Программа модернизации российского образования предполагает подготовку учащихся к выбору будущей профессии и к полноценной жизни в новых социальных условиях. Для успешной трудовой деятельности и профессиональной карьеры кроме необходимых знаний у выпускников средних школ должны быть сформированы способности к общению и построению адекватных межличностных отношений. Современное общество нуждается в личностях, способных увлечь за собой, организовать совместную деятельность, понимать других людей и происходящие в мире события. В психологии такие качества рассматриваются как основные составляющие социальных способностей. Высокий уровень развития социальных способностей определяется как социальная и, в частности, лидерская одаренность, представляющая собой умение устанавливать зрелые, конструктивные, характеризующиеся глубиной и продуктивностью взаимоотношения с другими людьми. Соответственно, перед современной школой стоит задача воспитания социально одаренных учащихся.
Одним из направлений работы, способствующем выявлению и развитию социальной одаренности, является создание ученического самоуправления. Ученическое самоуправление открывает широкие возможности для проявления и реализации школьниками собственных инициатив, становления активной гражданской и лидерской позиции.
В нашей гимназии ученическое самоуправление представлено Парламентом во главе с Президентом. Членами ученического самоуправления являются обучающиеся, представители 7-11 классов, которые активно участвуют в общественной жизни гимназии. Так как это дети разного возраста, то и интересы они имеют различные, разную степень личностной зрелости и понимания целей своего участия в деятельности Парламента гимназии. Тем не менее, им необходимо вместе взаимодействовать и работать. Для решения этой задачи в рамках психологического сопровождения ученического самоуправления нашей гимназии была разработана и составлена программа тренинговых занятий Школа «Лидер». Подбор упражнений для программы опирался на психологические знания о структуре, возрастных, гендерных и других особенностях формирования социальнойодаренности. Таким образом, основная цель программы Школа «Лидер» – это развитие социальной, и в частности, лидерской одаренности.
Данная программа в течение года была апробирована с 26 обучающимися 12-16 лет, являющихся членами Парламента гимназии.Занятия проводились 1 раз в неделю, в течение часа. Результаты работы по программе отслеживались по динамике диагностических данных и в процессе наблюдения за взаимодействием группы. Таким образом, итогом участия в тренинге Школа «Лидер» выступило актуализация лидерского потенциала отдельных участников тренинга, повышение уровня сплоченности коллектива, формирование четкой структуры команды, осознание своих внутренних качеств.
В программе Школа «Лидер» идет групповая и индивидуальная работа, в процессе которой участники учатся осознавать себя, свои цели и ценности, брать ответственность и делегировать чужую, понимать свои ошибки и при этом опираться на свои сильные стороны.
Важным аспектом программы Школа «Лидер» является развитие навыков общения. В рамках программы участники получают навыки эффективного взаимодействия в команде, построения отношений с другими на основе взаимного уважения и сотрудничества, могут проявить себя в решении групповых задач, а также тренируются принимать решения в условиях неопределенности.
Задачи программы:
- Формирование внутренней мотивации к самопознанию.
- Развитие лидерского потенциала.
- Развитие навыков общения в группе.
- Умение эффективно взаимодействовать в команде: действовать согласованно в решении общих задач, принимать других людей, решать конфликты.
Формы реализации программы:
- тренинговые упражнения, в том числе моделирующие проблемные ситуации;
- ролевые игры;
- групповые дискуссии.
Структура каждого занятия выглядит следующим образом:
Начало занятия: погружение в работу – разогревающие упражнения, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть – упражнения и игры, направленные на реализацию основной цели занятия.
Обратная связь – рефлексия каждого участника группы.
Тематическое планирование занятий Школы «Лидер»
Тема блока тренинга | № и тема занятия, основные цели | Используемые упражнения, игры |
«Вводный». | 1. Знакомство с группой, формирование мотивации к работе в тренинге. | ·Знакомство ·Групповая дискуссия на тему «Правила группы» ·Групповая дискуссия на тему: «Модель лидерства» |
2. Освоить активный стиль общения, развить отношения партнерства. | ·Игра «Реклама» | |
«Лидер как эффективный коммуникатор» – развитие коммуникативных навыков. Освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства; потренироваться в определении четких и ясных целей деятельности; совершенствовать лидерские умения управлять группой; поупражняться в риторике – науке убеждать. | 3. Помощь в осознании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убеждения. | ·Упражнение «Передать одним словом» ·Упражнение «Леопольд» |
4. Развитие чувствительности к групповому процессу и поведению других. | ·Упражнение «Сиамские близнецы» ·Упражнение «Вавилонская башня» ·Игра «Шахматы» |
|
5. Организация личностной обратной связи, работа с самовосприятием. | ·Упражнение «Автопортрет» ·Упражнение «Комментарии» |
|
«Актуализация лидерского потенциала». | 6. Диагностика группового взаимодействия, работа с самовосприятием. | ·Упражнение «Место на шкале» ·Упражнение «Многоугольник в тумане» ·Упражнение «Дом» |
7. Отработка навыка принятия ответственности. Определение комфортного для себя состояния – «ведущий» или «ведомый». | ·Упражнение «Взаимопонимание» ·Упражнение «Слепой и поводырь» |
|
«Готовность к решению проблем и умение разрешать конфликты». Отработать умение продуктивно действовать и принимать эффективные решения в кризисной ситуации; способствовать мобилизации внимания участников на партнере и включенности их в решение групповой задачи. | 8. Отработка умения разрешать конфликты в процессе групповой работы. | ·Упражнение «Паспорт проблемы» ·Игра «Скульптура конфликта» |
«Мобилизация группы на совместное решение задачи». В игровой форме подчеркнуть важность каждого игрока в решении групповой задачи, потренироваться в слаженной групповой работе. Усиление сплоченности группы. | 9. Отработка слаженного взаимодействия в группе. | ·Игра «Болото» |
10. Эмоционально-психологическое сближение группы. | ·Упражнение «Говорящие руки» ·Упражнение «Свеча доверия» |
|
«Заключительное». Подведение итогов занятий. | 11. Обобщение опыта, полученного участниками в процессе тренинга. | ·Групповая дискуссия на тему «Мой личный результат тренинга» ·Упражнение «Чемодан» ·Упражнение «Групповой портрет» |
Используемая литература:
- Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М: Издательство «Ось-89», 1999.
- Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб. Питер, 2008.
- Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2005.
- Кипнис М. Тренинг лидерства. Изд-во «Ось-89», 2008.
- Марасанов Г.И. «Социально-психологический тренинг», Когито-Центр, М., 2001.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер.с нем. – М.: Генезис, 2002.