Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: игра по командам с применением театрализации.
Средства обучения:
1) Вигасин А.А. История Древнего мира: 5 класс, -М.: Просвещение, 2010. 287 с.
2) Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Ванина Э.В. История Древнего мира: 5 класс: -М.; Вентана - Граф, 2007, 304 с.
3) Презентация Microsoft PowerPoint.
4) Компьютер и мультимедийный проектор.
5) Историческая карта.
6) Иллюстрации по истории Древнего мира.
7) Рисунки учащихся, выполненные заранее.
Цели и задачи урока: (слайд 2)
- обобщить и систематизировать знания об истории Древней Греции;
- выявить пробелы в знаниях;
- совершенствовать умения и навыки при работе с текстом, хронологией, иллюстрациями и исторической картой;
- развитие умения ориентироваться в определённой исторической эпохе;
- воспитывать у учащихся уважение и бережное отношение к историческому наследию древних греков;
- воспитывать дисциплину в группе.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение целей и задач урока
Вступительное слово учителя: История Древней Греции богата и разнообразна событиями. На протяжении нескольких занятий мы знакомились с историей, искусством и религией этой страны. Подводя итоги изучения истории Древней Греции, проведем повторительно - обобщающий урок по теме: "Древняя Греция".
Проходить наш урок будет в форме игры по командам и театрализации.
Давайте разделимся на две команды, выберем капитанов команд и начнём урок.
Оценка игры: (слайд 4)
- За каждый правильный ответ вы получаете: 1 бал,
- За неправильный ответ: 0 баллов.
- За правильный ответ на вопрос команды соперников: 2 балла.
Повторение ранее изученного материала
Конкурсы (слайд 4)
- Разминка капитанов.
- Разминка для команд.
- "История на карте и в рисунке".
- Историческая "путаница".
- "Героем Эллады".
- Исторический "зоосад".
- Экскурсия в Музей вещей.
- Воображаемое путешествие.
Учитель: На наш урок мы ждём гостей. А вот и гости. В классе появляются богиня Клио (театрализация). Она приветствует участников игры, читает стихотворение.
"Путь из Древней Греции был не близок (слайд 5)
Я Богиня Клио, с историей дружу,
С пантеона со священной горы Олимп
Спустилась я, с богинями,
с сёстрами своими.
"Разминка капитанов". (слайд 6-14)
Капитаны рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы.
Учитель: Вопросы для двух капитанов (сложный вопрос)
Как греки называли богинь?
По предметам, которые они держат в руках, определить, каким видам искусства они покровительствовали?
Вопросы для 1 команды: Урания, Эвтерпа, Кальмиопа.
Вопросы для 2 команды: Талия, Мельпомена, Терпсихора.
Разминка для команд. (слайд 15-33)
Вопросы для 1 команды:
- Бог земли и неба, царь богов и людей? (Зевс).
- Школа в Афинах, где занимались гимнастикой? (Палестра).
- Царь, совершивший завоевательный поход в Азию? (А. Македонский).
- Название южной части Греции? (Пелопоннес).
- Автор скульптуры "Дискобол".(Мирон).
- Название военного судна у греков? (Триера)
- Высший орган, выражающий волю народа в Афинах? (Народное собрание).
- Поселение греков за морем? (Колония).
Вопросы для 2 команды:
- Возвышенная и укреплённая часть Афин, верхний город? (Акрополь).
- Создатель поэмы "Одиссея"? (Гомер).
- Храм богини Афины (Парфенон)
- Богиня плодородия? (Деметра).
- Деятель Афин, которого избирали 15 раз стратегом? (Перикл).)
- Сосуд для вина и масла? (Амфора).
- Власть народа в Древней Греции? (Демократия).
- Построение войск у македонской пехоты? (Фаланга)
"История на карте". (слайд 34-36)
Учитель показывает карту и иллюстрацию к ней, дети определяют события и рассказывают о нём. Работает вся команда. Учащиеся сидят за круглым столом.
