Урок с использованием мультимедийной презентации – инструмент формирования ключевых компетенций школьников

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (41 МБ)

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (540 кБ)

Загрузить презентацию (94 кБ)


Примечание: план - меню урока не является планом работы учителя над темой (см. конспект урока).

"Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года" отметила необходимость формирования школой ключевых общепредметных компетенций. Учебно-познавательная, коммуникативная, информационная компетенции отнесены к разряду ключевых.

Развитию перечисленных учебно-интеллектуальных умений школьников в наибольшей степени способствует включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в т. ч. ИКТ. Именно мультимедиа уроки, в данном случае уроки русского языка, позволяют мне целенаправленно работать над развитием ключевых компетенций учеников.

Каким образом эти уроки формируют, развивают компетенции школьников? Согласно НЛП, новому направлению научной психологии, основателями которого являются Р. Бэндлер и Дж. Гриндер, выделяются три перцептивные модальности, отражающие особенности восприятия человеком окружающего мира. По Дж. Гриндеру, "в обычном классе из 30 учеников у 22 достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности. 2 -3 ученика испытывают трудности по причинам, не связанным с особенностями восприятия... Остальные 4-6 учащихся, так называемые "трансляторы", - это преимущественно визуалы, или аудиалы, или кинестетики." Нам нужно научить всех учеников. Когда преподавание происходит по одному аудиальному каналу, что чаще всего и имеет место, у визуалов и кинестетиков возникает пауза в восприятии ими продолжающегося на уроке аудиального информационного потока. Они его "не слышат", так как в это время происходит независящий от них процесс трансляции информации с аудиального канала на "их" канал, и, как следствие, образуется "провал" в знаниях. Поэтому обучение школьным предметам с использованием мультимедиа сред - многоканальное обучение, которое создаёт предпосылки для формирования и развития ключевых компетенций у детей с разными типами восприятия, а значит, и для более успешного учения, потому что в этих условиях "аудиалы" слышат, "визуалы" воспринимают зрительный образ и символ, "кинестетики" получают ощущения.

Одним из компонентов моей работы является урок с использованием презентации, направленный на развитие ключевых компетенций учащихся с разными типами восприятия.

Конспект урока по теме "Местоимение" 6 класс.

Длительность урока 45 минут. Урок построен по технологии критического мышления. Мультимедиа технологии. (Управление уроком)

Цели урока:

Образовательные: дать понятие о местоимении как части речи, формировать умение узнавать местоимения и характеризовать их.

Развивающие: развитие учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенций учащихся.

Воспитательные: воспитание любви к слову, интереса к русскому языку и лингвистике в целом.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, готовность мультимедийной техники, презентация к уроку по теме "Понятие о местоимении

Приложение.

2. Орфографическая разминка (сл. 1 - 5) Работа за компьютером. Желающие от каждой группы по очереди выходят к компьютеру и решают одну орфографическую задачу.

3. Стадия вызова (сл. 6) На экран проецируется слайд под заголовком "Одна историйка". Ученик читает её:

Едут два человека в трамвае. Один говорит другому:

- А на вам муха!

- Не на "вам", а на "вас".

- На мине?

- Да не на "мине", а на "мне"!

- А я и говорю на вам!

- Какие слова вызывают комический эффект?

- Местоимения!

- Назовите слова, которые вы считаете местоимениями в этом маленьком тексте. К какому разряду местоимений они относятся? В чём заключается ошибка одного из героев этой историйки? Как бы вы употребили местоимение, вызвавшее затруднения, в других падежах? (сл.7)

- Определим тему урока. (Дети сами формулируют тему - "Местоимение")

Приём "Верите ли вы:?"

- Для каждого из вас я положила на стол листок с напечатанной таблицей. Вот она (сл.8) Но не забывайте, что вы группа. Вы можете принять решение, как будете работать: коллективно или индивидуально, но всё - таки советую после заполнения таблицы обсудить ответы.

Правила работы.

Всего 10 вопросов. Таблица состоит из двух строк и 10 столбцов, в первой строке - номера вопросов от 1 до 10. Во второй строке, если утверждение верное, ставим знак "+", если неверное - отмечаем его знаком "-". Вопросы начинаются со слов: "Верите ли вы:" (Учитель читает вопрос, ученики, обсудив в группе ответ, ставят нужный знак.)

1. Верите ли вы, что местоимение - самостоятельная часть речи?

2. Верите ли вы, что местоимения заменяют слова других частей речи и могут составлять группы (местоимения - существительные, местоимения - прилагательные)?

3. Верите ли вы, что местоимения обозначают предметы, признаки?

4. Верите ли вы, что местоимения обозначают количества?

5. Верите ли вы, что к местоимениям можно задать вопрос какой?

6. Верите ли вы, что слова - местоимения употребляются чаще слов других частей речи?

7. Верите ли вы, что местоимения указывают на предметы, признаки, количества?

8. Верите ли вы, что местоимения могут заменять наречие?

9. Верите ли вы, что местоимения почти не имеют особых морфологических и синтаксических признаков?

10. Верите ли вы, что местоимения могут быть любым членом предложения?

- К заполненной таблице мы вернёмся позже. Положите её на край стола.

4. Стадия осмысления. Приём "Инсерт"

- А сейчас мы работаем над статьёй учебника параграф 121 Понятие о местоимении, с. 161 - 162. Второй раздаточный лист - это тезисный план учебой статьи. В процессе чтения учебной статьи в нём вы делаете пометки:

V - эта информация мне известна, это я знал, вспомнил;

+ - это новая для меня информация;

? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Работа индивидуальная, самостоятельная. (Теория, параграф 121)

Физкультминутка "Танцуем со звёздами".

