Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: игра по командам с применением театрализации.

Средства обучения:

1) Вигасин А.А. История Древнего мира: 5 класс, -М.: Просвещение, 2010. 287 с.

2) Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Ванина Э.В. История Древнего мира: 5 класс: -М.; Вентана - Граф, 2007, 304 с.

3) Презентация Microsoft PowerPoint.

4) Компьютер и мультимедийный проектор.

5) Историческая карта.

6) Иллюстрации по истории Древнего мира.

7) Рисунки учащихся, выполненные заранее.

Цели и задачи урока: (слайд 2)

  • обобщить и систематизировать знания об истории Древней Греции;
  • выявить пробелы в знаниях;
  • совершенствовать умения и навыки при работе с текстом, хронологией, иллюстрациями и исторической картой;
  • развитие умения ориентироваться в определённой исторической эпохе;
  • воспитывать у учащихся уважение и бережное отношение к историческому наследию древних греков;
  • воспитывать дисциплину в группе.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей и задач урока

Вступительное слово учителя: История Древней Греции богата и разнообразна событиями. На протяжении нескольких занятий мы знакомились с историей, искусством и религией этой страны. Подводя итоги изучения истории Древней Греции, проведем повторительно - обобщающий урок по теме: "Древняя Греция".

Проходить наш урок будет в форме игры по командам и театрализации.

Давайте разделимся на две команды, выберем капитанов команд и начнём урок.

Оценка игры: (слайд 4)

  • За каждый правильный ответ вы получаете: 1 бал,
  • За неправильный ответ: 0 баллов.
  • За правильный ответ на вопрос команды соперников: 2 балла.

Повторение ранее изученного материала

Конкурсы (слайд 4)

  1. Разминка капитанов.
  2. Разминка для команд.
  3. "История на карте и в рисунке".
  4. Историческая "путаница".
  5. "Героем Эллады".
  6. Исторический "зоосад".
  7. Экскурсия в Музей вещей.
  8. Воображаемое путешествие.

Учитель: На наш урок мы ждём гостей. А вот и гости. В классе появляются богиня Клио (театрализация). Она приветствует участников игры, читает стихотворение.

"Путь из Древней Греции был не близок (слайд 5)
Я Богиня Клио, с историей дружу,
С пантеона со священной горы Олимп
Спустилась я, с богинями,
с сёстрами своими.

"Разминка капитанов". (слайд 6-14)

Капитаны рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы.

Учитель: Вопросы для двух капитанов (сложный вопрос)

Как греки называли богинь?

По предметам, которые они держат в руках, определить, каким видам искусства они покровительствовали?

Вопросы для 1 команды: Урания, Эвтерпа, Кальмиопа.

Вопросы для 2 команды: Талия, Мельпомена, Терпсихора.

Разминка для команд. (слайд 15-33)

Вопросы для 1 команды:

  1. Бог земли и неба, царь богов и людей? (Зевс).
  2. Школа в Афинах, где занимались гимнастикой? (Палестра).
  3. Царь, совершивший завоевательный поход в Азию? (А. Македонский).
  4. Название южной части Греции? (Пелопоннес).
  5. Автор скульптуры "Дискобол".(Мирон).
  6. Название военного судна у греков? (Триера)
  7. Высший орган, выражающий волю народа в Афинах? (Народное собрание).
  8. Поселение греков за морем? (Колония).

Вопросы для 2 команды:

  1. Возвышенная и укреплённая часть Афин, верхний город? (Акрополь).
  2. Создатель поэмы "Одиссея"? (Гомер).
  3. Храм богини Афины (Парфенон)
  4. Богиня плодородия? (Деметра).
  5. Деятель Афин, которого избирали 15 раз стратегом? (Перикл).)
  6. Сосуд для вина и масла? (Амфора).
  7. Власть народа в Древней Греции? (Демократия).
  8. Построение войск у македонской пехоты? (Фаланга)

"История на карте". (слайд 34-36)

Учитель показывает карту и иллюстрацию к ней, дети определяют события и рассказывают о нём. Работает вся команда. Учащиеся сидят за круглым столом.

