаре был, на базаре был
Молод был - людей кормил
(Слайд 5).
Сырая пыль в воду нырь, потом на мастерок и готов домок
(Слайд 6).
2. Постановка цели и задачи урока:
Все эти материалы несут в себе химический смысл и имеют общие и отличительные особенности.
Анализ, сравнение, обобщение - 5 минут
СТАВИМ ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Подумайте и скажите, что же объединяет все эти понятия, что же между ними общего?
(в их состав входят соединения Si)
ВЫВОД: Итак, ребята перед вами представлена продукция силикатной промышленности (Слайд 7).
А теперь давайте подумаем, чем эти материалы отличаются друг от друга? На какие группы вы бы их разделили?
1 группа: стеклянный кувшин, оконное стекло, хрусталь
2 группа: глиняный горшок, кирпич, фарфор
3 группа: цемент (Слайд 8).
Запись схемы в тетрадь - 5 минут
(Слайд 9)
Формирование цели и задачи урока
А что бы вы хотели узнать на уроке об этих изделиях?
(об их составе, как их делают, из чего)
ВЫВОД: какова же цель нашего урока?
ЦЕЛЬ: Дать понятие о силикатной промышленности и показать ее значимость в народном хозяйстве (для этого в конце урока мы должны будем ответить на вопрос: что объединяет все эти изделия между собой, ведь не случайно все эти отрасли относятся к силикатной промышленности)
ЗАДАЧИ: Для этого мы с вами должны привести в систему знания о стекольной, керамической и цементной отраслях силикатной промышленности, а именно о их составе, сырье и химических процессах, которые легли в основу производства данной продукции (Слайд 10).
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
Выполнение дифференцированных заданий - 20 минут
Сейчас каждый из вас получит задание разной степени сложности (Слайд 11):
1 уровень: вам необходимо вставить пропущенные слова в текстах о производстве керамики, стекла и цемента.
2 уровень: заполните таблицу "Сравнительная характеристика керамической, стекольной и цементной отраслей силикатной промышленности".
3 уровень: заполните таблицу, выявив признаки сравнения керамической, стекольной и цементной отраслей силикатной промышленности. (Приложение 1)
Физкульминутка - 5 минут
Проверка дифференцированных заданий - 20 - 25 минут
Выступление 1 уровня, остальные уровни в это время проверяют свои таблицы (Слайд 12, 13, 14).
- Поднимите руки, кто заполнил таблицу правильно?
Проверка таблицы 2 и 3 уровня - редактирование и исправление признаков сравнения (Слайд 15).
- Так что же объединяет все эти объекты между собой? (В их состав входят соединения кремния Si).
Запись в тетради - 5 минут
Силикатная промышленность - это производство различных строительных материалов, стекла и керамики из природных соединений кремния-элемента, который считается царем мертвой природы (Слайд 16).
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
- Что включает в себя силикатная промышленность?
- Что вы узнали сегодня на уроке?
- Почему данная промышленность называется силикатная? (так как в процессе этих производств образуются соли-силикаты металлов).
Na2CO3 + SiO2 Na2SiO3 + CO2
CaCO3 + SiO2 CaSiO3 + CO2
CaO + SiO2 CaSiO3
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Слайд 17)
Запись домашнего задания - 5 минут
1 уровень:
1. Проработайте записи в тетради по теме урока.
2. Подготовьте сообщение о производстве стекла, цемента и керамики.
3. Осуществите превращения:
Si -> SiO2 -> H2SiO3 -> Na2SiO3
Назовите все вещества.
2 уровень:
1. Проработайте записи в тетради по теме урока.
2. Составьте рассказ по таблице (о каком-либо одном производстве)
3. Определите массовую долю выхода силиката Na, если при сплавлении 5 кг гидроксида натрия с песком получено 6,1 кг продукта.
2NaOH + SiO2 =t Na2SiO3 + H2O
3 уровень:
1. Проработайте записи в тетради по теме урока.
2. Используя параграф 39 (старый учебник), запишите, что такое рубиновое стекло, химическое стекло и кварцевое стекло. Опишите их отличительные свойства и области применения.
3. Задача: Какова масса Si, полученного восстановлением 1 кг оксида Si(IV) алюминием, массовая доля примесей в котором 16,6%, если выход Si равен 80% от теоретического.
3SiO2 + 4AL -> 2 AL2O3 + 3 Si