- На основе тезисного плана мы заполним также самостоятельно таблицу в тетради (сл. 9)

- Приступим к обсуждению таблицы в группах (5 минут).

1 группа:

V - эта информация мне известна, это я знал, вспомнил;

Назначенный группой ученик отвечает, группа дополняет. Другие группы тоже вносят дополнения.

2 группа:

+ - это новая для меня информация (выступающий, группа, дополнения других учеников.)

3 группа:

? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы

- Есть такая информация?

Как непонятную ребята отметили информацию о том, что местоимения могут заменять наречия. Разъяснения на слайдах 10, 11 и в комментарии учителя. (Как и в любой науке, в лингвистике могут быть разные взгляды на какие - либо понятия, явления. В учебнике, по которому мы занимаемся, местоимение рассматривается именно так: есть местоимения, которые заменяют наречия. Давайте посмотрим на примере: Слева послышался шёпот, там кто - то прятался. Слева - наречие, там - местоимение, оно указывает на место действия, но не называет его. В примере параграфа местоимение там заменяет именное словосочетание детский сад)

- Мы обсудили таблицу, дополнили её, исправили ошибки. Сравним полученные данные на экране и в тетрадях. (Сл. 12, 13, 14)

- Сколько таблиц мы заполнили на уроке? (2)

- Какая из них более полная, важная? (2 - я)

- Проверим, правильно ли мы поставили знаки "+" и "-", отвечая на вопросы: "Верите ли вы:?" (учитель второй раз читает правильные и неправильные утверждения).

- Кто не допустил ошибок?

- В чём заключается причина ошибочных ответов на вопросы 3,4,5,10 (забыли старый материал), 6,8,9 (новая информация)?

5. Стадия закрепления. Учитель читает стихотворение В. Степанова "Что мы Родиной зовём?" (сл. 15)

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим - синим
Флаг России над Кремлём.

- Понравилось вам стихотворение? О чём оно? Какие чувства оно вызвало у вас? Какие две Родины есть у каждого человека? В чём особенность построения стихотворения? Текст стихотворения на экране. Выпишите из него в два столбика местоимения и формы местоимений. (Выполнение с последующей проверкой). (Сл. 16)

- А сейчас немного математики. (Сл.17) Я открываю задачник Григория Остера. Правда, сосчитать сможет только тот, кто успеет, а перед нами стоит другая задача: нужно назвать местоимения, встретившиеся в них.

Итак, задача 1. (Сл. 18) Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за пять минут? (Сколько.) (25 штанов)

Задача 2. (Сл. 19) Воспитывая своего сына - двоечника, папа изнашивает в год два брючных ремня. Сколько ремней износил папа за все одиннадцать лет учёбы, если известно, что в 5 - м классе его сын дважды оставался на второй год? (Своего, сколько, все, его), (24 ремня)

Задача 3. (Сл. 20) В специальный ящик можно уложить 68 куриных яиц. Если уминать их ногами, то поместится в сто раз больше. Сколько уминаемых ногами яиц можно уложить в 3 таких же одинаковых ящиках? (их, сколько, таких) (0 или 2040 яиц)

- И последнее задание. Я показываю вам фрагмент мультфильма без звукового сопровождения, вы выбираете эпизод фильма и составляете диалог, в котором стараетесь использовать самые разные местоимения (видеоролик "Буревестник") Чтобы вам было легче выполнить задание, конкретизируем тему и назовём её так: "Диалоги после звонка на урок". На следующем уроке мы сравним диалоги мультфильма и ваши.

6. Стадия рефлексии.

- Я пишу пять строчек. Что это за строчки? Сочиняем синквейн (Сл. 21) Работаем в группах.

Пример получившегося синквейна:

Местоимение

Известное, новое

Не обозначает, указывает, связывает

Не может быть только сказуемым

Слова указательного значения

Перед тем, как дать домашнее задание, хочу сказать, что на последующих уроках мы рассмотрим такие темы местоимения: (сл. 22 - 31) Если у кого- то возникнет желание сделать сообщение по теме, презентацию, опорный конспект, мы с удовольствием послушаем и посмотрим вашу работу.

Домашнее задание: параграф 121, у. 591 (дети задают вопросы по выполнению домашней работы) (Сл. 32).

В настоящее время уже нет необходимости доказывать целесообразность таких уроков в учебном процессе. Они действительно формируют учебно-интеллектуальные умения наших таких разных учеников.

Список использованных источников.

1. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5 - 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.- 11-е изд., стереотип.- М., "Дрофа", 2002.-336 с.: илл.

2.Русский язык: Практика. 6 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений/Г.К. Лидман - Орлова, А.Ю. Купалова, С.Н. Молодцова и др. Под ред. Г.К. Лидман - Орловой.- 6- е изд., испр. и доп.- М., "Дрофа", 1999.- 288 с.:илл.

3.Стихи о Родине, о России. Патриотическое воспитание детей:- http://zanimatika.narodru/RF/>htm

4. Остер Г.Б. Задачник: Худ. Д. Бурусов. - М., "Росмэн", 1996.- 127 с.: илл.

Примечание:

1. Дидактические программные продукты разработаны автором;

2. Презентация "Местоимение", фрагментарно используемая на уроке, и тест, не использующийся на данном уроке, взяты из авторского учебного электронного пособия: Никитина Т.А. "Русский язык в конспектах", 5 - 9 кл., 2010