Вопросы для двух команд: Определить. Какое событие изображено на карте? Расскажите о нём.

Примечание: Можно другие иллюстрации, например: Марафонской битвы и др.

Историческая "путаница". (слайд 37 - 41).

Учитель показывает неправильный текст. От команды приглашаются по 2 учащихся. Учащиеся работают с текстом и исправляют ошибки.

Вопрос для двух команд: Найти в тексте ошибки и исправить их.

Задание для 1 команды:

Восточное побережье Греции омывается Ионическим, а западное Эгейским. Эгейское море усеяно многими островами. В южной части Греции находится самый большой остров - Пелопоннес.

В конце второго тысячелетия в Грецию вторглись греческие племена - дорийцев, что привело к подъёму хозяйства и культуры.

Юга - западная части Пелопоннеса называлась Мессения. В Мессении находиться греческое государство Спарта. Спартанцы занимались ремеслом. В городе был район Керамик. Здесь работали искусные ремесленники. Они делали разные сосуды.

В Спарту приезжали чужеземцы. За соблюдением всех законов зорко следило Народное собрание.

Ответ: Восточное побережье Греции омывается Эгейским морем, а западное побережье Ионическим. Эгейское море усеяно многими островами. В южной части Греции находится самый большой - остров Крит.

В конце второго тысячелетия в Грецию вторглись греческие племена - дорийцев, что привело к падению хозяйства и культуры Греции.

Юга - восточной части Пелопоннеса называлась Лаконика. В Лаконике находится греческое государство Спарта. Спартанцы были умелыми воинами. Район Керамик был в Афинах. Все другие занятия им запрещал закон. Чужеземцы в Спарту не приезжали - там нечего было смотреть. За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин.

Задание для 2 команды:

Древний город Северной Греции - Афины. В 8 в. до н. э. городом правили Совет Старейшин и 10 правителей. Власть в Афинах того времени принадлежала аристократам. Слово "аристократ", в переводе с греческого означает - свободный человек. Все жители Аттики считались гражданами.

Обработка земли в Греции не требовала тяжёлого труда. Греки сеяли главным образом пшеницу. В 500 -м году до н. э. знать избрала архонтом Солона. Он провёл преобразования в сельском хозяйстве, так как там больше всего использовали труд рабов. Положение их было тяжёлым. Рабов в Спарте называли илотами.

В IV веке до н.э. Греция, приходив в упадок и попадает под власть Персии.

Ответ: Древний город Средней Греции- Афины. В 8 в. до н. э. городом правили Совет старейшин и 9 правителей. Власть в Афинах того времени принадлежала аристократам. Слово "аристократ" означает - знатный человек. Все жители Аттики, кроме женщин и приезжих, считались гражданами.

Обработка земли в Греции требовала тяжёлого труда. Греки сеяли главным образом ячмень. В 594 -м году до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. Он провёл преобразования в положении демоса и управлении и государством. В сельском хозяйстве меньше всего использовали труд рабов. Положение рабов не улучшилось. Рабов в Афинах называли илотами.

В IV веке до н.э. Греция приходив в упадок и попадает под власть Македонии.

5. "Герои Эллады" (слайд 42- 46)

От команды капитаном назначаются два участника: один задаёт вопросы, другой отвечает от имени героя. Помогать отвечать может вся команда.

Общие вопросы для двух команд:

Ответьте на вопросы от первого лица?

Определите, кто изображён на скульптуре?

Вопросы для 1 команды:

  1. Кто изображён на бюсте? (Мельтиад)
  2. Какую должность вы занимали в Афинах? (стратега).
  3. Почему вас избрали на эту должность? (я опытный воин, знаю привычки персов).
  4. В каком сражении вы принимали участие и против кого? (Марафонской битве, в 490г. до н. э.).
  5. Кто возглавлял войско персов? (Дарий I).
  6. Чем в военном отношении вас превосходили персы? (у них была конница и лучники).
  7. Почему вы решились на сражение? (персы отплыли на кораблях в беззащитные Афины).
  8. Какую тактику вы использовали, чем закончилась битва? (сражение фалангой, греки победили).