Вопросы для двух команд: Определить. Какое событие изображено на карте? Расскажите о нём.
Примечание: Можно другие иллюстрации, например: Марафонской битвы и др.
Историческая "путаница". (слайд 37 - 41).
Учитель показывает неправильный текст. От команды приглашаются по 2 учащихся. Учащиеся работают с текстом и исправляют ошибки.
Вопрос для двух команд: Найти в тексте ошибки и исправить их.
Задание для 1 команды:
Восточное побережье Греции омывается Ионическим, а западное Эгейским. Эгейское море усеяно многими островами. В южной части Греции находится самый большой остров - Пелопоннес.
В конце второго тысячелетия в Грецию вторглись греческие племена - дорийцев, что привело к подъёму хозяйства и культуры.
Юга - западная части Пелопоннеса называлась Мессения. В Мессении находиться греческое государство Спарта. Спартанцы занимались ремеслом. В городе был район Керамик. Здесь работали искусные ремесленники. Они делали разные сосуды.
В Спарту приезжали чужеземцы. За соблюдением всех законов зорко следило Народное собрание.
Ответ: Восточное побережье Греции омывается Эгейским морем, а западное побережье Ионическим. Эгейское море усеяно многими островами. В южной части Греции находится самый большой - остров Крит.
В конце второго тысячелетия в Грецию вторглись греческие племена - дорийцев, что привело к падению хозяйства и культуры Греции.
Юга - восточной части Пелопоннеса называлась Лаконика. В Лаконике находится греческое государство Спарта. Спартанцы были умелыми воинами. Район Керамик был в Афинах. Все другие занятия им запрещал закон. Чужеземцы в Спарту не приезжали - там нечего было смотреть. За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин.
Задание для 2 команды:
Древний город Северной Греции - Афины. В 8 в. до н. э. городом правили Совет Старейшин и 10 правителей. Власть в Афинах того времени принадлежала аристократам. Слово "аристократ", в переводе с греческого означает - свободный человек. Все жители Аттики считались гражданами.
Обработка земли в Греции не требовала тяжёлого труда. Греки сеяли главным образом пшеницу. В 500 -м году до н. э. знать избрала архонтом Солона. Он провёл преобразования в сельском хозяйстве, так как там больше всего использовали труд рабов. Положение их было тяжёлым. Рабов в Спарте называли илотами.
В IV веке до н.э. Греция, приходив в упадок и попадает под власть Персии.
Ответ: Древний город Средней Греции- Афины. В 8 в. до н. э. городом правили Совет старейшин и 9 правителей. Власть в Афинах того времени принадлежала аристократам. Слово "аристократ" означает - знатный человек. Все жители Аттики, кроме женщин и приезжих, считались гражданами.
Обработка земли в Греции требовала тяжёлого труда. Греки сеяли главным образом ячмень. В 594 -м году до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. Он провёл преобразования в положении демоса и управлении и государством. В сельском хозяйстве меньше всего использовали труд рабов. Положение рабов не улучшилось. Рабов в Афинах называли илотами.
В IV веке до н.э. Греция приходив в упадок и попадает под власть Македонии.
5. "Герои Эллады" (слайд 42- 46)
От команды капитаном назначаются два участника: один задаёт вопросы, другой отвечает от имени героя. Помогать отвечать может вся команда.
Общие вопросы для двух команд:
Ответьте на вопросы от первого лица?
Определите, кто изображён на скульптуре?
Вопросы для 1 команды:
- Кто изображён на бюсте? (Мельтиад)
- Какую должность вы занимали в Афинах? (стратега).
- Почему вас избрали на эту должность? (я опытный воин, знаю привычки персов).
- В каком сражении вы принимали участие и против кого? (Марафонской битве, в 490г. до н. э.).
- Кто возглавлял войско персов? (Дарий I).
- Чем в военном отношении вас превосходили персы? (у них была конница и лучники).