Вопросы (ответ) для 2 команды:

  1. Кто изображён на скульптуре? (Леонид.)
  2. Откуда вы и почему вас поставили во главе войска? ( Я царь Спарты, а цари в Спарте командуют войском).
  3. В каком сражении вы и ваше войско завоевало славу? (у Фермопил)
  4. Кто возглавлял войско персов? (царь Ксеркс)
  5. Какое количество воинов было у греков возле Фермопил? (7 тыс.)
  6. Почему вы потерпели поражение? (нашелся предатель)
  7. Почему 300 спартанцев осталось сражаться зная, что сражение будет проиграно? (в Спарте, воин покинувший своё боевое место становился предметом насмешек и лишался всех прав).
  8. Чем закончилось сражение? (спартанцы все погибли).

6. Исторический "зоосад" (слайд 47 - 51).

Учитель показывает учащимся рисунки, учащиеся отвечают на вопросы по данным рисункам.

Общий вопрос для команд:

В каких мифах греки изображали этих животных? (рисунки учащихся.)

Задание 1 команде: Лев, лань, козлы. ( Геракл победил немейского льва, Богиня Артемида изображена с ланью, танцы в честь бога Диониса в шкурах козлов).

Задание 2 команде: Бык, овцы, собака. ( Авгиевы конюшни, которые вычистил Геракл, Ясон пахал на быках, Ясон похитил золотое руно, циклоп Полифем пас овец, собака Аргус узнавшая Одиссея, Цербер - охраняет вход в подземное царство).

Примечание: Учитель может предложить и другие изображения животных (например, Сцилла, орёл и другие).

Экскурсия в Музее вещей (слайд 52 - 60)

Общие вопросы для команд:

Проведите экскурсию одной вещи, употребив, где нужно, крылатое выражение.

Задание 1 команде: Шляпа и сандалии с крылышками, яблоко, маски и сандалии на толстой подошве. (Богу Гермесу. "Яблоко раздора" - принадлежало богине ссоры. Эриде. Согласно мифу, она начала Троянскую войну. Актёрам в театре)

Задание 2 команде: Клубок ниток и меч, зеркальце, молот и наковальня.

("Нить Ариадны". Ариадна дала Тесею, чтобы он и его путники выбрались из лабиринта. Афродите - богине красоты и любви. Гефесту - богу кузнечного дела.)

Воображаемое путешествие. (слайд 61 - 63).

Учитель объясняет задания. Нужно составить полный рассказ, что изображено на иллюстрации.

Задание 1 команде: Олимпия 776 г до н. э.

Задание 2 команде: Афинский порт Пирей.

7. Заключительное слово учителя. (слайд 64)

Учитель: Мы изучили историю Древней Греции. История этой страны богата событиями и культурными памятниками, которые дошли до наших дней. Греки оставили будущим поколениям большое культурное и научное наследие.

Учитель подводит итоги, выставляет оценки по номинациям:

  • "Самый умный",
  • "Самый культурный",
  • "Самый эрудированный",
  • "Знаток мифов",
  • "Самый сообразительный",
  • "Знаток исторических фактов".

Домашнее задание: составить секвейн со словом "Греция". (65 слайд)

Например:

Греция

  • Чудесная, культурная, могущественная
  • Живет, воюет, развивается, процветает
  • Античная страна.

Литература.

  1. Быляева В., Лупоядов В. Семенихина И., История Древнего мира. Пособие для учителя истории: 5 класс. - Брянск: Курсив, 2003.
  2. Кочергина Л.Л. История древнего мира. 5 класс: поурочные планы по учебнику
  3. А.А Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой.- Волгоград: Учитель,2007.-159 с.
  4. Кун. Н. Легенды и мифы Древней Греции. Боги и герои.1 том. М.; Из-во "Мир Искателя"2001. 304 с.
  5. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособия для учителя/ сост. Е.А.Черкасова.- М.: Просвещение, 1987. 256 с.