- Почему вы решились на сражение? (персы отплыли на кораблях в беззащитные Афины).
- Какую тактику вы использовали, чем закончилась битва? (сражение фалангой, греки победили).
Вопросы (ответ) для 2 команды:
- Кто изображён на скульптуре? (Леонид.)
- Откуда вы и почему вас поставили во главе войска? ( Я царь Спарты, а цари в Спарте командуют войском).
- В каком сражении вы и ваше войско завоевало славу? (у Фермопил)
- Кто возглавлял войско персов? (царь Ксеркс)
- Какое количество воинов было у греков возле Фермопил? (7 тыс.)
- Почему вы потерпели поражение? (нашелся предатель)
- Почему 300 спартанцев осталось сражаться зная, что сражение будет проиграно? (в Спарте, воин покинувший своё боевое место становился предметом насмешек и лишался всех прав).
- Чем закончилось сражение? (спартанцы все погибли).
6. Исторический "зоосад" (слайд 47 - 51).
Учитель показывает учащимся рисунки, учащиеся отвечают на вопросы по данным рисункам.
Общий вопрос для команд:
В каких мифах греки изображали этих животных? (рисунки учащихся.)
Задание 1 команде: Лев, лань, козлы. ( Геракл победил немейского льва, Богиня Артемида изображена с ланью, танцы в честь бога Диониса в шкурах козлов).
Задание 2 команде: Бык, овцы, собака. ( Авгиевы конюшни, которые вычистил Геракл, Ясон пахал на быках, Ясон похитил золотое руно, циклоп Полифем пас овец, собака Аргус узнавшая Одиссея, Цербер - охраняет вход в подземное царство).
Примечание: Учитель может предложить и другие изображения животных (например, Сцилла, орёл и другие).
Экскурсия в Музее вещей (слайд 52 - 60)
Общие вопросы для команд:
Проведите экскурсию одной вещи, употребив, где нужно, крылатое выражение.
Задание 1 команде: Шляпа и сандалии с крылышками, яблоко, маски и сандалии на толстой подошве. (Богу Гермесу. "Яблоко раздора" - принадлежало богине ссоры. Эриде. Согласно мифу, она начала Троянскую войну. Актёрам в театре)
Задание 2 команде: Клубок ниток и меч, зеркальце, молот и наковальня.
("Нить Ариадны". Ариадна дала Тесею, чтобы он и его путники выбрались из лабиринта. Афродите - богине красоты и любви. Гефесту - богу кузнечного дела.)
Воображаемое путешествие. (слайд 61 - 63).
Учитель объясняет задания. Нужно составить полный рассказ, что изображено на иллюстрации.
Задание 1 команде: Олимпия 776 г до н. э.
Задание 2 команде: Афинский порт Пирей.
7. Заключительное слово учителя. (слайд 64)
Учитель: Мы изучили историю Древней Греции. История этой страны богата событиями и культурными памятниками, которые дошли до наших дней. Греки оставили будущим поколениям большое культурное и научное наследие.
Учитель подводит итоги, выставляет оценки по
номинациям:
"Самый умный",
Домашнее задание: составить секвейн со словом "Греция". (65 слайд)
Например:
Греция
- Чудесная, культурная, могущественная
- Живет, воюет, развивается, процветает
- Античная страна.
Литература.
- Быляева В., Лупоядов В. Семенихина И., История Древнего мира. Пособие для учителя истории: 5 класс. - Брянск: Курсив, 2003.
- Кочергина Л.Л. История древнего мира. 5 класс: поурочные планы по учебнику
- А.А Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой.- Волгоград: Учитель,2007.-159 с.
- Кун. Н. Легенды и мифы Древней Греции. Боги и герои.1 том. М.; Из-во "Мир Искателя"2001. 304 с.
- Хрестоматия по истории древнего мира: Пособия для учителя/ сост. Е.А.Черкасова.- М.: Просвещение, 1987. 256 с.